Как определить диаметр молекулы способом рядов. Определение размеров малых тел методом рядов

Урок лабораторной работы

Как определить диаметр молекулы способом рядов. Определение размеров малых тел методом рядов

Урок 2/2

Форма урока:   Лабораторная работа №2Цели и задачи урока:

1.     Воспитание самостоятельности, культуры общения во времявыполнения опытов и измерений,  культурыустной и письменной речи политехническое воспитание,  аккуратности при выполнении работы иоформлении отчета.

2.     Развитие активности частично-поисковой деятельности,логического и абстрактного мышления.

3.     Сформировать у школьников умения и навыки измеренияразмеров малыхтел способом рядов.

Оборудование:измерительная лента,ученическая линейка, рулетка, штангенциркуль, микрометр, пластмассовые шарики,тонкая проволока, мультимедийная установка.

Минимум физическогосодержания. З.У.Н.

Знать: правила определения цены деленияприбора, определение погрешности измерений, метод рядов для измерения размеровмалых тел.

Уметь: определять цену деления прибора (линейки),определять размеры малых тел методом рядов,  оценивать погрешность измерений, формулироватьцели работы, теоретический вывод из нее, оформлять отчет к лабораторной работе.

Структураурока

I Организационный момент-                                                                              3 мин.

II Подготовка к работе.  (Актуализациязнаний учащихся)                              15 мин.

III Выполнение работы –                                                                                      20 мин.

IV Подведениеитогов урока –                                                                               5 мин.

V Задание на дом –                                                                                                2мин.

Ход урока

I Организационный момент

Сообщениеучителем задач и форм урока.

II. Подготовка к работе.  Актуализация знаний учащихся

1Постановка проблемных заданий.

Какизмерить толщину человеческого волоса, тетрадного листа или диаметр крупинкипшена? Как определили размеры атомов и молекул? (Выслушать ответы учащихся напоставленные вопросы).

а)Какими измерительными инструментами можно определить линейные размеры тел?(Учащиеся называют: линейка, измерительная лента, рулетка)

б)Расширить знания учащихся, продемонстрировав им штангенциркуль и микрометр.Показать, как можно использовать эти инструменты для измерения малых тел, невдаваясь в подробности этого способа измерения.

в)Как измерить размер тонкой проволоки, если нет штангенциркуля или микрометра?

(демонстрация кинофрагмента по измерению толщины проволоки и размера маленькихшариков методом рядов)

Демонстрацияметода рядов учителем на примере с крупными шариками.(закрепление)2.Формулирование правила метода измерения размеров малых тел, методом рядов.

(Слайдиз презентации.)

Дляизмерения способом рядов необходимо составить ряд из нескольких десятков малыхтел, расположенных вплотную друг к другу. Чтобы определить размер тела(d), надо найти отношениедлины ряда (L) кколичеству тел (n) вэтом ряду:   d = L / n –формула для расчета размера тела.

III. Выполнение работы:

1.     Запись в тетрадях темы работы.

2.     Учащиеся вместе с учителем формулируют цель предстоящейработы.

3.     Записываю необходимое для работы оборудование.

4.     Чертят таблицу для данных измерений и вычислений.

5.     Записывают необходимый набор формул.

(На экране соответствующие слайды)

а)Учащиеся самостоятельно еще раз читают указания к работе.

б)Для более успешных учеников,  уделить вниманиена задание по измерению размеров атомов золота по фотографии.

Атомы расположеныне вплотную друг к другу – это объясняется тем, что между атомами действуют нетолько силы притяжения, но и силы отталкивания.

Поэтому в данном задании будетопределен (эффективный) размер атома, определяющий линейные размеры тойобласти, в которую другой атом проникнуть не может.

в)повторить с учащимися правила определения цены деления линейки, вычислениепогрешности измерений.

3.Проверка наличия необходимых принадлежностей и повторение правил техникибезопасности при работе с лабораторным оборудованием.

а)Учащиеся проверяют наличие необходимых принадлежностей для выполнения всехзаданий.

б)Учащиеся воспроизводят знания правил работы с лабораторным оборудованием ирасписываются в журнале по технике безопасности.

На экране слайд «МЕТОД  РЯДОВ»

1.     Определение размера пластмассового шарика (илигорошины, пшена).

Учащиесявыполняют действия, указанные в пункте 1, производят необходимые измерения,выполняют расчет. Результаты записывают в таблицу.

2.     Определение диаметра тонкой проволоки (диаметромменее 1 мм).

Учащиесявыполняют действия, указанные в пункте 3, производят необходимые измерения,выполняют расчет. Результаты записывают в таблицу.

3.     Определение размера атома золота по фотографии,полученной с помощью электронного микроскопа.

Учащиесявыполняют действия, указанные в пункте 4, производят необходимые измерения,выполняют расчет. Результаты записывают в таблицу.

Поокончании работы учащиеся записывают вывод.

IV подведениеитогов урока.

а)Учащиеся проверяют свои отчеты по лабораторной работе.

б)Учащиеся сверяют итоговые результаты своих расчетов с результатами, полученнымиучителем, по таблице ответов:

шарики– 0,59 см,проволока – 0,088см, атом золота – 0,000000025 см =2,5*10-8см. (Учитель поясняетзапись числа в виде степени).

г)Самооценка работы.

Учащиесяоценивают свою работу по следующему критерию:

Оценка«5» – все задания выполнены, результаты точно или приблизительно совпадают срезультатами, предложенными учителем;

«4»- три задания выполнены верно, а в одном задании результат далек от результата,предложенного учителем;

«3»- два задания выполнены верно, а в двух заданиях результаты очень неточные;

«2»- выполнены одно или менее одного задания.

д)Учащиеся сдают тетради на проверку учителю.

V. Задание на дом:  пов. §7,8Л. № 23, 34.                          

Источник: https://www.sites.google.com/site/portfoliobolsakovojeleny/7-metodiceskaa-kopilka/metodiceskie-razrabotki/urok-laboratornoj-raboty-opredelenie-razmerov-malyh-tel-metodom-radov

Модульная лабораторная работа

Как определить диаметр молекулы способом рядов. Определение размеров малых тел методом рядов

Модульная лабораторная работа № 2

Технологическая карта работы

7 класс

Тема «Измерение размеров малых тел»

УЭ2. Выполнение лабораторной работы

УЭ2.1 Выполнение компьютерной работы

Бланк модульной лабораторной работы № 2

Класс ______ Фамилия ____________________ Имя _________________

Лабораторная работа № 2 « Определение размеров малых тел»

Число _______________

Цель работы: научиться определять размеры малых тел, используя интерактивную компьютерную среду УПО ПК.

Оборудование: компьютер с установленным УПО – «Лабораторные работы по физике 7-9 классы», подключенный к локальному принтеру (для печати результатов).

Практическое задание

  1. Выберите «Пуск» /«Все программы»/ «Лабораторные работы по физике» / запустить программу.

  2. Выберите «1. «Измерение размеров малых тел».

  3. Выполнение компьютерной работы:

  1. Повтори теорию.

  2. Предложи способ определения размеров предложенных тел : шарики из подшипника, винт, горсть пшена, фотография золота в электронном микроскопе позволяющий получить наименьшую погрешность (напечатать в окно).

  3. Сравни свой алгоритм действий с предложенным в работе:

Алгоритм

1. Разместить измеряемые предметы в один ряд, вплотную друг к другу.

2. Измерить длину полученного ряда.

3. Разделить полученную величину на количество тел. Это и будет размер тела.

Задание 1. Измерение диаметра шарика

1. В пробирку положите 10 шариков.

2. Измерьте линейкой длину получившегося ряда шариков L.

3. Вычислите средний диаметр одного шарика d.

4. Зная цену деления линейки, определите погрешность измерения ΔL.

5. Вычислите погрешность, приходящуюся на один шарик Δd.

6. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу.

При необходимости используй калькулятор.

Задание 2. Измерение шага резьбы винта

1. Измерьте длину всей резьбовой части винта L.

2. Подсчитайте количество оборотов резьбы винта n.

3. Вычислите шаг резьбы винта d.

4. Результаты запишите в таблицу.

5. Запишите в таблицу погрешность измерения ΔL.

6. Вычислите и запишите погрешность, приходящуюся на один виток Δd.

Задание 3. Измерение диаметра зерен пшена

1. Горсть пшена подвиньте вплотную к линейке.

2. Измерьте линейкой длину получившегося ряда зерен L.

3. Подсчитайте количество n зерен лежащих вдоль линейки.

4. Вычислите средний диаметр одного зернышка d.

5. Результаты запишите в таблицу.

6. Запишите в таблицу погрешность измерения ΔL.

7. Вычислите погрешность, приходящуюся на одно зернышко Δd.

Задание 4.Сравните погрешность ΔL с погрешностью Δd и сделайте вывод.

(Вывод: измерение размеров малых тел с помощью ряда позволяет уменьшить погрешность. Чем больше частиц в ряду, тем меньше погрешность измерений.)

Дополнительные вопросы и задания:

Вопрос 1.

Как и во сколько раз изменится погрешность измерения Δd, если

использовать линейку с ценой деления 0,5 см вместо миллиметровой?

Ответ: __________________

Вопрос 2.

Как и во сколько раз изменится погрешность Δd, если увеличить

количество предметов в два раза?

Ответ: _________________

Вопрос 3.

Определите, какой диаметр (в нанометрах) имеет атом золота. Изображение

на фотографии, сделанной с помощью электронного микроскопа, увеличено в 20 000 000 раз (1 сантиметр на этой фотографии соответствует 0,5 нанометрам в действительности, 1нм = 0,000000001м= 0,0000001 см=0,000001мм ).

Ответ: ____________________

Распечатай отчет о работе, подпиши лист с отчетом и сдай учителю.

УЭ2.2 Выполнение натурного эксперимента

Бланк модульной лабораторной работы № 2

Класс______Фамилия____________________Имя_________________

Лабораторная работа № 2 « Определение размеров малых тел»

Число __________

  1. Цель работы: научиться определять размеры малых тел с помощью линейки.

  1. Оборудование: линейка, бисер, тонкая проволока или нитка, фотография молекул, карандаш, иголка.

Техника безопасности:

  1. Схема опыта: (сделайте рисунки)

  1. Расчетные формулы: (запишите нужные Вам формулы)

  1. Ход работы (таблица для измерений)

n количество

частиц в ряду

длина ряда,

L, мм

размер частицы

d, мм

погрешность

Δd, мм

1

бисер

10

2

бисер

20

3

проволока

10

4

проволока

20

5

молекула

на фотографии

10

6

молекула

Упр 1. Определение диаметра бусинки бисера (используйте иголку для составления ряда)

Упр 2. Определение толщины проволоки (используйте карандаш, для намотки витков проволоки или нитки)

Упр3. Определение истинных размеров молекулы

  1. Определите размер молекулы методом рядов по фотографии в учебнике.

  2. Используя увеличение микроскопа, данное в тексте учебника, рассчитайте истинный размер молекулы в мм.

  3. Данные занесите в таблицу.

  4. Переведите мм в нанометры (1 нм= 0,000000001м, 1мм= 0,001м).

Сделайте выводы, ответив на вопросы:

1вопрос: какой метод использовался для измерения размеров малых тел в лабораторной работе.

2 вопрос: от чего зависит точность измерения размеров малых тел при использовании данного метода.

3 вопрос: назовите известные Вам приборы для измерения размеров малых тел.

4 вопрос: какие размеры в нанометрах имеет молекула золота на фотографии в учебнике.

УЭ2.3 Дополнительное задание повышенного уровня.

С помощью штангенциркуля или микрометра, измерьте диаметр бусинки бисера и толщину проволоки. Полученные результаты, сравните с аналогичными данными при использовании метода рядов. (инструкция по использованию приборов прилагается).

Сделайте выводы.

УЭ3. Теоретический материал

Суть метода рядов заключается в следующем: длину ряда измеряемых частиц, выраженную в миллиметрах, нужно разделить на количество частиц в ряду. Важно понимать, что частицы мы считаем правильными сферами и располагаем эти сферы вплотную друг к другу.

Методы определения размеров малых тел или малых размеров тел:

  1. Метод рядов

  2. Прямым способом с помощью штангенциркуля или микрометра

Инструкция по использованию штангенциркуля:

Для точных измерений длин, диаметров шаров и цилиндров, диаметра и глубины отверстий применяют штангенциркуль. Этот прибор позволяет проводить измерения с точностью 0,1 мм.

Штангенциркуль

Материал из Википедии — свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki

Штангенци́ркуль (от нем. Stangenzirkel) — универсальный инструмент,

предназначенный для измерений с высокой точностью: наружных и внутренних размеров, а также глубин отверстий. Это самый популярный инструмент измерения длины во всём мире.

Деревянные штангенциркули использовались уже в начале XVII века.

Первые настоящие штангенциркули с нониусом появились только в конце XVIII века в Лондоне.

Штангенциркуль, как и другие штангенинструменты (штангенрейсмас, штангенглубиномер), имеет измерительную штангу (отсюда и название этой группы) с основной шкалой и нониус – вспомогательную шкалу для долей делений. Точность его измерения – десятые доли миллиметра.

На примере штангенциркуля ШЦ-I:

1– штанга

2– подвижная рамка

3 — шкала штанги

4– губки для внутренних измерений

5– губки для наружных измерений

6– линейка глубиномера

7– нониус

8– винт для зажима рамки

Порядок отсчёта показаний штангенциркуля по шкалам штанги и нониуса:

На штанге нанесена миллиметровая шкала длиной обычно 155 мм с оцифровкой через каждые 10 делений. На подвижной шкале расположена дополнительная шкала-нониус, имеющая 10 делений.

  1. читают число целых миллиметров, для этого находят на шкале штанги штрих, ближайший слева к нулевому штриху нониуса, и запоминают его числовое значение;

  2. читают доли миллиметра, для этого на шкале нониуса находят штрих,

  3. ближайший к нулевому делению и совпадающий со штрихом шкалы

  4. штанги, и умножают его порядковый номер на цену деления (0,1 мм) но-

  5. ниуса.

  6. подсчитывают полную величину показания штангенциркуля, для этого

  7. складывают число целых миллиметров и долей миллиметра.

Интересные факты

В современном немецком языке слово «штангенциркуль» отсутствует. По-немецки штангенциркуль называется Messschieber или Schieblehre — соответственно, «раздвижной измеритель» или «раздвижная линейка».

Разновидность штангенциркуля, оснащённая глубиномером называется «Колумбус»

или «Колумбик». Это название произошло от «Columbus» — производителя измерительного инструмента, такой штангенциркуль в своё время массово поставлялся в СССР под этой маркой.

В авиационной промышленности такие штангенциркули назывались «Маузер», по причине того что штангенциркули повышенного качества поставлялись в СССР фирмой «Маузер».

Источник: https://infourok.ru/modulnaya-laboratornaya-rabota-opredelenie-razmerov-malih-tel-fizika-klass-3084973.html

Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел»»

Как определить диаметр молекулы способом рядов. Определение размеров малых тел методом рядов

Технологическая карта урокапо физике в 7 классе.

Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел»».

Тема Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел».
Тип урока:Урок формирования первоначальных предметных умений.
Цель обеспечение отработки навыков измерения размеров малых тел с помощью метода рядов.
Задачи Образовательные:1. в ходе урока выяснить какие существуют способы определения размеров малых тел;2. научиться на опыте определять размеры малых тел, в том числе и размеров молекул по фотографии вещества ;3. углубить теоретические и практические знания, полученные при изучении темы «Строение веществ. Молекулы».Развивающие:1.пробудить любознательность и инициативу, развивать устойчивый интерес обучающихся к предмету;2.высказывая свое мнение и обсуждая данную проблему развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы.3.способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.Воспитательные: 1.в ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира;2.работая в парах постоянного состава, при выполнении экспериментальных заданий и обсуждении проблемы, воспитывать коммуникативную культуру школьников.
Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о строении веществ;2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент;3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.Предметные результаты.1.уметь использовать линейку для измерения физических величин.2.уметь выражать результаты измерений в единицах СИ.3.использовать метод рядов для измерения малых тел.УУДЛичностные. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.Регулятивные. Умение составлять план проведения исследования; определять потенциальные затруднения при решении учебной; описывать свой опыт, планировать и корректировать.Коммуникативные. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.
Основные понятия темыМолекула, погрешность измерения, цена деления, метод рядов.
Организация пространства
Основные виды учебной деятельности обучающихся.Основные технологии.Основные методы.Формы работы.Ресурсы. Оборудование.
1.Слушание объяснений учителя. 2.Самостоятельная работа с учебником.3. Выполнение фронтальных лабораторных работ. 4.Работа с раздаточным материалом.5.Измерение величин.Технология сотрудничества.1.словесные;2.наглядные;3.практические.Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава.Физическое оборудование: линейка, бисер, тонкая проволока или нитка, фотография молекул, карандаш, иголка, штангенциркуль или микрометр.Ресурсы: тесты, бланки для л/р.№2, презентация.

Структура и ход урока.

Этап урокаЗадачи этапаДеятельность учителяДеятельностьученикаУУДВремя
Вводно-мотивационный этап.
1.Организационный этапПсихологическая подготовка к общениюОбеспечивает благоприятный настрой.Настраиваются на работу.Личностные1 мин.
2.Этап мотивации (определение темы урока и совместной цели деятельности).Обеспечить деятельность по определению целей урока.Предлагает обсудить высказывание французского физика и проблемный вопрос и назвать тему урока, определить цель.Пытаются ответить, решить проблему. Определяют тему урока и цель.Личностные, познавательные, регулятивные5 мин.
Операционно-содержательный этап
3.Изучение нового материала.1) Актуализация знаний.2) Первичное усвоение новых знаний.3) Первичная проверка понимания4) Первичное закрепление5) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала.Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям.1) Предлагает выполнить входное тестирование.2) Инструктаж по выполнению работы. Объяснение теоретического материала.3) Предлагает выполнить экспериментальные задания.4)Предлагает ответить на вопросы.5)предлагает сделать выводы.Изучение нового материала на основе самостоятельного выполнения лабораторной работы.1) Выполняют тест.2) Слушают.3)Выполняют предложенные экспериментальные задания.4)Отвечают на вопросы.5)делают выводы. Обсуждают.Личностные, познавательные, регулятивные35 мин.
Рефлексивно – оценочный этап.
4.Рефлексия. (Подведение итогов).Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.Предлагает выбрать предложение.Отвечают.Личностные, познавательные, регулятивные3 мин.
5.Подача домашнего задания.Закрепление изученного материала.Запись на доске.Записывают в дневник.Личностные1 мин.

Приложение.

Мотивационный этап.

1. «Выучиться правильно измерять – одно из наиболее важных, но и наиболее трудно осуществимых этапов науки. Достаточно одного ложного измерения для того, чтобы помешать открытию закона и, что еще хуже, привести к установлению несуществующего закона». (Ле Шателье)

Обсуждение с учениками высказывания французского физика и химика Анри Луи Ле Шателье. После обсуждений ученики определяют тему урока и формулируют цель.

2.О том, что молекулы невообразимо малы вы знаете. Даже на кончике комариного жала, площадью около 10-12см2 могут уместиться десятки тысяч молекул воды. Несмотря на это, ученые смогли определить размеры молекул. Как? Обсуждение. Отвечают, предполагают. Я предлагаю вам самим проделать опыт по определению размеров молекул.

2. Изучение нового материала.

Входной контроль.

Цель: мотивация учебной деятельности и актуализация знаний учащихся.

Тест.

Тема: Молекулы. Размеры молекул

  1. Цена деления прибора –
    1. это расстояние между соседними делениями на шкале прибора, выраженное в единицах измерения прибора.
    2. это расстояние между соседними делениями, обозначенными числами на шкале прибора, выраженное в единицах измерения прибора.
    3. это минимальная величина, которую может измерить прибор.
    4. это максимальная величина, которую может измерить прибор.
  2. Молекула – это
    1. мельчайшая частица вещества, определяющая его химические свойства.
    2. мельчайшая  неделимая частица вещества, определяющая его химические свойства.
    3. мельчайшая частица вещества, определяющая его физические свойства.
  3. Молекула характеризуется:
    1. массой,
    2. размерами,
    3.  составом атомов,
    4. строением
  4. Молекулы можно увидеть с помощью:
    1. оптического микроскопа,
    2. телескопа,
    3. лупы,
    4. электронного микроскопа
  5. Электронный микроскоп дает увеличение:
  6. По фотографии вещества можно определить диаметр молекулы:
    1.  истинный,
    2. видимый,
    3. ложный
    4. скрытый
  7. Истинный размер молекулы можно определить, зная увеличение микроскопа по формуле: d=D/k      d=D*k    d=D+k
  8. Средний истинный размер молекул составляет: 1 мм,  0,00001 мм, 0, 0000001мм
  9. На поверхность воды капнули капельку масла. Какое из утверждений верно.
    1. толщина масляной пленки может быть сколь угодно малой,
    2. толщина масляной пленки не может быть меньше размера молекулы масла,
    3. размер молекулы масла может быть 0,1 мм,
    4. размер молекулы масла может быть 0,0001 мм
  10. Для определения размеров малых тел используются:
    1. Линейка
    2. Штангенциркуль
    3. Микрометр
    4. Фотография тела

Бланк лабораторной работы № 2

Класс______Фамилия____________________Имя_______________Дата______

Лабораторная работа № 2 « Определение размеров малых тел»

Цель работы: научиться определять размеры малых тел с помощью линейки.

Оборудование: линейка, бисер, тонкая проволока или нитка, фотография молекул, карандаш, иголка.

Схема опыта: (сделайте рисунки)

Расчетные формулы: (запишите нужные Вам формулы)

Ход работы (таблица для измерений)

телоn количествочастиц в рядудлина ряда,L, ммразмер частицыd, ммпогрешностьΔd, мм
1бисер10
2бисер20
3проволока10
4проволока20
5молекулана фотографии10
6молекула

Упр 1. Определение диаметра бусинки бисера (используйте иголку для составления ряда).

Упр 2. Определение толщины проволоки (используйте карандаш, для намотки витков проволоки или нитки)

Упр3. Определение истинных размеров молекулы

Определите размер молекулы методом рядов по фотографии в учебнике.

Используя увеличение микроскопа, данное в тексте учебника, рассчитайте истинный размер молекулы в мм.

Данные занесите в таблицу.

Переведите мм в нанометры (1 нм= 0,000000001м, 1мм= 0,001м).

Сделайте выводы, ответив на вопросы:

1. какой метод использовался для измерения размеров малых тел в лабораторной работе.

2. от чего зависит точность измерения размеров малых тел при использовании данного метода.

3. назовите известные вам приборы для измерения размеров малых тел.

4. какие размеры в нанометрах имеет молекула белка на фотографии в учебнике.

Дополнительное задание повышенного уровня.

С помощью штангенциркуля или микрометра, измерьте диаметр бусинки бисера и толщину проволоки. Полученные результаты, сравните с аналогичными данными при использовании метода рядов. 

Сделайте выводы.

3. Рефлексия.

Выбери предложение.

Я все очень хорошо понял.

Мне было интересно.

Мне все понятно, но материал не всегда интересен.

Я не все понял, но мне было интересно.

Я ничего не понял и на уроке скучал.

презентация к уроку
PPT / 7.56 Мб
 

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/laboratornaya_rabota__2_%C2%ABopredelenie_razmerov_malih_045840.html

Как определить размер молекулы способом рядов. Определение размеров малых тел методом рядов

Как определить диаметр молекулы способом рядов. Определение размеров малых тел методом рядов

Цель урока:

  • познакомить учащихся с различными способами измерения размеров малых тел
  • повторить приемы определения погрешности и записи результата измерения

Задачи:

Предметные:

  • сформировать понятие измерения размеров малых тел;
  • правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения

Метапредметные:совершенствовать умениеобучающихся в

  • проведений наблюдения,
  • планирований и выполнений эксперимента,
  • обработке результатов измерений,
  • представлений результатов измерений с помощью таблиц и формул,
  • объяснений полученных результатов и заключений выводов,
  • оценивания погрешностей результатов измерений.

Личностные:

  • сформировать познавательный интерес, развивать интеллектуальные и творческие способности у учеников;
  • развивать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • повысить мотивацию школьников к изучению предмета на основе личностно- ориентированного подхода.

Тип урока:урок совершенствованиязнаний, умений и навыков

Формы работы учащихсясловесная,использование информационно-коммуникационныхтехнологий, фронтальная работа

Необходимое техническое оборудование:компьютер,мультимедийный проектор; класс с ПК, электронныймикроскоп, штангенциркуль, рабочий лист,материал к опытам: линейка, горох, иголка, тонкаяпроволока, крупинки манки, карандаш,металлический шарик.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Добрый день уважаемые гости, здравствуйтеребята. Прошу вас садитесь.

2. Мотивационный этап

Ребята, сегодня мы проводим последнее занятиепри изучении раздела «Первоначальные сведения остроении вещества» и к нашей сегодняшней встречевы подошли уже достаточно подготовленными. Вызнакомы с некоторой терминологией и немножкоимеете представление о физике, как науке оприроде, изучающей физические явления. Давайтесейчас нашим гостям это постараемся доказать наделе.

Выберите из тех слов, которые сейчас появляютсяна экране те, которые относятся к понятиюфизическое тело.

А теперь, пожалуйста, попробуйте из слов, вновьпоявившихся на экране, определить какие из них имеют отношение к понятию вещество?
Человек начал задумываться о физическихявлениях очень, очень давно. Наверно, этопроизошло, когда он впервые посмотрел на небо,когда увидел падение камня, а может когда емуудалось впервые разжечь костер. Самым первымспособом изучать природу было – наблюдение.

А потом у человека возникла в голове мысль, ачто произойдет с явлением, если изменить условияего происхождения. Так возник второй способизучения природы – опыт.

При постановке опыта, человек используетразличные физические приборы. Назначение укаждого прибора свое, но их всех объединяет одно– у них есть шкала. По шкале определяютзначение физической величины.

Например, линейкой– длину, весами – массу, секундомером – время.
Для того, чтобы определить по шкале истинноезначение величины, необходимо первоначальноопределить цену деления, т.е.

самое маленькоезначение, определяемое шкалой.

Подскажите мне на примере с термометром как жеопределить цену деления? Чему она будет равна?Для того, чтобы работать с любым физическимприбором и с его помощью снимать показанияфизической величины, умения определять ценуделения еще недостаточно.

При любом измерении, мыимеем с вами право на определенную ошибкуизмерения, так называемую погрешность. Какопределить погрешность? Какое значение за неепринимают? Давайте рассмотрим пример записиизмерения длины карандаша с учетом погрешности.

Мы с вами в начале изучения данной темы, ужепроводили опыт по определению длины стола,измерению температуры воды. У этих на первыйвзгляд разнообразных измерений есть одна общаячерта – значение измеряемой физической величиныбыло больше цены деления измерительного прибора.

С помощью линейки мы без особого труда можемопределить высоту бруска, длину и ширинувашего стола, тетради. Стол, брусок, тетрадь – этодостаточно большие тела, если их сравнивать сволосом, горошиной или крупинкой гречки.

А как вы считаете, можно ли при помощи вашейлинейки определить диаметр нитки, толщину листа,размеры малых тел, например, молекул вещества?.Наверно можно.

Вы спросите, зачем это нужно? Гдемогут пригодиться данные умения? Я могуутверждать, что измерительные навыки нужныпрактически во многих профессиях, так напримертокарю.

Токарь – вытачивает на заказ деталь, еслион ошибется в размерах, то его деталь будетзабракована. Сформировать умения измерятьлинейные размеры малых тел мы можем уже на данномэтапе, обучаясь в школе.

3. Ориентировочный этап

Сегодня нам предстоит изучить новые способыопределения размеров малых тел. Но сначалаответьте мне еще на один вопрос: чем опытотличается от наблюдения?
Ребята, какую бы цель вы ставили сегодня передсобой? Что хотели бы узнать, в чем убедиться? (Учащиесяставят цели, а преподаватель фиксирует ихпредложения на доске)

Для достижения вашей цели, я разработала рядтехнических заданий, вы сейчас разобьетесь нагруппы и после его выполнения продемонстрируетесвой результат. (Приложение 1)

4. Исполнительский этап

А теперь, ребята, можете приступать квыполнению лабораторной работы. Пусть девизомдля вас сегодня станут слова Шота Руставели«Если действовать не будешь, ни к чему умапалата».
Желаю удачи!

5. Контрольный этап

Ребята через вебкамеру демонстрируют своирезультаты, учитель подводит итог о применяемыхметодах

6. Рефлексивный этап

Предлагаю ребята, ответить на вопросы, которыезаписаны на листочках. (Приложение2)

7. Заключительный этап

Сегодня мы рассмотрели новые способы измеренияразмеров малых тел, тем самым достиглинамеченной цели, закрепили полученные ранеезнания.Надеюсь, вы поняли, что «никто не знает так много,как все мы вместе».Спасибо за урок!

Сдайте рабочие листы. Урок закончен.

Автор презентации «Измерение размеров малых тел» Помаскин Юрий Иванович – учитель физики, Почетный работник общего образования. Презентация сделана как учебно-наглядное пособие к учебнику «Физика 7» автора А.В. Перышкина. Предназначена для демонстрации на уроках изучения нового материала Используемые источники: 1) А.В.Перышкин «Физика 7», Москва, Дрофа стр)Картинки из Интернета (

Указания к работе 1. Положите вплотную к линейке несколько дробинок в ряд. Пересчитайте их n = 14 штук

Указания к работе 2. Измерьте длину ряда мм n = 14 штук

Указания к работе 3. Вычислите диаметр одной дробинки мм n = 14 штук d = 23 мм 14 = 1,64… мм

Указания к работе Определите способом рядов диаметр молекулы на фото. n = мм d = =1,3 мм 13 мм 10

Указания к работе Увеличение на фотографии равно 70000, значит истинный размер молекулы в раз меньше, чем на фото. 8. Определите истинный размер молекулы d = = 0, ….мм 1,3 мм и

Указания к работе опыта Число частиц в ряду Длина ряда (мм) Размер одной частицы d, мм 1. Дробь 2. Горох 14231,64… 3. Молекула 1013На фотографии Истинный размер 1,30, … 9. Данные опыта занесите в таблицу.

Если вам необходимо определить размеры очень маленького тела (хотя бы макового зернышка), и осуществить это с помощью измерительных приборов (например, линейки) невозможно, следует прибегнуть к “методу рядов”.

Расположите некоторое количество тел вплотную друг к другу в ряд, измерьте длину ряда и рассчитайте по формуле размер “l” одного тела.

N – количество тел в ряду
L – длина ряда

Проверьте, не поленитесь, это очень удобно!

Выполнить работу на 3 варианта(см рисунок) в тетрадях для лабораторных и проверочных работ. Время выполнения работы 20 минут.

Оформить работу в соответствии со школьным стандартом:

Лабораторная работа №

Цели работы:

Приборы и материалы:

Выполнение работы:

На контрольный вопрос ответить письменно.

Контрольные вопросы:

Предложите способ определения размеров молекул данным способом.

Основные положения МКТ

Молекулярно-кинетической теорией называют учение о строении и свойствах вещества на основе представления о существовании атомов и молекул как наименьших частиц химических веществ.

В основе молекулярно-кинетической теории лежат три основных положения:

1. Все вещества – жидкие, твердые и газообразные – образованы из мельчайших частиц – молекул, которые сами состоят из атомов («элементарных молекул»). Молекулы химического вещества могут быть простыми и сложными, т.е. состоять из одного или нескольких атомов.

Молекулы и атомы представляют собой электрически нейтральные частицы.

При определенных условиях молекулы и атомы могут приобретать дополнительный электрический заряд и превращаться в положительные или отрицательные ионы(растворение крупинки соли в воде, распределение частиц капельки краски по всему объему жидкости, …)

2. Атомы и молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении(броуновское движение,…)

3. Частицы взаимодействуют друг с другом силами, имеющими электрическую природу. Гравитационное взаимодействие между частицами пренебрежимо мало()

Рис. Траектория броуновской частицы

Скорость движения молекул газа. В газах царит полный хаос, молекулы движутся по всем направлениям с самыми разными скоростями.

Посчитаем, например, среднюю скорость молекул газа в классной комнате:

T=300K, mo=M/Na, М=0,029 г/моль. С учетом этого имеем:

Д.З.: 1. Приведите по 2 примера в доказательство каждого положения МКТ (письменно).

2. Письменно ответить на вопрос 2,4 в тексте. Ответ на вопрос 4 проиллюстрируйте рисунком.

3. Составьте и решите задачу по аналогии с приведенной выше.

Ó Сивченко Е.И., учитель физики МБОУ СОШ № 5 г. Светлого

7 класс. Раздел 2. Урок 2. Л. р. № 2 «Измерение размеров малых тел»

7 класс

Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества.

Урок 2. Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел».

– научить выполнять измерения способом рядов;

Продолжить формирование представлений о методах научного познания;

Воспитание культуры умственного труда: работа в парах, ведение записей при выполнении измерений.

Оборудование:

1. Презентация «7кл Л.р. № 2. «Измерение размеров малых тел».

2. Лабораторное оборудование: линейка, горох, пшено, иголка учебник.

Ход урока

I. Повторение.

– Что вы знаете о строении вещества?

– Какие наблюдения, явления, факты говорят о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц, между которыми есть промежутки? (Привести примеры с объяснением)

– Почему тела нам кажутся сплошными?

– Можно ли увидеть молекулы?

II. Постановка учебной задачи.

При проведении опытов ученые проводят измерения.

Например, получив фото молекул с помощью электронного микроскопа, они измеряют размер одной молекулы.

Задача урока: научиться определять размеры малых тел, в том числе и молекул.

III. Новый материал.

Слайд 2.

Измерительным инструментом в нашей работе будет линейка. Цену ее деления вы легко можете определить. Обычно цена деления линейки – 1 мм.

Определим простым измерением с помощью линейки точный размер какого-либо маленького предмета, например, зернышка риса.

Если просто приложить линейку к зерну (см. рисунок), то и можно сказать, что диаметр его больше 1 мм и меньше 2 мм. Это измерение очень не точное.

Наша же задача получить более точное измерение при помощи той же самой линейки. Для этого можно поступить следующим образом. Положим некоторое количество зернышек вряд вдоль линейки, чтобы между ними не оставалось промежутков.

Посчитать количество зерен в ряду, измерим длину ряда в мм. Зерна имеют примерно одинаковый размер. Следовательно, чтобы получить размер одного зерна нужно разделить длину ряда на количество зерен.

Этот способ называется способ рядов.

Слайд 3.

Аналогичным способом определим размер молекулы на фотографии.

Так как фотография сделана с увеличением в 70000 раз истинный размер молекулы будет в 70000 раз меньше, чем на фотографии

IV . Выполнение лабораторной работы «Определение размеров малых тел способом рядов».

1. Работа с учебником стр. 160-161 и подготовка записей для отчета.

Цель работы: научиться выполнять измерение способом рядов.

Приборы и материалы:

Таблица измерений.

Вывод.

2. Выполнение работы

V. Подведение итогов.

Вопросы:

Являются ли размеры малых частиц, измеренные таким способом, абсолютно точными? Почему?

2. От чего зависит точность измерения размеров малых тел способом рядов?

3. Для измерения размеров каких тел используют метод микрофотографии?

VI. Домашнее задание:

§§ 7, 8 – повторить.

Источник: https://nevelsklib.ru/kak-opredelit-razmer-molekuly-sposobom-ryadov-opredelenie-razmerov-malyh/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.