Фомичева М.В. Воспитание у детей правильного звукопроизношения

Практические советы и дидактические материалы по коррекции произношения

Фомичева М.В. Воспитание у детей правильного звукопроизношения

Существует большое количество книг по логопедии. Некоторые из них являются классикой и обязательны к прочтению всем начинающим специалистам. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» подробно расписала каждый этап работы над коррекцией речи.

Актуальность учебника

Отечественная логопедия активно развивалась с 50-х годов прошлого века. За это время было создано немало пособий, которые позволяют специалистам правильно проводить коррекционный процесс.

Такие инструкции позволяют начинающим специалистам правильно проводить занятия

Важно! Введение методик позволяет избежать ошибок и проблем во время работы с дошкольником.

В детском возрасте могут возникать разные нарушения речи. Необходимо своевременно заниматься их исправлением, иначе возникнут сложности с освоение письма и чтения. В дальнейшем это негативно скажется на мышлении.

Практические советы по логопедии

Домашние занятия играют большую роль в исправлении речевых дефектов. Родители могут проводить небольшие уроки каждый день – это позволяет закреплять пройдённый с логопедом материал и ускоряет коррекционный процесс.

Исправлять любое нарушение начинают с артикуляционной гимнастики. Специальные комплексы упражнений развивают определенные мышцы, которые важны для произношения.

Дополнительно проводится дыхательная гимнастика, которая помогает сформировать сильный речевой выдох. Для нее нужны специальные тренажеры, которые помогают визуализировать произношение – султанчики, ветродуйчики, новогодний дождик и другие.

Введение в логопедию

В книге Фомичевой есть краткая информация о том, что такое логопедия, предметы и задачи науки. Перечислены основные методы – дидактико-материалистический, статистика, наблюдение, эксперимент и другие.

Автор смогла четко обозначить, что логопедия является отраслью большой педагогической науки – дефектологии. Она тесно связана с дошкольной педагогикой.

Специалист должен проводить уроки с учетом индивидуальных особенностей ребенка

Во время занятий дома нужно учитывать то, что речь тесно связана с психическими процессами – вниманием, памятью, мышлением. База специальной педагогики – это анатомия и физиология организма.

Логопед должен хорошо понимать, почему возникают те или иные нарушения речи. Это необходимо для правильного построения коррекционного процесса.

С чего начинают исправление звукопроизношения?

Исправление любых речевых нарушений должно проводиться по определенному плану. Сначала специалист проводит диагностику, которая позволяет оценить развитие ребенка на данный момент времени. После того, как логопед делает собственное заключение – он может переходить к формированию правильного звукопроизношения.

Подготовительный этап включает в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, работу над речевым слухом. Все это будет базой для постановки звука.

Важно! С этим процессом нельзя торопиться, так как можно только закрепить неправильное произношение.

Все упражнения должны выполняться перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать свои действия.

  Логопедические стишки и потешки на занятии в старшей группе

Кратко о развитие речи ребенка

Первые слова малыш начинает говорить в год и через некоторое время у него появляется простая фраза. В его лексиконе около 10 слов и если их нет, то родителям стоит забеспокоиться.

Постепенно его словарный запас растет, ребенок четко понимает, что может значит то или иное слово. До трех лет нарушения звукопроизношения считаются возрастной нормой. В этом возрасте малышу еще бывает сложно связывать слова в связные предложения.

К четырем годам формируется группа свистящих ([С], [Ц], [З]) и шипящих звуков ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]), может наблюдаться небольшая задержка. Такие нерезкие нарушения речи требуют внимания специалиста.

К шести годам речь ребенка должна быть полностью сформировано. Он безошибочно использует все звуки, грамматически правильно оформляет фразу и его словарь насчитывает 3000 слов. Все это будет базой для освоения письма и чтения.

В случае выявления недоразвития речи, дислалии и других нарушений, ребенка нужно показать логопеду.

Методический материал для постановки звуков

Специалист использует для подготовки и проведения занятий разные игры и тренажеры. Все это позволяет создать условия для успешного коррекционного процесса.

Каждый логопед выбирает пособия на свое усмотрение

В книге Фомичевой подробно расписаны все этапы работы над исправлением звукопроизношения. Для артикуляционной гимнастики лучше использовать специальные карточки-символы. Например, которые были разработаны Л.А. Комаровой.

Много времени может занимать коррекция звукопроизношения у детей, дидактические материалы для этого часто подбираются индивидуально под ученика.

Когда ученик сможет произнести изолированно правильно звук, то потребуется символы звуков. Их можно сделать самостоятельно, например, [С] – насос или чайник, а [Ш] – шипящий гусь.

Существуют готовые учебники по исправлению общего недоразвития речи. Например, под редакцией Теремковой Н.Э. В них собран весь нужный лексический материал и подобраны разные материалы.

Важно! Все пособия должны быть цветными, так как это привлекает внимание ребенка.

Мало просто произносить звук, нужно его автоматизировать и ввести в речь. Для этого используют прямые и обратные слоги, слова, предложения. Материал можно найти в книгах Ирины Лопухиной и других авторов.

Ребенок с НВОНР

В логопедии выделяются разные формы речевых нарушений – дислалия, дизартрия, общее недоразвитие речи, заикание и многое другое. Условно их можно разделить на легкие и тяжелые.

НВОНР в логопедии, что обозначает знает не каждый специалист. Под этой аббревиатурой скрывается простое заключение – нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

НВОНР в логопедии ставится детям с дислалией и фонетико-фонематическим недоразвитием. При таких нарушениях отмечаются проблемы со звукопроизношением и речевым слухом. Такое заключение нельзя путать с общим недоразвитием речи 3 уровня, так как тогда отмечались бы проблемы с лексико-грамматическим строем.

  Развитие речи у старших дошкольников игровой деятельностью

Дидактические материалы по коррекции звукопроизношения

Родители всегда интересуются тем, как научить ребенка правильно выговаривать буквы. Для этого используют разные пособия и игры, которые помогут закрепить правильное произношение звука.

Формы речевых нарушений

Научиться правильно говорить не так легко. Многое зависит от вида нарушения и для каждого диагноза требуется особая помощь. Упражнения при выраженной дизартрии у детей направлены на то, чтобы снять тонус мышц и восстановить их подвижность.

Правильное определение нарушения определяет успешность коррекционного процесса

Мало просто проговаривать слоги или слова, нужно заниматься системно с ребенком. Только от этого зависит успешность исправления.

Экран звукопроизношения в группе

Логопеду нужно хорошо представлять с какими нарушениями у него дети. Экран звукопроизношения в логопедической группе позволяет вписывать данные дошкольников и отмечать какие звуки проблемные у конкретного ребенка.

Важно! Обязательно нужно сделать отметку о том, дошкольник заменяет или искажает звук.

Обозначение для нормы достаточно простое – N или плюсик. Все это позволит быстро вывести статистику состояния детей в группе. Начинающим специалистам можно воспользоваться образцом заполнения, который есть у старших коллег.

Для облегчения восприятия желательно выделять группу с речевыми нарушениями разными цветами – это позволит составить списки для занятий.

Упражнения при дизартрии для детей

Компенсация в логопедии – это восстановление или замещение утраченных функции. При дизартрии наблюдаются проблемы с иннервацией мышц, поэтому такого ребенка сложно учить правильно говорить.

Поэтому необходимы специальные упражнения для коррекции. В артикуляционной гимнастике особое внимание уделяют переключаемости с одной позы на другой. Желательно проводить логопедический массаж.

Примерные упражнения – покашливание, свист, надувание поочередно щек, мычание и т.п. Полезно надувать шарики, сдувать бумажные мячики.

Тремор языка

Дизартрию достаточно легко выявить по ряду признаков. Тремор языка у маленького ребенка в логопедии может указывать на проблемы с иннервацией.

При подобном нарушении кончик языка будет видимо дрожать

Подобная проблема может означать то, что у ребенка проблемы по невралгической части. В таком случае ему нужна медицинская помощь. Занятия не стоит проводить в формате онлайн, так как необходимо чтобы логопед очно контролировал действия ребенка. При необходимости он исправит ошибку.

Специалист может заниматься развитием образования относительных прилагательных, логопедическое занятие по этой теме проводится в старшей группе детского сада.

Не всегда родители придают значение проблемам с речью. В будущем они могут вызывать массу проблем в виде комплексов и ограничения в выборе профессии. Поэтому не стоит откладывать процесс коррекции.

Источник: https://vospitanie.guru/rech/fomiceva-vospitanie-u-detej-pravilnogo-proiznosenia

Коррекция звукопроизношения

Фомичева М.В. Воспитание у детей правильного звукопроизношения

Обычно нарушаются следующие группызвуков:

свистящие

С, СЬ, З, ЗЬ

шипящие

Ш, Ж

аффрикаты

Ц, Ч, Щ

сонорные

Л, ЛЬ, Р, РЬ

заднеязычные

К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ

звонкие согласные

мягкие согласные

 У некоторыхдетей нарушается только одна группа звуков, и такое нарушение звукопроизношенияопределяется как простое (частичное), или мономорфное.

  У другихдетей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков. Такое нарушениезвукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное.

  В любой изперечисленных групп различают три формы нарушения звуков:

· искаженноепроизношение звука (например – горловой звук Р)

· отсутствие звукав речи ребенка (например, коова вместо корова)

· замена одногозвука другим (колова)

  Кроме видови форм нарушения звукопроизношения, существуют три уровня нарушения:

· полное неумениепроизнести звук;

· правильноепроизношение изолированного звука, но искажение или пропуск его в спонтаннойречи, т.е. недостаточная автоматизация звука;

· смешивание звукав речевом потоке с другим, близким по артикуляции или звучанию, т.е. нарушениедифференциации звуков.

  Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточнаясформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могутправильно выполнять движения языком, губами, в результате чего звук искажается.

Иногда причина кроется в индивидуальном строении артикуляционного аппарата(нарушение прикуса, укороченная подъязычная связка). В этих случаях необходимовмешательство ортодонта. Подобные нарушения называются фонематическими, т.к.

фонема (звук) звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова.

   Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированностифонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышатразницы между звуками, близкими по артикуляции. Такие нарушения называются фонематическими,т.к. при замене одной фонемы другой нарушается смысл слова (рак – лак).

    Вслучаях, когда у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой группыискажаются, нарушения называются фонетико-фонематическими.

   Знание видов, форм и уровня нарушения звукопроизношения помогает логопедуопределить методику и характер коррекционной работы с детьми в условияхлогопункта. 

Источник:

Последовательностьработы над звуками

При формировании правильногозвукопроизношения традиционно соблюдается рядобщих требований к этапам логопедической работы.

Существуетопределённая последовательность введения звуков в речь. 

Сначала ставятся«простые звуки»: А, У, О, И, Э, Ы; Б (Бь), П (Пь), М (Мь), В (Вь), Ф (Фь).

После того, как данные звуки появились в самостоятельной речи ребёнка,начинается работа над: Т (Ть), Д (Дь), Н (Нь), К (Кь), Г (Гь), Х (Хь), Й, С(Сь), З (Зь), Ц. Следующим этапом вводятся звуки Ш, Ж, Ч, Щ, Л (Ль).

И только всамом конце ставится звук Р (Рь). Данная последовательность обусловленаготовностью артикуляционного аппарата к определённому звуку.

Например, звук Ш требует подъёма кончика языка наверх. Еслиязычок ребёнка ещё не окреп для его подъёма, то стоит начать не с постановкизвука, а с укрепления язычка, посредством специального логопедического массажаи артикуляционной гимнастики.

В индивидуальныхслучаях последовательность постановки звуков может меняться.

 Например, еслипериод постановки свистящих звуков (С, З, Ц) затягивается, а язык уже готов кшипящим звукам, то можно попробовать поставить сначала их, а затем вернуться ксвистящим.

Так же бывают случаи, когда ребёнку не удаётся контролировать своиартикуляционные уклады, и он начинает слишком эмоционально реагировать нанеудачи, можно перейти к постановке звуков, которые лучше всего ему удаются.Это позволит избежать

возникновениянегативизма к занятиям.

Однако,нарушение последовательности постановки звуков – это ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ.

Существует ещёспорные ситуации, которые стоит отметить особо. Иногда доводится слышать отродителей: «Нам не нужны звук С и Ш, нас интересует звук Р».

Но не стоитставить свои интересы, выше интересов ребёнка.

Может быть, Вас он и неинтересует, а вот ребёнку без их правильного произнесения придётся несладко… Ктому же, не умея правильно произносить остальные звуки, вряд ли ребёнку удастсяовладеть звуком Р.

Кроме того, впроцессе логопедических занятий с детьми предусмотрена определеннаяпоследовательность работы с каждым звуком:

1. Подготовка артикуляционного аппарата

2. Первичная постановка звука

3. Закрепление его в устной речи

Для каждого конкретного звука требуется комплекс специальных упражнений

– артикуляционная гимнастика. Выполняя упражнения. Ребёнок долженактивно и сознательно работать, при этом ему должно быть интересно.

Ежедневнозанимаясь артикуляционной гимнастикой, вы продолжаете работу над звуком, покане появится правильная артикуляция и произношение.

Когда ребёнокосвоил новый для него звук, не требуйте, чтобы он стразу стал пользоваться им вречи. Ребёнок должен многократно, иногда в течение многих дней, повторятьизолированный звук, чтобы правильная артикуляция стала для него привычной. Дляребёнка это не должно стать утомительной и скучной повинностью, поэтомувыбираются разные игровые упражнения, которые чередуются именяются.

Последовательностьвведения звуков в речь проходит по одной линии: от слога к слову, к предложению.

 Однако,есть свои маленькие секретики при выборе речевого материала во времяавтоматизации определённых звуков.

Так отработказвуков «С», «Ш» (а также «З», «Ж», «Щ», «Х», то есть любой согласный длительнопроизносимый звук), начинается с длительного изолированного их произнесения,затем осуществляется переход к прямым слогам типа СА, СЫ, ША, ШИ. Приправильном их проговаривании хорошо видна артикуляция звуков «С», «Ш», легкоследить за положением кончика языка.

Далее переходим к проговариванию слов сотработанными слогами в начале слова: САни, ШИна, САло, СЫн, Шапка… Послеавтоматизации звуков «С» и «Ш» в таких словах, можно переходить к другим слогам(СУ, СО, ШО, ШУ) и к словам с данными слогами.

Затем работа продолжается наматериале звукосочетаний типа АСА, АША, ЫША, ОСЫ, ИСА и др, то есть звукнаходится между гласными звуками. При этом необходимо обратить внимание на то,что данные звуки никогда не отрабатываются в одно время (просто система работыидентична).

Далее осуществляем переход к словам типа КАША, КИСА, ВЕСЫ, КОСЫ,НОША… На этом этапе хорошо помогают чистоговорки. Их легко сочинить самим.

Принцип такой: выбираем любое слово, в котором изучаемый звук будет непоследним и не первым, например: полоСа, «отрываем» последний слог СА исочиняет чистоговорочку примерно так: «СА-СА-СА, на дороге полоСА» или совсемпростую «СА-СА-СА – это полоса». Главное, чтобы при произнесении такойчистоговорки ребёнок мог длительно повторять какой-то слог с изучаемым звуком изатем вводить его в слово. Затем переходим к проговариванию слов в

словосочетанияхи дальше – в предложениях (используем материалы логопедических тетрадей,сборников или просто детских книг). Вместе с данным видом работы необходимовключать звук в короткие, а затем и длинные стихотворные тексты. Так планомерноосуществляется переход к автоматизации звука в речи (вот тогда и надо проситьребенка следить за правильным произношением звука во всех словах).

Звуки, которыепроизносятся коротко, как бы взрываясь («К», «Г», «Ц», «Ч», «Т», «Д»)рекомендуется автоматизировать несколько в ином порядке. Сначала так же –изолированно «Ч-Ч-Ч» – стучит поезд по рельсам, «К-К-К» – кряхтит дед.

Затем эти звукипроговариваются в обратных слогах: на первом месте находится гласный звук, азатем наш изучаемый согласный звук: гласный поём долго, а согласный произносимкоротко, легко, вот так: А-А-АЧ, А-А-АК.

Когда будет легко проговариватьсяданный тип слогов, то надо сразу вводить чистоговорки  (придумываем поописанному выше принципу). Далее переходим к сочетаниям типа  АЦА, АЧА и ксловам с данным сочетанием звуков.

Постепенно вводим в

занятия слогипрямые: ЧА, КА, ЦЫ и слова с этими слогами. Затем проговаривает любые слова всловосочетаниях и в предложениях и далее переходим к отработке звука всамостоятельной речи.

Работать надзвуком «Л» можно по любой из представленных моделей, исходя из возможностейребёнка – пробовать надо всё.

Звук «Р» -интересный звук. Кто-то очень легко с ходу начинает трещать язычком и сразуполучаются слоги, типа РА, РО, РУ и вскоре слова. В таких случаях звук слёгкостью вводится в словосочетания, предложения и даже в речь.

Однако, какправило, этот звук вызывает серьёзные затруднения при автоматизации: то нехватает ребёнку сил произносить его звонко и тогда звук теряется где-то вротовой полости, произносится как бы шёпотом, приглушённо.

Такой звук нельзявводить в слоги и в слова, надо как можно дольше заниматься изолированнымпроизношением (длительно трещать язычком при широко открытом рте, как тольковозможно).

 Еслипостановка звука шла от толчковых звуков Т или Д, то далее надо обращатьпристальное внимание к переходу от этих звуков к другим толчковым звукам. Напрактике данный вид работы будет выглядеть так:

· Проговариваниезвука «Р» в слогах ТРА, ДРА, ДРУ далее в словах с этим слогом в начале (ТРАВА,ДРАКА…), в середине (ваТРУшка, маТРАс…), в словосочетаниях и в предложениях сотработанными словами.

· Переход кзвукосочетанию ПРРР, БРРР (учить выполнять треск от нового толчкового звука – Пили Б), затем отработка в слогах ПРА, БРА, ПРО, БРУ , далее в словах с этимислогами.

· Переход кзвукосочетанию КРРР, ГРР,  ВРРР, НРРР (учить выполнять треск от новыхтолчковых звуков), затем отработка в слогах ПРА, БРА, ПРО, БРУ, ВРА, ГРА,КРУ…далее в словах с этими слогами.

· Переход ксочетаниям АРА, АРО, АРУ…

Если неполучается всё ещё «оторвать» звук «Р» от толчкового звука, то перейти ктолчковому «Ш» – ШРРР (это произнести очень сложно и ребёнок постепенно уберёт«Ш»)… далее в словах с этими сочетаниями.

· Потомпереходим к автоматизации звука в любых положениях в словах, в чистоговорках,скороговорках.

То есть, всядальнейшая работа строится обычно: идёт автоматизация звука «Р» в словах, впредложениях, вводится звук в речь.

Использованнаялитература:

1. Основылогопедии с практикумом по звукопроизношению. / Под ред. Т.В. Волосовец. – М.:Издательский центр «Академия», 2002.

2. РоссийскаяЕ.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи. – М.: АРКТИ, 2003.

“,”author”:””,”date_published”:null,”lead_image_url”:”https://2.bp.blogspot.com/-A8BCL9bvvyE/WzTTVvXPNBI/AAAAAAAACMI/yn0tMRX7rPQzELPCwy4XaWRsc77fX0MfACLcBGAs/w1200-h630-p-k-no-nu/%25D0%25A0%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2583%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25BA1.png”,”dek”:null,”next_page_url”:”http://logosiiol.blogspot.com/p/1_21.html”,”url”:”http://logosiiol.blogspot.com/p/blog-page_22.html”,”domain”:”logosiiol.blogspot.com”,”excerpt”:”Нарушения звукопроизношения являются самыми распространенными недостатками речи у детей. Обычно нарушаются следующие группы звуко…”,”word_count”:1480,”direction”:”ltr”,”total_pages”:2,”pages_rendered”:2}

Источник: http://logosiiol.blogspot.com/p/blog-page_22.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.