Как делать все разборы в русском языке. Русский язык

Морфологический разбор слова с примерами и онлайн

Как делать все разборы в русском языке. Русский язык

Введите слово без ошибок:

Например: смотришь, чуть, быстры

Введите любое слово, затем нажмите «разобрать». После этого вы получите разбор, в котором будет написана часть речи, падеж, род, время и всё остальное. Т.к.

разбор производится вне контекста, то может быть предложено несколько вариантов разбора, среди которых вам нужно будет выбрать правильный. Разбор выполняется компьютером автоматически, поэтому иногда могут быть ошибки.

Будьте внимательны, онлайн разбор предназначен для помощи, а не для бездумного переписывания. Замечание про букву Ё: не заменяйте её на Е.

Нажмите Ctrl+D, чтобы добавить сервис в закладки и пользоваться им в будущем.

Для того, чтобы не испытывать трудности в схеме морфологического разбора слова или в порядке разбора, не следует автоматически запоминать последовательность и принцип разбора.

Эффективнее всего ориентироваться на выделение общих признаков частей речи, а затем перейти на частные признаки этой формы. При этом общая логика разбора должна быть сохранена.

Также вам помогут Части речи.

Следующие примеры морфологического разбора позволят понять схему разбора слов предложения в русском языке. Однако следует помнить, что наличие текста – обязательное условие правильного разбора частей речи, ведь морфологический разбор – это характеристика слова (как части речи), учитывающая специфику его использования.

Рассмотрим примеры морфологического разбора.

Морфологический разбор существительного

  1. начальная форма (в именительном падеже, единственном числе);
  2. собственное или нарицательное;
  3. одушевленное или неодушевленное;
  4. род;
  5. склонение
  6. число;
  7. падеж;
  8. роль в предложении.

Существительное (образец разбора): Малыши любят пить молоко.

Молоко – существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.

План разбора прилагательного

  1. начальная форма – инфинитив (именительный падеж, единственное число);
  2. разряд (качественное, относительное или притяжательное);
  3. краткое или полное (только о качественном);
  4. степень сравнения (только о качественном);
  5. род (только о единственном числе);
  6. падеж;
  7. число;
  8. роль в предложении.

Прилагательное (образец разбора): Полное лукошко грибов собрала Аленушка.

Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, винительном падеже, является дополнением.

Числительное (порядок разбора):

https://uchim.org/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova – uchim.org

  1. начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род – для порядкового);
  2. разряд по значению (количественное, порядковое);
  3. разряд по составу (простое, сложное, составное);
  4. падеж;
  5. род и число (у порядковых и некоторых количественных);
  6. роль в предложении.

Числительное (образец разбора): Пролетело четыре дня.

Четыре – числительное, начальная форма – четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.

Местоимение (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, если изменяется по числам и родам);
  2. разряд по значению;
  3. род (если есть);
  4. падеж
  5. число (если есть);
  6. роль в предложении.

Местоимение (образец разбора): С нее капали хрустальные дождинки.

Нее – местоимение, начальная форма – она, личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.

Морфологический разбор глагола

  1. инфинитив (начальная форма);
  2. возвратный или невозвратный;
  3. переходный или непереходный;
  4. вид;
  5. спряжение;
  6. наклонение;
  7. время (для изъявительного наклонения);
  8. лицо (для настоящего, будущего времени и повелительного наклонения);
  9. род (для прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе);
  10. число;
  11. роль в предложении.

Глагол (образец разбора): Сказали правду, не побоявшись осуждения.

Сказали – глагол, начальная форма – сказать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.

Причастие (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род);
  2. инфинитив;
  3. вид;
  4. время;
  5. возвратное или невозвратное (для действительного);
  6. переходное или непереходное (для действительного);
  7. полное или краткое (для страдательного);
  8. род (для единственного числа);
  9. падеж;
  10. число;
  11. роль в предложении.

Причастие (образец разбора): Гляжу на опадающую листву и грущу.

Опадающую – причастие, начальная форма – опадающий, от глагола опадать, несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в женском роде, винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.

Деепричастие (порядок разбора):

  1. глагол, от которого образовано;
  2. вид;
  3. возвратное или невозвратное;
  4. переходное или непереходное;
  5. роль в предложении.

Деепричастие (образец разбора):

Уезжая за границу, ты грустишь о доме.
Уезжая – деепричастие, от глагола «уезжать», несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.

Наречие (порядок разбора):

  1. разряд по значению (определительное или обстоятельственное);
  2. степень сравнения (если есть).

Наречие (образец разбора): Солнце взошло выше, и тучи рассеялись.

Выше – наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места, сравнительная степень.

Что-то непонятно? Есть хорошее видео по теме для прилагательных:

Порядок разбора в вашем классе может отличаться от предложенного, поэтому советуем уточнить у вашего учителя требования к разбору.

Посмотрите также Фонетический разбор.

Всё для учебы » Русский язык » Морфологический разбор слова с примерами и онлайн

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

Источник: https://uchim.org/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova

Разбор слова

Как делать все разборы в русском языке. Русский язык

Подробное описание разборов дает возможность хорошо подготовиться к уроку, контрольным и экзаменам. Здесь вы найдете все схемы разборов по русскому языку.

Схема фонетическогоразбора слова

1. Разбейте слово на слоги, укажитеколичество слогов.

2. Поставьте ударение в слове,

укажите ударный слог.

3. Запишите фонетическую

транскрипцию слова.

4. Охарактеризуйте звуки слова. Гласные:ударные — безударные, какой буквой обозначены; согласные: твёрдые, мягкие(парные, непарные), звонкие, глухие (парные, непарные), какой буквойобозначены.

5 Укажите количество звуков и букв.

Образец разбора

отбелить

от-бе-лить 3 слога

3-ий слог является ударным [адб’ил’ит’] [а] — гласный, безударный; обозначенбуквой «о»;

[д] — согласный, твёрдый, парный (пара[д’]); звонкий, парный (пара [т]); обозначен буквой «т»;

[б’] — согласный, мягкий, парный (пара[б]); звонкий, парный (пара [п’]);обозначен буквой «б»;

[и] — гласный, безударный; обозначенбуквой «е»;

[л’] — согласный, мягкий, парный (пара[л]); звонкий, непарный (пара [-]); обозначен буквой «л»;

[и] — гласный, ударный; обозначен буквой«и»;

[т‘] — согласный, мягкий,парный (пара [т]); глухой, парный (пара [д’]); обозначен буквами «т», «ь».

7 звуков, 8 букв

Разбор слова по составу(морфемный анализ)

Порядок разбора

  1. Определить, какой частью речи является анализируемое слово, в какой формеоно употреблено.
  2. Если слово изменяется, выделить формообразовательные морфемы
  3. Выделить основу.
  4. В основе выделить корень, словообразовательные морфемы (если есть).

Образец разбора

Городской.

Городской – прилагательное в формемужского рода именительного падежа единственного числа.

Окончание –ой.

Основа городск-.

Корень город-.

Словообразовательный суффикс –ск—

Морфологический разборимени существительного

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падежед. числа).

2. Постоянные признаки: а)собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г)склонение.

3. Непостоянные признаки: а)падеж, б) число.

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Ветер по морю гуляет…

I. (По) морю – им.сущ., обозначает предмет, (что?) море;

 II. Н.ф.- море, нариц.,неодуш., ср. р., 2 скл.; в дат. п., в ед. ч.;

 III.В предложении являетсяобстоятельством.

Морфологический разборглагола

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (инфинитив).

2. Постоянные признаки: а) вид, б)спряжение, в) возвратность, г) переходность.

3. Непостоянные признаки: а)наклонение, б) число в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (еслиесть).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Работай до поту, так поешь вохоту.

I.Поешь—глагол, обозначает действие, (что сделаешь?) поешь,

II. Н.ф. – поесть; сов. в.,разноспряг., невозвр., перех.; в изъяв. накл., в буд. вр., в ед. ч., во 2 л.;

III. В предложении является сказуемым.

Морфологический разборимени прилагательного

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падежед. числа муж. рода).

2. Постоянные признаки: разряд (качественное,относительное, притяжательное).

3. Непостоянные признаки: 1) укачественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; 2) у всехприлагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. ч.).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Под ним струя светлей лазури,над ним луч солнца золотой

I.Золотой (луч)—им. прилаг., обозначает признак предмета, луч (какой?) золотой; 

II. Н.ф.- золотой, качеств, в полн.ф., в им.п., ед. ч., муж. р.;

III. В предложении является определением.

Морфологический разборимени числительного

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж).

2. Постоянные признаки: а) простоеили составное, б) количественное или порядковое, в)  для количественныхразряд: целое число или количество, дробное, собирательное.

3. Непостоянные признаки: а)падеж, б) число (если есть), в) род (если есть).

III. Синтаксическая роль

Образец разбора.

Школьный участок занимает десять гектаров.

I.Десять– им.числ., обозначает количество, (сколько?) десять;

II.Н.ф.- десять, колич.,прост., целое количество; в вин. п.;

III. В предложении является дополнением.

Морфологический разборнаречия

План разбора.

I.Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд по значению.

2. Неизменяемость.

3. Степень сравнения (если есть).

III.  Синтаксическая роль.

Образец разбора.

С севера порывисто дулветер.

I.Порывисто–наречие, обозначает признак действия, 

II.Дул (как?) порывисто,образа действия, неизм.;

III. В предложении являетсяобстоятельством.

Морфологический разборпричастия

План разбора.

I. Часть речи (особая форма глагола).Общее значение. От какого глагола образовано.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж,ед. число, муж. род).

2. Постоянные признаки: а)действительное или страдательное, б) время, в) вид,     г)возвратность.

3. Непостоянные признаки: а)полная или краткая форма (у страд. прич.), б) падеж (у причастий в полнойформе), в) число, г) род (в ед. ч.).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Остывшая за ночьстепь окутана сизым туманом.

I.Остывшая (степь) –особая форма глагола – причастие, (какая?) остывшая, остыть+ -вш-(ая);

II.Н.ф.-остывший, действ., прош.вр., сов. в., невозвр.; в им. п., ед. ч., ж. р.;

III. В предложении является определением.

Морфологический разбордеепричастия

План разбора.

I. Часть речи (особая форма глагола).Общее значение. От какого глагола образовано.

II. Морфологические признаки.

1.Вид.

2.Возвратность.

3 Неизменяемость.

III.  Синтаксическая роль.

Образец разбора.

От реки, окутывая прибрежныекусты, шел туман.

I.Окутывая — особая форма глагола –деепричастие,(как? Что делая?) окутывая, окутывать + -я-;

II.Несов. в., невозвр., неизмен.;

III. В предложении являетсяобстоятельством.

Морфологический разборпредлога

План разбора.

I. Часть речи. Для чего служит.
II. Морфологические признаки.

1. Простой или составной.

2. Производный или непроизводный.

3. Неизменяемость.

Образец разбора.

По небу металисьвстревоженные галки.

I.По (небу) – предлог.

II. Простой. Непроизводный. Неизменяемый.

Морфологический разборсоюза

План разбора.

I. Часть речи. Для чего служит.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд: сочинительный (соединительный,разделительный, противительный) или подчинительный (изъяснительный,обстоятельственный (вид обст.)).

2. Простой или составной.

3. Неизменяемость.

Образец разбора.

Водолазы спустились, для тогочтобы проверить последний раз крепление понтонов.

I.Для того чтобы –союз, соединяет части сложного предложения;

II.Подчинит., обстоят., целевой,составной, неизменяемый.

Морфологический разборчастицы

План разбора.

I. Часть речи. Для чего служит.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд (формообразующая, модальная(какое значение выражает)).

2. Неизменяемость.

Образец разбора.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

I.Не – частица, служит для выраженияотрицания,

II.Модальная, отрицание,

III.Неизменяемая.

Cинтаксический разборпростого предложения

Порядок разбора

1. Определить тип предложения по целивысказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

2. Определить тип предложения поэмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

3. Найти грамматическую основупредложения и доказать, что оно простое.

4. Определить тип предложения поструктуре:

а) двусоставное или односоставное(определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное,назывное);

б) распространенное илинераспространенное;

в) полное или неполное;

г) осложненное (указать, чемосложнено: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводнымисловами).

5. Разобрать предложение по членам иуказать, чем они выражены.

6. Составить схему предложения иобъяснить расстановку знаков препинания.

Синтаксический разборсложного предложения

Порядок разбора

1. Определить тип предложения по целивысказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

2. Определить тип предложения поэмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

3. Найти грамматические основы впредложении и доказать, что оно сложное.

4. Определить средства связи простыхпредложений в составе сложных (союзы, союзные слова, интонация) и установитьтип данного сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное,бессоюзное, предложение с разными видами связи).

5. Если предложение сложносочиненное,то охарактеризовать смысловые отношения между составляющими его простыми;указать средства связи между простыми предложениями.

Если предложение сложноподчиненное,то назвать главное и придаточное; указать средства связи между простымипредложениями и вид придаточного.

Если предложение бессоюзное,то определить смысловые отношения между составляющими его простыми.

Если предложение с разными видамисвязи, то выделить смысловые части. Каждую часть разобрать каксоответствующее простое или сложное предложение.

6. Составить схему предложения иобъяснить постановку знаков препинания.

Схема лексического разбораслова

1. Определите лексическое значение слова вконтексте.

2. Если слово многозначно, укажите другиеего значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём русскогоязыка).

3. Установите тип лексического значения вданном контексте: а) прямое; б) переносное.

4. Если значение переносное,охарактеризуйте вид переносного значения.

5. Постройте синонимический ряд для словав данном значении.

6. Подберите антонимическую пару к данномуслову.

7. Определите, является данное словоисконно русским или заимствовано из другого языка.

8. Установите принадлежностьанализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной вупотреблении.

9. Определите, является ли словоустаревшим.

10. Укажите, входит ли данное слово всостав фразеологизмов.

Схема орфографическогоразбора слова

1.  Выписать контрольное слово.

2.  Вставить пропущенные буквы илираскрыть скобки.

3.  Подчеркнуть в слове местоорфограммы.

4.  Назвать орфограмму и объяснить(устно или письменно) условия правильного написания.

5.  Указать проверочное слово (есливозможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.

Образец орфографического разбора слова

Скош..(н,нн)ая трава лежит ровными рядами.

Скошенная — правописание суффиксовпричастий.

  1. Две буквы «н» пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшеговремени, если слово образовано от глагола совершенного вида (что сделать? —скосить): выкрашенный, прочитанный;
  2. Суффикс -енн- пишется в причастиях, образованных от глаголов на -ить, -етьили глаголов с основой на согласный.

Схемы разборов по русскому языкуСкачать

Источник: https://uchitel-filolog.ru/sxemy-razborov-slova/

Все разборы в русском языке.И как их делать пример. – Школьные Знания.com

Как делать все разборы в русском языке. Русский язык

   В русском языке есть разные виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический, пунктуационный.

                       Фонетический разбор слова

1.    Произнесите слово, назовите слоги и обозначьте ударныйслог.2.    Сколько в слове гласных звуков и согласных? Какими буквамиони обозначены?

3.    Расскажите о каждом из согласных звуков: твердый он илимягкий, звонкий или глухой, назовите букву (или буквы), которой (которыми) онобозначен, назовите парный звук по твердости/мягкости, по звонкости/глухости.

              Словообразовательный разбор слова (по составу)

1.    Измените слово и выделите окончание.2.    Найдите слово, от которого образовано данное слово, ивыделите морфему (или морфемы), с помощью которой (или которых) оно образовано.3.    Определите способ образования слова. Какая у него основа:производная или непроизводная?4.

    Если основа производная, продолжите подбор родственныхслов и выделение служебных морфем до тех пор, пока не останется лишь главнаячасть слова – корень.5.    Есть ли слова с чередующимися гласными и согласными? Еслиесть, подтвердите наличие чередования звуков.

        Морфологический разбор самостоятельных частей речи

Найдите слово, относящееся к данной части речи, укажите в нем признаки этойчасти речи, назовите его начальную форму (если слово изменяется).

 Морфологический разбор служебных частей речи и междометий

1.    Найдите слово, относящееся к служебным частям речи илимеждометиям.2.    Назовите часть речи, укажите ее признаки в данном слове.3.    Определите разряд (группу) по значению.4.    Выявите синтаксическую (или смысловую) роль.5.    Как образована часть речи (для производных, сложных исоставных частей речи)?

6.    Особенности правописания.

                              Разбор простого предложения

1.    Найдите в тексте простое предложение, выделите в немграмматическую основу.2.    Определите его вид по цели высказывания, по интонации, поналичию/отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное);полное или неполное.3.

  Определите его вид по характеру грамматической основы (двусоставноеили односоставное; если односоставное, то назывное или определенно-личное,неопределенно-личное, безличное).4.

   Разберите его по членам предложения: чем выражено подлежащее,каков тип сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составноеименное), чем оно выражено; назовите второстепенные члены, чем они выражены.

5.    Чем осложнено предложение (однородными членами, обособленнымоборотом, обращением, вводными словами).

Рассмотрим на примерах.
Льют грибные дожди.

                   ФонетическийразборЛьют -1 слог [л`й`у т ].Л [ л`] -согласный, мягкий парный, сонорный.Ь  – звука не обозначает.ю –  [ й`] -согласный, всегда мягкий непарный, сонорный.       [ у] – гласный, ударный.т [ т ] – согласный, твёрдый парный, глухой парный.4 буквы, 4 звука.

                        Морфемный разбор 

Грибные -гриб – корень, -н-  – суффикс, -ые -окончание, -грибн-основа.

                       Словообразовательный разбор 

Грибные – гриб -суффиксальный способ образования.

                      Морфологический разбор 

Дожди – что ?, имя существительное, начальная форма -дождь, нарицательное, неодушевлённое, конкретное, в форме  множественного числа, мужского рода, 2 склонение,  именительный падеж, подлежащее.

                      Лексический разбор    Дожди – слово дожди имеет значение – атмосферный осадок, орошает почву. Многознозначное, в предложении употреблено впрямом значении, омонимов, синонимов, антонимов в данном значении нет. Употребляется во всех стилях речи.

                Орфографический разбор 

     Расстилаешь – в слове имеются такие орфограммы: “Правописание букв -о-а в приставках” , “Правописание приставок на -з,-с “, “Написание чередующихся гласных в корне слова”, “Правописание гласных в окончаниях глаголов”, “Правописание мягкого знака в личных окончаниях глаголов”.

                        Синтаксический разбор предложения

Вечером мы долго сидели у огня.

Простое, повествовательное, невосклицательное, распространённое, полное, двусоставное.Мы – подлежащее, выраженное местоимением; сидели – сказуемое, выраженное глаголом; вечером и долго – обстоятельства, выраженные наречиями,; у огня – обстоятельство, выраженное существительным с предлогом.

                       Пунктуационный разбор

Объяснить знаки препинания.

Сделайте синтаксический разбор предложения:Байкал имеет свыше трехсот притоков и один исток – реку Ангару.( и напишите, пожалуйста, какими членами предложения являются слова)Глагол-срочно это кр даю 50 баллов1. Глагол обозначаетА) ПредметБ) ДействиеВ) Признак предмета2. Укажи группу, где перечислены только глаголы:А)Ложка, деревянная, утесБ) Над, летел, лесВ) Зацвел, идет, мчаться3. Укажи глагол, который обозначает движениеА) СтроитьБ) ПрыгатьВ) Любить4. Глагол отвечает на вопросы:А) Кто? Что?Б) Какой? Какая?В) Что делать? Что сделать?5. Глаголы прошедшего времени отвечают на вопрос?А) Что делает? Что делают?Б) Что делал? Что сделали?В) Что будет делать?6. Укажи глагол прошедшего времениА) ДумаетБ) ПишутВ) Бежал7. Найди группу однокоренных слов с глаголомА) Гора, горка, пригорокБ) Зеленый, зелень, зеленетьВ) Школа, школьник, пришкольный8. Укажи высказывание, с которым ты не согласенА) Глаголы изменяются по падежамБ) Глаголы изменяются по временамВ) Глаголы изменяются по числам9. Глаголы изменяются по родам в единственном числеА) В настоящем времениБ) В прошедшем времениВ) Не изменяются10. Определи род глагола.Кораблик плыл.А) Ср.р.Б) М. р.В) Ж.р.11. Укажи время глагола в предложении.Облако исчезло.А) Прошедшее время.Б) Настоящее времяВ) Будущее время.12. Укажи, как пишется частица не с глаголомА) СлитноБ) РаздельноВ) По-разному13. Вставь в пословицу глагол.Цыплят по осени ….А) РазбираютБ) СобираютВ) Считают14. Мягкий знак пишется после или в окончаниях глаголовА) 1-го лица единственного числаБ) 2- го лица единственного числаВ) 2- го лица множественного числа15. Найди речевую ошибкуА) Припечет солнышко, и зажурчат ручьиБ) Ласточки улетелиВ) Лето закончилось, и началось осень.16. Укажи глагол 2-го лица единственного числаА) Строите, ломаетеБ) Шьешь, дышишьВ) Бегу, пишу17. Укажи предложение с глаголом 3-го лица множественного числаА) В лесу слышится трель соловьяБ) В саду расцвела сиреньВ) Осенью птицы улетают в теплые края.Быстрее помогите даю 50 балов1. В каком предложении ни является приставкой и пишется слитно?⦁ Я не пекла (ни)блины, (ни)оладьи.⦁ На стекле (ни)царапинки.⦁ (Ни)кто иной не поможет в беде, кроме друга.⦁ В доме (ни)шороха.2. В каком предложении ни является приставкой и пишется слитно?⦁ (Ни)какой учёный этого не знает.⦁ Не слышно (ни)звука.⦁ Не звонили (ни)вчера, (ни)сегодня.⦁ Нет (ни)души.3.В каком предложении ни является частицей и пишется раздельно?⦁ Сегодня можно (ни)куда не торопиться.⦁ Вокруг (ни)звука.⦁ (Ни)чем не выдал своего присутствия.⦁ Он не поддавался (ни)каким трудностям4.В каких предложениях ни является частицей?⦁ Ни с кем нельзя разговаривать во время экзамена.⦁ Нет ни кустика.⦁ Ни белого, ни цветного мела не было в кабинете.⦁ Что ни делал, всё напрасно.5.В каких предложениях ни является приставкой?⦁ В лесу ни звука.⦁ Я ещё ни от кого не слышала такой совет.⦁ Что ни скажешь, всё неправильно.⦁ Она ни о чём не заботилась.6. Слово, в котором приставка ни- пишется раздельно.⦁ (ни)(с)кем,⦁ (ни)где,⦁ (ни)какой,⦁ (ни)кто7.Слова, в которых ни является приставкой.⦁ (ни)рубля,⦁ (ни)чей,⦁ (ни)(с)кем,⦁ (ни)травинки,⦁ (ни)кто8. Выпиши слово с приставкой ни в предложении.Что ни говори о таланте этого художника, его ни с кем не спутаешь. Что такое нравственность?Что такое нравственность? Это система правил поведения личности,прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, ачто зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения другихлюдей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входятценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Какправило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь,благосостояние и другие.В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек длясебя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их вповедении, и определяется, какими будут поступки человека –нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегдавыбор, самостоятельный выбор человека.Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечитьнравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, котораяпроявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это таединственная сила, которая может обеспечить нравственное поведениечеловекас каждого обзаца выписать ключевые словаПочему Ровена Бетс из книги “Болтушка” не терпела жалости​Дам 20 баллов срочно!!!!523г замените выделенные предложения предложениями с прямой речью.Используйте в прямой речи глаголы в повелительном наклонении. Раскройте скобки, объясните орфограммы.Дайте характеристику главного героя рассказа Андрея Петровича. Запол-ните таблицу по предложенным критериям.Описание характерагероя, его личныхкачестваПримеры из текста,раскрывающиеэти чертыВыражение своегоотношенияк герою​Помогите плиз _1. Укажите предложение с обращением.Солнце, солнце, лик победныйВыше, выше в синий свод! (С. Городецкий)Стальное имущество мы, братья, разделили между собою поровнуОдиночество – счастье, и пристанище.Был бы праздник в горной кельеИ на вертеле – шашлык! (М. Цветаева)2. Укажите предложение с нераспространённым обращением.1. Однако у вас действительно нет билета, друг мой?2. Солнце, что на свете слажеПосле зябкого денька?..3. Как тебя зовут, душа моя?4. Где ты, мой добрый друг?3. Укажите предложение с обращением, находящимся в середине предложения. (Знаки препинания пропущены)1. Царь не гневайся, могучий,Что без зову предстаю…2. Так увидимся добрый друг маменька!3. Милая мама можете вы подождать немножко…до завтрашнего дня?4. Не оглядывайся, не посылай жалеющей, ласковой улыбки сестра моя родная не тревожь сердца.4. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.1. Что лучезарней, скажите мне, люди, Пасхи в апреле?2. –Поди-ка, огня подай, старче!-велел Пётр, усмехнувшись, и, раскурив трубку от уголька, велел всем спать.3. – Всё сынок, – проговорила она мягко, – ты ведь уже взрослый.4. Эх вы, дочки мои, вы цветочки мои…5. Укажите предложение с вводным словом. (Знаки препинания пропущены).1. Но он никогда ни словом не обмолвился.2. Словом блаженствовали отвоевавшиеся много перестрадавшие бойцы достигнув долгожданного берега.3. Ни месяца ни звёздочек в небе да и неба-то не видно холод и туман.4. Словно и его пронзили эти совсем простые но такие правдивые строчки.6. Укажите предложение с вводной конструкцией, обозначающей источник сообщения.1. К счастью, поблизости заросли невысокого, но очень густого колючего кустарника.2. Следовательно, секунда времени может делиться без конца, как и преумножаться.3. По слухам, озеро само могло постоять за себя.4. Ну, вы Москву знаете, надо полагать?7. Укажите предложение с вводной конструкцией, обозначающей чувства говорящего.1. Ведь вас, чего доброго, в судьи могут избрать, и изберут, посмотрите.2. В-третьих, надо же приближать теорию к жизни, к практике, к местным условиям, наконец!3. По-вашему, переменная облачность, а по-моему – ливень…4. Здесь как-то темно, не правда ли?8. Укажите предложение с вводной конструкцией, обозначающей связь мыслей, последовательность изложения.1. И он, представьте себе, тотчас являлся как по мановению чёрной палочки фокусника.2. По сведениям из достоверных источников, Костыльков Владимир – прекрасный ныряльщик.3. Может быть, он мыслит в эти минуты музыкальными образами.4. В восьмом классе, лет, стало быть, десять назад, он посещал занятия в мотоклубе.9. Укажите предложение, в котором выделенное слово не является вводным. (Знаки препинания пропущены).1. Правда в порту стоял один старинный корабль трёхмачтовая шхуна под звучным именем Параундир.2. На некоторое время город кажется пустым.3. Кажется я и раньше видел эти следы на мокрой глине.4. Экие выоднако литераторы.10. Определите значение вводных конструкций в предложениях.1. Именно на этой территории, безусловно, происходит всё самое главное.2. Проезжая мимо одного старого дуба, я велел кучеру остановиться и, к изумлению моих спутников, вышел из коляски.3. Я люблю северную природу с её молчаливой хмуростью, однообразием небогатых красок, люблю, должно быть, за первобытное одиночество и дикость, свойственные ей…4. Итак, чем же достославна история этого города?5. Муки творчества, я думаю. Переживают не только поэты…а) уверенность б) возможность в) чувства говорящего г) источник сообщения д) связь мыслей, последовательность изложения.11. Укажите предложение с вставной конструкцией.1. Корнев – так звали начальника эскадры- делал блестящую по тем временам карьеру, тем более для человека без всяких связей и протекции.2. Города перед людьми имеют, между прочим, то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее…3. Мы, всё равно как крестьянские дети, дни и ночи проводили в поле, в лесу, стерегли лошадей, ловили рыбу…4.Это было давно, в 1933 году, возможно, он забыл об этом, но она помнила малейшие подробности.12. В каком случае верно дано объяснение постановки знаков препинания в выделенном отрезке предложения?Королевские обойщики (их было несколько человек) службу при короле несли в очередь.Простое предложение осложнено вводной конструкцией.Простое предложение осложнено вставной конструкцией.Простое предложение осложнено вставной конструкцией, которая содержит вводное слово.Вставьте нужный суффикс.Рез..ий свет, елец..ий сувенир, матрос..кий костюм, горняц..й поселок, персид..ий ковер, абхаз..ий микроклимат, фламанд..ая живопись, черкес..ое седло, близ..ий друг, ткац..ий станок, грец..ий орех.Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы .Участв…вать в пикете, вывед…вать тайну, оказ…вать воздействие, приказ…вать подчиненному, раскруч…вать веревку, развед…вать месторождение угля, доклад…вать о результатах, проповед…вать добро, попотч…вать пельменями, команд…вать армией, опроб…вать новое оружие, использ…вать достижения техники.Дать характеристику предложениюВ густой чаще прячутся от людей дикие звери.​

Источник: https://znanija.com/task/18220169

Виды разборов

Как делать все разборы в русском языке. Русский язык

Разбор слова по составу (морфемный анализ, от слова морфема – значимая часть слова) – один из видов лингвистического анализа, целью которого является определение состава, или структуры, слова. Он играет значительную роль в формировании орфографических навыков.

Например, при написании прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса -aт, типа дощатый – брусчатый, важно определить, к какой морфеме относится буква кв производящем существительном: если к корню (доск-а), то в соответствующем прилагательном пишется щ, если к суффиксу (брус-ок), то – ч (после согласного корня).

Необходимо помнить, что разбор слова по составу следует производить в соответствии с нормами современного русского языка. Так, в современном русском языке слово богатый не имеет суффикса, который выделялся некогда и имел то же значение, что и в прилагательном полосатый, а именно: наличие соответствующего признака, предмета.

В настоящее время прилагательное полосатый имеет отношение к слову полоса, т. е. мотивировано им, и, следовательно, содержит суффикс -aт, прилагательное же богатый утратило отношения производности с существительным бог, поэтому его основа состоит лишь из корня.

При разборе слова по составу следует придерживаться определенного порядка выделения его частей, или морфем.

Никогда не следует начинать анализ слова с поиска корня, каким бы «прозрачным» он ни казался!

Основным приемом при разборе слова является подбор его форм (для выделения окончания), одноструктурных слов (для определения суффиксов и приставок) и однокоренных слов (для нахождения корня).

Целесообразно при выделении той или иной морфемы определять ее грамматическое значение.

На первых порах при освоении данного вида лингвистического анализа полезно даже записывать характеристику каждой части слова.

Окончание– это изменяемая, значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Значение окончания чисто грамматическое: оно указывает на число и падеж у существительных, числительных и личных местоимений; падеж, число и – только в единственном числе – род у прилагательных, причастий и некоторых местоимений; лицо и число у глаголов в настоящем и будущем времени; число и род у глаголов в прошедшем времени и условном наклонении.

В русском языке существует значительное число слов, которые не имеют окончания в силу того, что не изменяются. Это:

  1. наречия,
  2. деепричастия,
  3. сравнительная степень прилагательного,
  4. некоторые существительные (пальто, шоссе),
  5. некоторые прилагательные (беж, мини),
  6. некоторые притяжательные местоимения (его, ее, их).

Слова, не имеющие окончаний, не следует путать со словами, имеющими нулевое окончание. Нулевое окончание противопоставляется окончанию материально выраженному: дом – в дом. Следовательно, нулевое окончание – это такая значимая, материально не выраженная часть слова, которая выделяется в слове при сопоставлении его с другими формами, имеющими материально выраженные морфемы.

Основные формы и классы слов, в которых выделяются нулевые окончания:

  1. им.п. ед.ч. имен существительных м.р. – сад, снег;
  2. им.п. ед.ч. имен существительных ж.р. – радость, мышь; им.п. ед.ч. м.р. кратких прилагательных и причастий: грустен,  обижен, снят;
  3. им.п. некоторых числительных: двенадцать, шесть, один;
  4. род.п. мн.ч. некоторых существительных: чулок (чулк-и),  семей, (се[м ‘ й ]);
  5. им.п. ед.ч. м.р. притяжательных прилагательных: Зевсов (ср. Зевсов), сестрин (сестрин), рыбий (ры[б’ й ]).
  6. ед.ч. м.р. глаголов прош. вр. и условного наклонения: шел, разговаривал, находился, приходил бы, заблудился бы.

Следует обратить внимание на то, что мягкий знак, стоящий в конце слов, не входит в окончание, поскольку это буква, которая, не имея грамматического значения, присущего  окончанию, выступает лишь показателем мягкости предшествующего согласного (тень) или формальным идентификатором категории рода существительных (ср. нож и рожь).

Основа- часть слова без окончания. Следовательно, изменяемые слова состоят из основы и окончания (боль, бол[и]), а неизменяемые – только из основы (вчера, шоссе). В личных и причастных глагольных формах, имеющих возвратный суффикс -ся (-сь), основа прерывается окончанием: захотелсь.

Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов (исключением является суффикс -ся (-сь), который находится после окончания). Суффиксы, так же как и окончания, могут быть материально выраженными и нулевыми.

Понятие нулевого суффикса не используется в школьной программе, однако практически, при разборе слов, учащиеся сталкиваются с явлениями, которые трудно объяснить без данного понятия. Это важно и при интерпретации такого явления, как бессуфиксный способ образования слов.

Нулевой суффикс выделяется в следующих случаях:

  1. форма прош. вр. и условного наклонения глаголов: берег (ср. берег-л-а ), занесбы (ср. занес-л-а бы);
  2. ж.р. им.п. ед.ч. существительных, образованных от соответствующих прилагательных: синь (ср. синий => синь, синий => син- ев-а);
  3. им.п. ед.ч. м.р. отглагольных существительных: бег (ср. бегать=> бег, бегать => бег-отн-я).

Суффиксы разных частей речи имеют свои особенности.

У существительных они многочисленны, довольно конкретны и разнообразны по значению, которое вносят в слово: например, -тель- суффикс лица (читатель), -к- суффикс предмета (терка), -ость- суффикс отвлеченного признака (жизненность), -ний- суффикс действия (горение), -ушк- суффикс субъективной оценки (категория субъективной оценки – категория, выражающая отношение говорящего к предмету речи) (головушка).

Для суффиксов имен существительных характерно явление омонимии, например, суффикс -к- может иметь значение субъективной оценки (речка) и действия (пилка дров).

Суффиксы прилагательных по своей семантике более отвлеченны, чем суффиксы существительных.

Можно указать на свойство суффиксов определять тот или иной разряд  прилагательных, например, -лив- суффикс качественных прилагательных (терпеливый, надоедливый), -ск- суффикс относительных прилагательных (пушкинский (стиль), морской), -ое-, -ин-, -й- суффиксы притяжательных прилагательных: (отцов, Петин, бычий).

Глагольные суффиксы, как правило, лишены многозначности, они не создают разнородных семантических классов внутри категории глагола. В слове глагольные суффиксы легко узнаются и выделяются благодаря своему грамматическому значению, например:

  1. суффиксы временных форм: -л- (прошедшее время) – шел, пила; -й- (настоящее время) – чита[йу]т, летай;
  2. суффиксы основы инфинитива, или неопределенной формы глагола: -а-, -е-, -и-: гнать, темнеть, служить;
  3. видовые суффиксы -и-, -а-, -ну-, -ива-, -ива-, -ва-: украсить, украшать, крикнуть, сливать, прочитывать;
  4. суффиксы причастий -ущ-, -ащ-, -в-, -вш-, -н-, -ен-, -т, -ом-, -ем-, -им-: тонущий, купивший, забытый;
  5. суффиксы деепричастий -а-, -учи-, -в-, -вши-: спеша, летя, прочитав, пригнувшись.

Приставка – значимая часть слова, находящаяся перед корнем и служащая для образования слов. Приставка вносит в слово дополнительное значение по сравнению с исходным (съехать, въехать, выехать, объехать – указание на направление движения). В слове может быть несколько приставок (пере-раз-ложение).

Корень– главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение слова, общее значение всех родственных (однокоренных) слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными, и их родственность устанавливается на основании значения, выражаемого корнем (ср.

омонимичный корень в двух группах слов: вода – подводник – водяной и водитель – подвода – водить). В корне можно наблюдать явление, носящее название чередования.

Чередоваться могут и гласные (собирать – соберу, гореть-гарь), и согласные (бегать – бежать, расти – выращивать), и те и другие одновременно (ращу -росток, проложить – пролагать).

Как уже говорилось, корень является последней морфемой, которая выделяется в слове. Этому правилу надо следовать неукоснительно, особенно если принять во внимание то, что один и тот же корень может выступать в словах в различных видах, например: веду, водить, вести; шла, шел, пришедший. Слово может иметь в своем составе один (вода, лес) и более корней (водовоз, лесоруб).

По материалам книги: Коньков В.И., Старовойтова О.А. Устный экзамен по русскому языку: Учебное пособие по русскому языку для поступающих в вузы.- СПб.: СПбГУ.-2001.

Порядок разбора

  1. Определить, какой частью речи является анализируемое слово, в какой форме оно употреблено.
  2. Если слово изменяется, выделить формообразовательные морфемы
  3. Выделить основу.
  4. В основе выделить корень, словообразовательные морфемы (если есть).

Образец разбора

Городской.

Городской – прилагательное в форме мужского рода именительного падежа единственного числа.

Окончание –ой.

Основа городск-.

Корень город-.

Словообразовательный суффикс –ск-.

Источник: https://www.sinykova.ru/russkij-yazyk/vidy-razborov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.