Аппарат управления. Менеджмент как аппарат управления

Менеджмент как аппарат управления

Аппарат управления. Менеджмент как аппарат управления

Когда говорят «менеджмент компании», нередко подразумевают аппарат управления как обязательный орган любой современной организации.

Аппаратный подход к управлению предполагает повышенное внимание к проблемам проектирования и развития структур управления, централизации и децентрализации в распределении функций управления, связям между ячейками и уровнями управления.

Менеджмент должен определить организационные размеры структурных подразделений, их права и обязанности, систему взаимодействия и информационных связей с другими подразделениями, масштаб управления и охват контролем.

Он должен поставить задачи перед подразделениями и наделить их необходимыми ресурсами. От умелого решения всех этих вопросов и своевременной корректировки и изменения структуры очень сильно зависит успех функционирования организации.

Люди, занятые в аппарате управления, — это люди, непосредственно осуществляющие процесс управления посредством профессионального выполнения управленческих функций. В современных организациях они называются менеджерами или руководителями. Функции и задачи менеджеров:

  • • обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения и способствуют достижению целей организации;
  • • устанавливают и координируют взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;
  • • разрабатывают стратегии поведения организации в изменяющемся окружении;
  • • являются основным информационным звеном связи организации с ее окружением;
  • • несут ответственность за результаты деятельности организации и др.

Управленческая деятельность в организации отличается чрезвычайным разнообразием.

Теоретиками менеджмента предложено множество моделей, которые по-своему верно описывают те или иные особенности труда руководителя, но ни одна из них не в состоянии полностью охватить сущностное содержание этой деятельности и передать специфику, которая отличает руководство от всех иных профессий. Труд руководителя сложен и многогранен. Руководить людьми, объединенными в организацию, — значит добиваться намеченных результатов, мобилизуя их на эффективный совместный труд.

Примитивная социальная организация, требующая управления, существовала уже при первобытно-общинном строе. В качестве самостоятельного вида деятельности управление известно примерно с XVIII в. Менеджмент как наука оформился гораздо позднее.

Большинство теоретиков в области менеджмента сходятся во мнении, что точкой отсчета можно считать начало XX в., когда Анри Файоль во Франции, Фредерик Тейлор в США и Вальтер Ратенау в Германии опубликовали свои первые работы по управлению и научной организации труда.

Правда, не все исследователи согласны с такой точкой зрения. Напр.

, исследователь в области менеджмента Питер Друкер изменил общепризнанную точку отсчета, утверждая, что менеджмент выделился в самостоятельную дисциплину лишь после Второй мировой войны из «науки, которая тогда называлась бизнес-экономикой, а сегодня называется микроэкономикой».

В течение XX в. взгляды на управление как на особый вид деятельности изменялись по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовались технологии производства, появлялись новые средства связи и обработки информации. Вместе с взглядами на управление развивалась и наука управления.

Менялась практика управления — изменялось и учение об управлении. Однако управленческая мысль не играла роли пассивного следования за практикой менеджмента.

Именно выдвинутые и сформулированные ведущими исследователями в области управленческой мысли новые идеи в области менеджмента и новые подходы к осуществлению управления являлись теми рубежами, начиная с которых происходили широкие преобразования в практике управления.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что наука управления двигалась вперед вслед за развитием искусства управления, а искусство управления совершенствуется на базе новейших достижений управленческой мысли.

В деятельности руководителя современной компании существенную роль играют творческие операции, но формализации они не поддаются, поскольку механизмы интеллектуальной деятельности до сих пор не изучены.

Следовательно, деятельность по руководству организацией и людьми в этой организации представляет особую форму искусства — это свободное творчество, опирающееся на научный фундамент. Как говорили Дж. Грейсон и К.О.

Делл, для любого человека творческой профессии — артиста, спортсмена или менеджера — вдохновение и стремление к победе являются критическими моментами в достижении высоких результатов.

Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений: цели и задачи; человек; управленческая деятельность.

Для начальной стадии развития учений об управлении, когда закладывались основы современного представления об управлении, был характерен упор на какое-то одно из этих явлений. Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления, все большее развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие аспекты в единое и органичное целое.

Page 3

Развитие управления как научной дисциплины не представляло собой серию последовательных шагов вперед. Скорее это было несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты управления — это и техника, и люди.

Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких как математика, инженерные науки, психология, социология и др. По мере того как развивались эти области знания, исследователи в области теории управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации.

Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к управлению.

Развитие науки управления характеризуется множеством школ и подходов, разрабатывавших те или иные аспекты менеджмента. Ориентация той или иной школы менеджмента во многом зависит от факторов, доминирующих в науке и производстве на данный момент.

Доминирующие факторы первой половины XX в.:

  • • отделение управления от собственности;
  • • рост крупных организаций;
  • • развитие наук о человеке;
  • • развитие точных наук;
  • • утверждение рыночных отношений.

Ориентация научных школ управления первой половины XX в.:

  • • закономерности и принципы управления;
  • • разделение труда, функций и ответственности;
  • • человеческие отношения, мотивы и стимулы;
  • • социальные системы.

Доминирующие факторы второй половины XX в.:

  • • революционные перемены в технологии;
  • • сложность и наукоемкость производства;
  • • глобализация производства и рынков;
  • • информационные технологии;
  • • многообразие потребительского спроса. Ориентация научных школ управления второй половины XX в.:
  • • системный подход к управлению;
  • • организационный потенциал и организационная культура;
  • • бихевиоризм;
  • • реинжиниринг;
  • • концепция внутренних рынков;
  • • теория институтов и институциональных изменений;
  • • теория альянсов;
  • • приоритет социальных целей.

Источник: https://studref.com/484360/tehnika/menedzhment_apparat_upravleniya

Общие моменты менеджмента

Аппарат управления. Менеджмент как аппарат управления
 Лекции по менеджменту — Менеджмент — Общие моменты менеджмента

Понятия “менеджер”, “менеджмент”, “маркетинг” в последнее время быстро вошли в словарный запас русского языка.

Иногда люди говорят о директоре своего предприятия, что он хороший менеджер.

Сказанным они хотят выразить, что он – современный руководитель, который в отличие от стиля руководства, присущего старой командно-бюрократической системе, при организации своей работы и работы своего предприятия использует современные методы управления.

Открываются “школы менеджеров”, создаются “клубы менеджеров”, проводятся “семинары менеджеров”, но редко люди отдают себе отчет в том, в чем собственно менеджер предприятия отличается, скажем, от руководителя или директора предприятия.

Слова “менеджер” и “менеджмент” употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь во второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.

Менеджер не автоматически является руководителем или входит в состав высшего руководства предприятия. Менеджеры работают на всех “эшелонах” управления и, по американским понятиям, таковым является человек, в задачу которого входит организация конкретной работы в рамках определенного числа сотрудников, которые подчиняются ему.

менеджмента можно рассматривать в 3-х аспектах:

  • как науку и искусство управления
  • как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений
  • как аппарат управления деятельностью организации

Менеджмент: наука или искусство

Менеджмент как наука, возникшая на базе практического опыта управления, опирается на всю сумму знаний об управлении, накопленных человечеством, и содержит концепции, теории, принципы, способы и формы управления.

Ее основные задачи:

  • объяснение природы управленческого труда;
  • установление причинно-следственных связей в этой области;
  • выявление факторов и условий эффективности совместного труда;
  • разработка методов эффективного оперативного управления;
  • прогнозирование событий, разработка методов стратегического управления и политиками организации.

В то же время имеются основания рассматривать менеджмент как искусство:

  • организации – сложные социально-технические системы;
  • люди, работающие в них – главный фактор эффективности их функционирования;
  • практически научиться управлению можно лишь через опыт, которым в совершенстве владеют люди, имеющие соответствующий талант;
  • при принятии управленческих решений менеджер, как правило, не имеет полного объема информации, необходимой для этого;
  • никто и никогда не может гарантировать менеджеру правильность принятых решений, которые будут реализовываться в будущем, поскольку предусмотреть это «будущее» смертным просто не дано.

Все это делает одними из важнейших факторов менеджерского искусства умение доверять своей интуиции и смелость принятия в различных условиях решений любой сложности.

Менеджмент как вид деятельности

Любая деятельность требует управления. Менеджмент – это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий – функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: “Управлять – это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать”.

Руководство совместной деятельностью людей состоит во взаимосвязи, с одной стороны, единоначалия, а с другой – самоуправления группы.

Все административные, организационные и исполнительские функции могут концентрироваться в руках руководителя высшего звена или делегироваться нижним ступеням управленческой иерархии, функциональным службам, вспомогательным подразделениям.

Управление совместной деятельностью людей и составляет сущность менеджмента – особого вида экономической деятельности.

Таким образом, менеджмент выступает как самостоятельный вид профессиональной деятельности. Профессионал в этой области работает по найму на должности менеджера. Современное производство основано на применении новейших технологий в соединении с высоким уровнем профессионализма работников.

Будучи специалистом высокого уровня, менеджер обеспечивает связь и единство всего производственного процесса и оказывает влияние на эффективность производства. Поэтому труд менеджера является производительным трудом.

Менеджмент объединяет под своим началом труд многих специалистов: экономистов, статистиков, инженеров, психологов, юристов, бухгалтеров и др.

Менеджмент как аппарат управления деятельностью организации

Управление идентифицируется с органом или аппаратом управления. Без него любая организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно. Поэтому аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием её менеджмента.

Аппаратный подход к управлению фокусирует внимание на его иерархическом структурном составе, на характере связей между подразделениями и элементами структуры управления, на степени централизации и децентрализации, на полномочиях и ответственности работников.

В рамках иерархической структуры аппарата управления реализуются функции управления. В свою очередь иерархия аппарата управления находит конкретное отражение в схеме управления той или иной организацией. По сути, структура управления – это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.

Читать также:

Что такое менеджмент? – Менеджмент и управление в повседневной жизни

Методы управления в менеджменте – Менеджмент методы управления а также система методов управления менеджмент

Общие принципы управления – Общие принцыпы управления в менеджменте

Функция мотивации – Одной из общих функций менеджмента является – мотивация, которая начала иизучатся в XX веке.

Виды стратегий – Виды стратегий организации разделяются на две группы: стратегии функционирования и стратегии развития.

Процесс принятия решения – В процессе управления постоянно приходиться принимать различные управленческие решения.

Функции и типы организационной культуры – Культура пронизывает процесс управления и организации от начала до конца, играет огромную роль в организации общения, обусловливая логику мышления, восприятие и интерпретацию информации.

История менеджмента – Зарожденния менеджмента произошло еще до нашей эры, но все время шло развития и Россия этому не исключения.

Менеджер в организации – Менеджеры – это руководители, т.е. сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников.

Функция менеджмента – организация – Чтобы планы были реализованы, кто-то очевидно должен фактически выполнить каждую из задач, вытекающих из целей организации.

Источник: http://InfoManagement.ru/lekciya/Obschie_momenti_menedjmenta

Менеджмент как аппарат управления — Студопедия

Аппарат управления. Менеджмент как аппарат управления

Менеджмент – это орган или аппарат управления организацией.

Люди, занятые в аппарате управления и непосредственно осуществляющие процесс управления, называются менеджерами или руководителями.

Аппарат управления любой организации имеет определенную структуру.

Структура управления – форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей менеджмента.

Между элементами структуры управления (отдельными работниками, службами и звеньями) имеются горизонтальные и вертикальные связи.

Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми.

Вертикальные связи – это связи подчинения, формирующие иерархичность управления (уровни управления).

Уровни управления (предопределяет вертикальные различия в статусе менеджеров):

Руководители (управляющие, менеджеры) низкого звена;

Руководители среднего звена

Руководители высшего звена

Пирамида:

Вершина: Высший уровень:Президент, вице президент, директор, зам директор, ректор и др. (несут ответственность за деятельность организации в целом, перспективу развития)

Средний уровень: Руководитель подразделения, управляющий сбытом по региону или по стране , директор филиала, декан и др. (отвечают за деятельность бизнес-единиц и отделов)

Низший уровень: Мастер, старшая медсестра, начальник участка , заведующий кафедрой и др.

Люди, занятые в аппарате управления, – это люди, непосредственно осуществляющие процесс управления посредством профессионального выполнения управленческих функций. В современных организациях они называются менеджерами или руководителями. Функции и задачи менеджеров:

• обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения и способствуют достижению целей организации;

• устанавливают и координируют взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;

• разрабатывают стратегии поведения организации в изменяющемся окружении;

• являются основным информационным звеном связи организации с ее окружением;

• несут ответственность за результаты деятельности организации и др.

4) Роли менеджера по Г. Минцбергу.

Классификация ролей менеджера по Генри Минцбергу:

Межличностные(официальные властные полномочия и статус) (Межличностные роли: 1) Лицо организации 2) Лидер 3) Связующее звено)

Информационные роли: 1) Аналитик 2) Информатор 3) Выразитель мнения

Роли, связанные с принятие решений: 1) предприниматель 2) стабилизатор 3) распределитель ресурсов 4) переговорщик

Управленческие роли

(Источник: Минцберг Г. Профессия – менеджер: Мифы и реальность/Лидерство «менеджер обязан создавать условия, чтобы все спокойно трудились, чтобы никто никому не мешал»)

Роли Краткое описание
Межличностные роли
Лицо организации Проведение церемониальных, протокольных мероприятий, встреча гостей, подписание юридических документов.
Лидер /руководитель Отбор и развитие персонала, мотивация работников, научение поведение
Связующее звено Осуществеление контактов за пределами вертикальной должностной иерархии (с коллегами из других организаций, подразделений, поставщиками, властными структурами и др)
Информационные роли
Аналитик Собирает и обрабатывает внешнюю и внутреннюю информацию посредством личных контактов, изучения отчетов, печатных изданий, электронной информации и др.
Информатор Передает информацию подчиненным
Выразитель мнения организации Передает информацию внешним пользователям (акционерам, государственным чиновникам и др.) о планах, политике, финансовом положении и др.
Роли, связанные с принятие решений
Предприниматель Инициация и курирование новых проектов, идей по развитию организации и подразделений
Стабилизатор Урегулирование споров, проблем, разрешение конфликтов, адаптация к кризисам во внешней среде
Распределитель ресурсов Решения о выделении ресурсов; составление графиков, бюджетов; расстановка приоритетов; формирование организационной структуры; утверждение всех решений (визирование)
Переговорщик Участие в переговорах о закупках бюджетах, с представителями профсоюзов о контрактах, зарплатах, зарплатах и др., представление интересов подразделений

Источник: https://studopedia.ru/10_202634_menedzhment-kak-apparat-upravleniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.