Дидактические игры по безопасности жизнедеятельности в старшей группе. Картотека по ОБЖ (старшая группа) на тему: Дидактические игры по безопасности для детей старшей группы

Картотека игр по ОБЖ для старшей и подготовительной групп по ФГОС

Дидактические игры по безопасности жизнедеятельности в старшей группе. Картотека по ОБЖ (старшая группа) на тему: Дидактические игры по безопасности для детей старшей группы

Дидактические игры — дополнение к занятиям, направленным на овладение навыками безопасности в быту и уличной среде. Их использование позволяет максимально вовлечь каждого ребёнка в обучающий процесс, удерживать интерес к происходящему действию, пополнять и систематизировать относящиеся к изучаемой теме понятия. Игра может объединить ребят в команду или стать индивидуальным заданием

Картотека дидактических игр по ОБЖ в детском саду

Дидактические игры по ОБЖ формируют детское представление о причинах возникновения опасных ситуаций, угрожающих здоровью и жизни малыша. Играя, ребёнок узнаёт о правилах безопасного поведения дома и на улице, уясняя, как необходимо действовать в обсуждаемой ситуации.

Пожарники

Виды игр и картотека тем для различных групп

Для достижения поставленных целей используются разнообразные игровые средства и атрибуты.

  • Различные лото, тематические настольные игры, сюжетные картинки, направлены на развитие внимания;
  • Театрализация, наглядные пособия и ролевые игры побуждают малышей многократно проигрывать описанную ситуацию. Полученный в игре бесценный жизненный опыт учит предугадывать опасность и избегать её.

Больница

Важно знать! Дошколята нуждаются в положительной оценке производимых ими действий со стороны взрослых. Это убеждает малыша в правильности принятого решения, делает его увереннее и даёт чувство защищённости.

Выделяются основные разделы программы по ОБЖ, которые являются отправной точкой в планировании тематических занятий.

  • Здоровье.
  • Правила поведения на улице.
  • Безопасность в квартире.
  • Взаимоотношения с другими людьми.
  • Экология.

В зависимости от возрастной группы и образовательных задач, выбирается форма проведения занятия. Это может быть беседа, викторина, совместная деятельность или ролевая игра.

Картотека с целями игр по ОБЖ в подготовительной группе

Картотека по ОБЖ в подготовительной группе по ФГОС с целями закрепления материала, изученного в предыдущие годы, направлена на обобщение и систематизацию знаний и умение избегать опасных для жизнедеятельности ситуаций. Для этого подходят настольные игры, творческие задания, совместная деятельность, беседы и игровые ситуации. Картотека с целями игр по ОБЖ в подготовительной группе направлена на решение следующих задач:

  • Будущим первоклассникам важно уметь вести себя на улице, в транспорте; уметь правильно переходить дорогу; знать и соблюдать правила дорожного движения для пешехода.
  • К окончанию детского сада у ребят должны быть сформированы привычки, способствующие здоровому образу жизни, соблюдению личной гигиены; должны быть развиты навыки самообслуживания. Ребятам прививается бережное отношение к здоровью, воспитывается негативное отношение к поступкам, способным нанести вред организму.
  • Ребёнок старшего дошкольного возраста должен иметь отчётливое представление о бытовых предметах, представляющих опасность, знать правила противопожарной безопасности.
  • В возрасте 6-7 лет ребёнку необходимо обладать чёткими представлениями о поведении в общественных местах, умении выстраивать отношения с другими людьми, быть вежливым и воспитанным.

Незнакомец

Важно! Особое внимание уделять возможным последствиям от знакомства и общения с неизвестными или малознакомыми людьми.

Картотека с целями игр по ОБЖ в старшей группе

Картотека по ОБЖ в ДОУ ст группа должна обеспечивать изложение материала в соответствии с основными возрастными особенностями малышей, ведущим видом деятельности которых является игра.
«Проживая» ситуацию, ребёнок не остаётся равнодушным к происходящему, без особых усилий воспринимает информацию, лучше запоминает алгоритм действий.

  НОД по ручному труду в старшей группе с идеями для поделок

Картотека с целями игр по ОБЖ в средней группе

Дидактические игры по безопасности в средней группе и воспитанников младших групп в большей степени сводятся к первичному знакомству с новыми понятиями. Ребята получают информацию, «путешествуя» по волшебным странам, встречаясь там с любимыми героями мультфильмов и сказочными персонажами.

Надо помнить! Отличительной чертой четырёхлетних слушателей является выраженная двигательная активность.

Такое качество важно использовать в процессе преподавания. Часть материала должна подаваться в виде пальчиковых игр, хороводных движений, физкультминуток. Это не позволяет ребёнку потерять интерес и утратить внимательность.

Пальчиковая игра

Планы занятий по ОБЖ

В обеспечении знаний о безопасности и здоровом образе жизни немаловажную роль играют и экологические вопросы, связанные с охраной окружающей среды. Участие в совместной деятельности родителей повышает значимость осуществляемого проекта в глазах подрастающего поколения.

Для подобного взаимодействия можно использовать конкурсы и выставки семейных работ, проводить Дни открытых дверей, во время которых родители будут не только приглашёнными наблюдателями, но и смогут активно поучаствовать в викторинах, театрализациях и играх своих детей.

Важно знать! Цели занятия по ОБЖ должны соответствовать общим образовательным задачам детского учреждения, возрастным особенностям воспитанников и проводиться в увлекательной, понятной для ребёнка форме.

План-конспект занятия по ОБЖ для подготовительной группы

В конце осени, начале зимы своевременно провести цикл бесед о правилах безопасности на природе в зимнее время. Воспитатель просит вспомнить последовательность времен года. Предлагает перечислить ребятам изменения природы в январе, феврале.

Назвать свои любимые зимние забавы, рассказать о возможных маршрутах лыжных прогулок, катании на санях и ледянках, рассмотреть иллюстрации на эту тему. Рассказывает ребятам, что даже в самые лютые морозы лёд на реках не везде одинаково прочный.

Большие предприятия через системы очистных сооружений по трубам сливают в водоёмы жидкие отходы. В таких местах лёд бывает тонким, а иногда вода вообще не замерзает.

Если зима снежная, то под сугробом опасное место незаметно и неосторожный человек может провалиться. Если часто бывают тёплые дни, то лёд становится особенно хрупким. Не стоит без особой необходимости гулять по речному льду. Если прогулка состоялась, и раздался треск, надо лечь и очень осторожно отползать в сторону берега.

Правила на льду

Воспитатель задаёт вопросы по прослушанной беседе:

  • Безопасно ли гулять по замёрзшим водоёмам?
  • Почему опасно выходить на лёд в конце зимы и начале весны?
  • Почему находиться у берега опаснее, чем в центре водоёма?

План-конспект занятия по ОБЖ для старшей группы

Игра-путешествие в страну весёлых Пожарников (Основы безопасности). Воспитатель читает вслух письмо, полученное из волшебной страны. В нём написано, что все воспитанники приглашены в гости к весёлым Пожарникам. На воображаемом транспорте вся группа отправляется в путешествие.

В пути дети играют в игру «Горит – не горит». Задача игроков – определить, может ли загореться предмет на картинке, показанной воспитателем. Например, книга – сделана из бумаги – горит, пальто – сделано из ткани – горит, кастрюля – сделана из металла – не горит.

Встретивший гостей пожарник просит помочь ему навести порядок, распределив игрушечные предметы на две группы. В одну сторону сложить безопасные предметы (А), а в другую – способные стать причиной пожара (В). Например, А – кроватка, коляска, посуда, машинка, В – утюг и другие игрушки, имитирующие электроприборы.

Пожарник благодарит участников и просит повторить за ним важное правило: «Помни каждый гражданин, пожарный номер 101». Все отправляются в лабораторию, изучающую свойства огня. Там, на железных подносах расставлены свечки, которые пожарник зажигает со словами: «Спички детям – не игрушка».

У ребят есть возможность потушить огонь с помощью песка, воды, земли и пустой стеклянной банки.

Пожарник просит вспомнить, всё что ребята узнали в этот день.

  • Что может стать причиной пожара? (спички, электроприборы)
  • Куда обращаться за помощью?
  • Что говорить (фамилию и адрес)
  • Чего боится огонь?
  • Просит ребят назвать полезные свойства огня
  • Интересуется, можно ли детям самим пользоваться плитой?

  Математические лэпбуки для детского сада

«Сам к плите не прикасайся, лучше взрослых дожидайся»

План-конспект занятия по ОБЖ для средней группы

Игра «Дорожные знаки». Воспитатель спрашивает ребят, кто из них в детский сад с папой? С мамой? Кто пришёл самостоятельно, один? А почему нельзя детям передвигаться по улице без взрослых? Чем проезжая часть отличается от пешеходной? В каком месте следует переходить дорогу? Что помогает людям и машинам не нарушать порядок?

Зарядка для глаз «Светофор»:

  • Красный – закрытые глазки.
  • Жёлтый – глаза моргают.
  • Зелёный – открытые глаза скосить вправо, влево.

Воспитатель просит ребят вспомнить, что ещё помогает водителям и пешеходам соблюдать правила. Детям раздают изображения дорожных знаков, которые можно крупно распечатать, а потом разрезать на 3-4 части. Задание для каждого участника: собрать картинку и назвать получившийся знак.

Спорт минутка выполняется в кругу. Дети стоят друг за другом. Повторяют слова и движения за воспитателем.

“На двух колёсах я качу Двумя педалями кручу (двигаются по кругу, изображая руками движение колёс) Держусь за руль (крутят руль) Гляжу вперёд (всматриваются вдаль из под руки) Я знаю скоро поворот

(поворачиваются и делают всё ещё раз, двигаясь в другую сторону).”

ПДД

Все занятия по ОБЖ  проводятся в формате НОД. Весь материал подаётся в увлекательной, игровой форме. Участниками происходящего действия могут быть сказочные персонажи, игрушечные герои и «нуждающиеся в помощи» гости.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

.com ▪ instagram.com

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/didakticheskie-igry-po-obzh

Дидактические игры по безопасности жизнедеятельности в старшей группе

Дидактические игры по безопасности жизнедеятельности в старшей группе. Картотека по ОБЖ (старшая группа) на тему: Дидактические игры по безопасности для детей старшей группы

Дидактическая игра: «Лото- пожарная безопасность»

Цель: с помощью сюжетных картинок формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников (игровые поля), затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации при пожаре( мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры, оставлен утюг без присмотра, дети включили ёлку и т.д.). Ребёнок, правильно охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот , кто у кого окажется больше закрытых полей.

Дидактическая игра «Карточная викторина».

Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек.

Варианты вопросов:

– Назови возможную причину пожара;

– как правильно вызвать пожарных;

– что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;

– можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;

– что нужно делать, если в доме запахло газом;

– можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;

– можно ли поджигать тополиный пух;

– можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;

– можно ли использовать лифт во время пожара в доме;

– что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;

– как правильно покинуть задымлённое помещение;

– можно ли играть спичками и зажигалками и почему.

Дидактическая игра: «Назови причины пожара»

Цель: формировать знания о причинах пожара .Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.

Ход игры:

Из предложенных воспитателем сюжетных картинок ( дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.

Дидактическая игра: «Выбери нужное»

Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры:

Ребёнку предлагается набор предметных картинок (огнетушитель .ведро с водой. Телевизор.

Телефон, ящик с песком, электроразетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.

Дидактическая игра: «Сложи картинку»

Цель: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость.

Ход игры:

Ребёнок должен сложить разрезанную на 8-10 частей картинку с изображенной ситуацией при пожаре.

Дидактическая игра: «Хорошо – плохо»

Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.

 Ход игры:

Ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого).Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа ит.д.) дети должны расположить карточки на картине – в нужное место.

Дидактическая игра: «Доскажи словечко»

Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь, внимание, память.

Ход игры:

Воспитатель вместе с детьми встаёт вкруг, передаёт красный мяч ребёнку который должен закончит стихотворную строку.

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небе шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой…….(пожар)

Раз, .два, три, четыре.

У кого пожар в …..(квартире)

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил…..( утюг)

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками……(играл)

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над …(газом)

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дому жог…(траву)

Кто в огонь бросал при этом

Не знакомые …(предметы)

Помни каждый гражданин:

Этот номер:….(01)

Дым увидел- не зевай.

И пожарных ….(вызывай)

Дидактическая игра: «Четвёртый лишний»

Цель: закреплять знания о предметах которые могут стать причиной возникновения пожара .развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей.

Ход игры:

из четырёх предложенных картинок изображенных на одной карточке ребёнок выбирает лишнюю связанную или не связанную с пожаром. Пример – кипятильник, расчёска, кастрюля, шкатулка; ковёр, телевизор, картина, стул и т. д.)

Сюжетно ролевые игры:

«Мы – пожарные»

Предварительная работа:

  • экскурсия в пожарную часть,
  • беседы о работе пожарных,
  • рассматривание сюжетных картинок,
  • чтение рассказов о пожаре ( Л. Толстой « пожарные собаки, С. Маршак «Кошкин дом», С. Михалкова « пожар»),
  • рисование на данную тему,
  • обыгрывание ситуаций о правилах поведения на пожаре,
  • дидактические игры,
  • ООД на данную тему.

Цель: формировать умение развивать сюжет на основе знаний по ППД; согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Согласовывать и прогнозировать ролевые действия и поведение в соответствии с сюжетом игры.

Оборудование: набор пожарных машин, шлёмы для пожарных, вёдра, лопаты, предметы заместители – шнуры, скакалки, шведская лестница, спортивный канат, спортивные маты, набор игрушек «Мы – пожарные», магнитофон (аудиозапись « пожарной мигалки»).

Игра с напольным конструктором «Пожар в городе».

Предварительная работа:

  • Конструирование зданий,
  • Игры с напольным конструктором,
  • Рассматривание плана-схемы улиц города,
  • Экскурсия по близлежащему микрорайону,
  • Обыгрывание ситуаций на тему «пожарная машина на улицах города»,
  • Беседы о профессии пожарного,
  • Отгадывание загадок,
  • Игры с транспортными игрушек,
  • Беседы о правилах дорожного движения на тему спецтранспорта на улице.

Цель: закрепить умения брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструктор, строительный материал, предметы заместители. Содействовать творческому использованию в иге представлений об ППД. Развивать творческое воображение, способности совместно развёртывать игу.

Оборудование: разные виды напольного конструктора, карты-схемы, игрушечные пожарные машины, мелкие игрушки, аудиозапись пожарной мигалки.

Сюжетно-ролевая игра «Один дома».

Предварительная работа:

  • беседы на тему безопасности дома,
  • разучивание пословиц об огне и воде,
  • беседа на тему «Огонь – спутник и помощник человека»,
  • отгадывание загадок об огне, воде, бытовых предметах.
  • Рассматривание сюжетных картинок на тему «Чтобы дома не случилась беда»,
  • Знакомство с пословицами об огне,
  • Дидактические игры по пожарной безопасности.

Цель: развивать умения брать на роль в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, предметызаместители. Развивать творческое воображение, игровой замыселопираясь на полученные знания ППД.

Оборудование: игрушечные бытовые предметы (утюг, компьютер, газовая плита, микроволновая печь, стиральная машина, гладильная доска, электрочайник, фен и т.д.),предметы заместители (счётные палочки в коробочке и т.д.), телефон, атрибуты к игре «Мы –пожарные», игровой уголок, обустроенный. детской и кукольной мебелью.

Дидактическая игра «Да—нет»

Цель: закрепить знания детей о действиях, которые могут привести к пожару.

 Воспитатель перечисляет действия. В случаях, если они могут привести к возникновению пожара, воспитанники хлопают в ладоши. Когда опасность не грозит — топают ногами:

– рисование,

– поджигание бумаги,

– игра с мячом,

– игра с зажигалкой,

– изготовление аппликации,

– прыгание через скакалку,

– поджигание сухой травы и листвы,

– пение хором,

– баловство со спичками,

– чтение,

– игра в снежки на улице зимой,

– игра со снежинками, изготовленными из бумажных салфеток,

– зажигание бенгальских огней возле ёлки,

– мытьё посуды,

– умывание,

– игра на прогулке,

– игра в бадминтон,

– лепка из пластилина,

– включение утюга,

– мытьё рук,

– танцы,

– полив цветов,

– включение обогревателя,

– чистка ковра,

– игра с увеличительным стеклом под солнечными лучами,

– забивание гвоздей,

– игра с песком,

– включение неисправного шнура гирлянды,

– купание в ванне,

– игра с кубиками,

– перегрев телевизора,

– рассматривание книг возле костра,

– разжигание костра в лесу на ветру,

– игры с воздушным змеем.

Дидактическая игра «Размышляй-ка»

Цель: закрепление знаний детей по основам безопасной жизнедеятельности; развитие логического мышления; содействие в употреблении сложноподчинённых предложений.

Дети заканчивают предложение, начатое воспитателем. Например, так: «Если съесть ядовитый гриб, то… можно отравиться».

Если съесть ядовитую ягоду, то…

Если одному плыть по реке, то…

Если идти, не останавливаясь в море, то…

Если к вам в окно залетел тлеющий окурок, то…

Если открывать дверь незнакомцу, то…

Если взять в руки острые предметы, то…

Если у человека поднялась высокая температура, то…

Если подняться на крышу дома, то…

Если укусил комар, то…

Если дети играют со спичками, то…

Если на улице горит трава, то…

Если в квартире пахнет гарью, то…

Если на кухне запах газа, то…

Если из соседней квартиры идёт дым, то…

Если подскользнуться зимой на льду, то…

Если идти на красный свет через дорогу, то…

Если кататься на велосипеде возле проезжей части, то…

Если зимой лизнуть сосульку, то…

Если незнакомец угощает конфетой, то…

Дидактическая игра «Как спасти от беды»

Цель: закрепление знаний воспитанников по ОБЖ; развитие логического мышления.

Ход игры

Выслушав задание воспитателя, дети придумывают решение, которое поможет избежать беды. Например, в соответствии с заданием ситуация следующая: «В большом магазине девочка потеряла маму». Ребёнок предлагает выход: «Нужно подойти к продавцу и объяснить, что в магазине находится мама. Надо назвать себя, а также имя и фамилию мамы. Попросить помочь её найти».

Водитель нарушил правила дорожного движения…

Вода затопила дороги, люди не могут выйти из домов…

В детском саду объявили эвакуацию, все дети…

Мальчик во время игры поранил ногу…

В квартире начался пожар и папа…

Когда слышны крики «Спасите, пожар!», нужно…

Во время новогоднего праздника погас свет…

В доме нет света, а ребёнок дома один…

Дидактическая игра «Холодный—горячий»

Цель: развитие у детей логического мышления.

Каждый ребёнок получает по три кружка разного цвета: красный означает горячие предметы, синий — холодные, жёлтый — тёплые. Ведущий называет различные предметы, дети показывают соответствующий кружок. Тот, кто чаще ошибается, выбывает из игры.

Предметный ряд: лёд, батарея, огонь, включённый утюг, вода, фен, обогреватель, солнышко, чай, снег, руки, печка, костёр, мороженое, хлеб, сосулька, варежки, горячий чайник, холодильник и т.д.

Дидактическая игра «Составь номер»

Цель: закрепление знаний воспитанников о вызове сотрудников МЧС в случае пожара.

Дети делятся на две группы и совместно среди множества цифр находят необходимые и составляют номер телефона МЧС — 101. Выигрывает команда, которая завершит задание первой.

В. Ребята, теперь каждый из вас знает, по какому номеру надо звонить, если случился пожар. Давайте еще раз повторим все вместе:

Дети. «Пожарный номер: 101».

В. Помните, что звонить по этому номеру можно и нужно только при пожаре. Услышав ответ дежурного, чётко называйте свои имя и адрес.

Дидактическая игра-ситуация «Юные пожарные спешат на помощь»

Цель: обучение детей основам пожарной безопасности; развитие логического мышления.

Ход игры

Одни дети называют чрезвычайную ситуацию, другие — её возможные последствия и действия, которые необходимо предпринять. Например: «Горящая бумага упала на мягкое кресло… Кресло начало бы тлеть и загорелось. Если никого нет дома, мог бы случиться большой пожар, пострадали бы многие квартиры в этом доме. В случае возникновения огня нужно быстро вызвать пожарных по телефону 101».

Ситуационный ряд:

  • Горящая бумага влетела в открытое окно квартиры…
  • Горящая бумага упала на сухую траву у дома…
  • Взрослые неосторожно обращаются с камином…
  • Мальчики играют со спичками…
  • На горящей плите вспыхнуло пламя в сковороде…
  • На праздничном столе остались непогашенные свечи …

Источник: https://gr12-ds127.edusev.ru/folders/post/1199858

«Безопасность жизни и здоровья». Дидактические игры и упражнения по валеологии ⋆ Планета Детства

Дидактические игры по безопасности жизнедеятельности в старшей группе. Картотека по ОБЖ (старшая группа) на тему: Дидактические игры по безопасности для детей старшей группы

Игры раздела позволяют познакомить детей с источниками опасности, мерах предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами, сформировать умения и навыки безопасного поведения.

 «Можно — нельзя»

 Цель: формирование представлений о том, что контакты с животными могут быть опасны

 Материал: картинки с изображением животных в период покоя и в период агрессии, фишки красного и зеленого цветов.

 Описание: рассмотреть внимательно картинки, положить зеленую фишку на ту карточку, где изображено животное, к которому можно сейчас подойти ( период покоя). А красную фишку — на карточку с изображением животного в период агрессии  ( подходить нельзя).

 «Скорая помощь»

Цель: закрепление у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

 Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зелёнка).

 Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий.

 «Когда грозит опасность»

 Цель: закрепление знаний детей о необходимых действиях в случае опасности.

 Материал: картинки с изображением действий опасных для ребенка, телефон.

 Описание: дети получают картинку , называют опасную ситуацию и набирают необходимый номер телефона, называют свое имя, адрес, говорят, что случилось.

 «Я не должен»

 Цель: обучение нормам и правилам поведения во взаимоотношениях с людьми.

 Материал: сюжетные картинки , связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах взрослый-ребенок, ребенок-ребенок), шаблон «Я — не должен»(например, изображение знака « — «).

 Описание: игроки раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях с людьми, объясняют свой выбор.

 «Как бы ты поступил»

 Цель: закрепление умения принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с людьми.

 Материал : сюжетные картинки по проблеме, призы.

 Описание: игроки рассматривают иллюстрированные типичные опасные ситуации возможных контактов с чужими людьми на улице:

  •  незнакомый взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-нибудь, обещая показать что-то интересное, предлагая игрушку;
  •  незнакомый взрослый открывает дверцу машины и приглашает покататься вместе с ним;
  •  незнакомый взрослый угощает конфетой, мороженым и т. д.

 За каждое правильно принятое решение игрок получает приз.

 «Телефон»

 Цель: формирование знания о телефонной связи, как предмете первой необходимости в критических ситуациях, знакомить с телефонными номерами служб — спасателей.

 Материал: иллюстрации с изображением той или иной опасной ситуации, игровые автомобили служб спасения, карточки с номерами телефонов.

 Описание: подобрать к иллюстрации с конкретной ситуации номер телефона, автомобиль определенной службы спасения.

 «Что такое хорошо, а что такое плохо»

 Цель: уточнение представлений детей об экологически правильном поведении.

 Материал: сюжетные картинки.

 Описание: предложить детям определить на картинках и выбрать те, на которых ребенок ведет себя хорошо, бережет свой организм( в дождливую погоду выходить на улицу с зонтом, заниматься спортом, питаться полезными для здоровья продуктами и т. д.)

 «Составим модель хорошего и злого человека»

 Цель: развитие умения подбирать детали лица человека, который может представлять опасность ( или наоборот) для окружающих.

 Материал: детали лица ( глаза с разным выражением лица, носы, рты разной формы, различные детали причесок), контуры лица.

 Описание: предложить детям из отдельных деталей составить воображаемое лицо, соответствующее облику доброго и злого человека.

 «Наши помощники растения»

Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровым.

 Оборудование: предметные картинки с изображением лекарственных растений.

 Игра проводится по принципу лото. У детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если сказал правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карточку.

 «Знакомый, свой, чужой»

 Цель: формирование точного понятие того, кто является  «своим», «чужим», « знакомым».

 Описание: перед началом игры выяснить у детей, кого, по их мнению, можно считать «своим», а кого-»чужим», кого можно назвать «знакомым», чем знакомый отличается от близкого человека, чем от чужого, постороннего.

Дети стоят на небольшом расстоянии друг от друга, образуя круг. Ведущий — в центре поочередно бросает мяч каждому, приговаривая: знакомый, свой, чужой, выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать.

Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч ведущему.

 «Мы — спасатели»

 Цель: закрепление представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях, воспитание сочувственного отношения к пострадавшему.

 Материал: игровая карта с тремя пустыми окошками (одно -сверху, два — снизу); картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях; набор карточек с изображением  тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.

 Описание: на игровую карту ведущий кладет картинку с изображением опасной ситуации, игроки выбирают из всех карточек с изображением действий две правильные, последовательно раскладывает их.

 «1,2,3, что может быть опасно — найди»

 Цель: закрепление представления об источниках опасности в доме, развитие сообразительности, внимания.

 Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы

 Описание: ведущий отворачивается и считает до 3-5, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны, затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

 «Выбери съедобные грибы и ягоды»

 Цель: закрепление знания о съедобных и ядовитых растениях, умения отличать их друг от друга.

 Материал: корзины, муляжи или карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов и ягод, фишки.

 Описание: предложить собрать съедобные грибы и ягоды в корзины, а «несъедобные» оставить в лесу. За каждое правильно выбранное растение-фишка. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество фишек.

 «Подбери Танюшке игрушку»

 Цель: закреплять представление о предметах быта, которыми можно/ нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.

 Материал: игровая карта с изображением девочки и «веселых человечков»; картинки с изображением различных предметов.

 Описание: Воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых «веселыми человечками» те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.

 «Что мы знаем о вещах»

 Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.

 Материал: четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.

 Описание: в игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением « травмы». Воспитатель ( ребенок) — ведущий. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета.

Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку.

При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

 «Поставь дорожный знак»

 Цель: учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие — «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные», запрещающие — «Въезд запрещен», «Движение запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», предписывающие — «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка», информационно-указательные — «Место стоянки», «Пешеходный переход», знаки сервиса — «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Техническое обслуживание автомобилей», «Место отдыха», «Пост ГАИ»); развивать внимание, навыки ориентировки в пространстве.

Материал :дорожные знаки, игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых зданий, автостоянки, перекрестков.

Описание: детям предлагается:

1. Рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено.

2. Расставить нужные дорожные знаки. Например, у школы — знак «Дети», у кафе — «Пункт питания», на перекрестке — «Пешеходный переход» и т. д.

Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки правильно и быстро.

 «Я иголки не боюсь»

 Цель: закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание , усидчивость.

 Материал: иголки с нитками, прикрепленные к основанию коробки; пуговицы.

 Описание: предложить детям собрать «пирамидку» из пуговиц, нанизывая их на иголку с ниткой или собрать бусы, продевая иголку с ниткой в обе дырочки пуговиц.

 Моздукова Ольга Владимировна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 3»,
г. Белово, Кемеровская область, Россия.

Статья размещена в авторской редакции.

Источник: https://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/bezopasnost-zhizni-i-zdorovya-didakticheskie-igry-i-uprazhneniya-po-valeologii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.