Картавость что это такое.

Коррекция картавости у взрослых

Картавость что это такое.

Неправильное произношение слов у многих формируется с детства и при отсутствии лечения остается на всю жизнь.

Многие люди не обращают внимания на свою картавость, другие при этом ощущают дискомфорт и стеснение при общении с окружающими.

Лечением картавости у взрослых занимается логопед, который с помощью специальных упражнений и гимнастики для развития артикуляционного аппарата устраняет речевой дефект.

Определение

Картавость – это неспособность человека воспроизвести четко букву «р». По статистическим данным, такое нарушение речи является наиболее распространенным среди детского и взрослого населения.

Как правило, коррекцию дефекта производят в детском возрасте, когда устранить его легче.

Однако многие родители не считают это патологией и не обращаются за лечением, несмотря на то, что дети в последующем испытывают трудности при общении со сверстниками.

Этиология

В нормальных условиях язык поднимается вверх к небу в районе передних зубов, и с помощью вибрации образуется звук «р». Чаще всего у взрослых людей, страдающих картавостью, нарушение речи возникло в детстве. Возможные причины при этом следующие:

  • травматическое поражение языка – дефект кончика, уздечки и др.;
  • травмы шейного отдела или гипоксия во время родов;
  • гидроцефалия или повышение внутричерепного давления;
  • патологии слухового анализатора – врожденные заболевания, воспалительные изменения, тугоухость и сниженный слух, нарушение фонематического восприятия;
  • приобретенные и врожденные нарушения прикуса;
  • отсутствие некоторых зубов;
  • непропорциональный размер челюсти – слишком длинная или короткая;
  • укороченная уздечка языка;
  • атония или паралич мышц языка;
  • неправильное формирование твердого неба;
  • задержка речевого или психического развития;
  • врожденное аномальное формирование губ – «заячья губа»;
  • генетическая предрасположенность − наличие патологии у родителей.

Другая важная причина − взросление ребенка и формирование речи в среде, где многие люди имеют нарушения слуха и произношения. В этом случае малыш с детства воспринимает искаженное звукопроизношение как правильное.

Картавость не является серьезным логопедическим заболеваниям. С помощью курсового лечения произношение звуков можно нормализовать даже во взрослом возрасте.

Классификация

Специалисты разделяют ротацизм (картавость) на несколько типов:

  • увулярная форма – когда нарушение речи происходит в результате анормальной вибрации язычка неба;
  • велярный тип – патология связана с близко расположенным корнем языка и твердым небом;
  • боковая форма – при произношении язык вибрирует в боковой части;
  • двугубный тип характеризуется только вибрацией губ;
  • проторная форма объясняется неверным взаимодействием языка и альвеол при образовании звука.

Выявление конкретной формы картавости необходимо для подбора логопедических упражнений.

Логопедическая диагностика

На начальном этапе родителям следует обратиться на консультацию к педиатру. Он проведет необходимые медицинские исследования и при необходимости порекомендует записаться на прием к логопеду, неврологу, психиатру, оториноларингологу, челюстно-лицевому хирургу или дефектологу.

Список рекомендаций зависит от причины, вызвавшей нарушение речи. Обследование включает в себя: логопедические тесты на произношение «р» и других букв, определение вида дислалии, осмотр ротовой полости, оценку подвижности языка и губ, исследование электрической активности мышц.

При выявлении неврологического заболевания врачи рекомендуют провести электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию мозга и оценить уровень кровотока в сосудах головы. Если причина дефекта связана с короткой уздечкой языка или патологией твердого неба, то родителей с ребенком или взрослого человека направляют к челюстно-лицевому хирургу для обсуждения хирургической коррекции.

Способы устранения речевых дефектов

Для того чтобы исправить ротацизм необходимо пройти все исследования, отыскать причину патологии и узнать у специалиста, по какому плану лечиться.

Обычно, для коррекции используют терапию причины болезни (операции, реконструкции частей неба, прием ноотропных средств и витаминов группы В при неврологических болезнях, удаление аденоидов, сосудорасширяющие средства), занятия с дефектологом, логопедический массаж, домашнюю тренировку с помощью вибрационных упражнений и профилактические мероприятия.

Логопедические упражнения

Консультация логопеда нужна для оценки состояния и функции речи. Опираясь на результаты исследования, специалист составляет индивидуальный план занятий и упражнений для исправления дефекта, которые взрослый человек может выполнять в домашних условиях.

Несмотря на высокую стоимость уроков, первый месяц стоит посещать логопеда и проводить занятия под его контролем. Специалист поможет выявить ошибки в звукопроизношении и выработать правильную фонетику. После этого, можно продолжать тренировки дома. Взрослому человеку придется потратить немного больше времени для коррекции дефекта по сравнению с ребенком.

Для занятий с детьми и взрослыми специалисты используют похожие упражнения. Они помогают укрепить мышцы языка и вернуть им физиологический тонус, отработать правильный двигательный стереотип образования буквы «р» и отучиться неправильно говорить ее путем исправления и подражания. Примеры:

  • «Улыбка» − потребуется широко открыть рот и изобразить улыбку. Затем, не закрывая рта, языком гладить твердое небо. Повторяют движения 8-10 раз.
  • «Поглаживание губ» − нужно открыть рот, положить на нижнюю губу язык и совершать им поглаживающие движения вниз и вверх. После того как движения будут даваться легко, к упражнению добавляют звук «р».
  • «Поглаживание зубов» − губы растягивают в улыбке, кончиком языка поглаживают верхний зубной ряд с внутренней стороны. Сначала медленно влево, затем вправо.
  • «Трубочка» − взрослому нужно открыть рот, язык свернуть в трубочку, пытаясь в такой позиции произносить букву «ф», выпуская струю воздуха через «трубочку». Вибрация, которая образуется во время упражнения, благоприятно воздействует на артикуляционный аппарат.
  • Медленное произношение слогов «тэ», «лэ» и «дэ» по отдельности, затем слитно. Упражнение повторяют по 10 раз. После того как тренироваться стало легко, к заданию добавляют подъем языка вверх и прикосновение его к верхнему зубному ряду. При этом необходимо громко произносить звуки. Когда становится легко делать и данное упражнение, логопеды советуют в таком режиме проговаривать слова с буквой «р».
  • Частое произношение слов с буквой «р» − рыбаки, рис, пирожок, раковина, разборка, работа, ролики, ремарка и так далее.
  • Тренировка скороговорок, стихотворений с «р» − «в грозу от груза арбузов развалился кузов» или «кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок».
  • Даже для взрослых людей хорошо подходят звуковые игры, выполняемые с участием специалиста.
  • Логопедический массаж положительно воздействует на тонус мышц языка, губ и щек.

Опытный логопед составит подходящую программу обучения индивидуально для каждого пациента. Из-за большей податливости артикуляционного аппарата детей им легче освоить новые стереотипы речи.

Однако взрослые люди тоже могут обучиться, если увеличат количество тренировок в день, а также количество занятий в течение недели. После одного месяца регулярных занятий появляется результат – мягкая буква «р» приобретет твердость.

А через один год человек может окончательно перестать картавить.

Занятия с психологом или психотерапевтом

Индивидуальные консультации помогут пациенту не потерять надежду на устранение дефекта, быть мотивированными к тренировкам и постепенно избавляться от стеснения или неловкости.

Важно, чтобы человек перестал считать себя «картавым». Посещение психотерапевта взрослым человеком во время лечения речевого нарушения рекомендуется всем больным.

Обычно, такие консультации непродолжительные – от 2 до 6 встреч.

Профилактика

Профилактические мероприятия заключаются в наблюдении за речью ребенка в процессе его взросления и своевременном обращении к специалисту. Кроме того, крайне важно своевременно выявлять и корректировать хронические патологии слуха, заболевания ротовой полости, неврологические и психические болезни.

К методам профилактики относят приверженность принципам здорового образа жизни: рациональное питание, занятия спортом, развивающие игры для детей, соблюдение рекомендаций врача, выполнение логопедических упражнений и уроков для развития речи. Придерживаясь профилактических рекомендаций, удается не допустить развитие картавости во взрослом возрасте, быстро вылечивать сформировавшийся дефект и предупреждать рецидивы речевых нарушений.

Картавость – один из наиболее распространенных типов дефектов речи, который может встречаться как у взрослых, так и у детей. Он не считается опасным заболеванием, приводящим к негативному воздействию на нервную систему человека.

Для коррекции используют различные методы, имеющие общие черты для всех возрастных групп. Во взрослом возрасте избавление от дефекта происходит дольше, чем у детей. Важно отметить, что человек не должен забрасывать занятия при длительном отсутствии эффекта.

Регулярные логопедические тренировки приносят положительный результат уже через месяц занятий самостоятельно или с логопедом.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/kak-izbavitsya-ot-kartavosti-vzroslomu-cheloveku/

Картавость – что это и как исправить?

Картавость что это такое.

— О логопедии — Картавость – что это и как исправить?

В этой статье мы поговорим о самом распространенном нарушении звукопроизношения – картавости. Разберемся, что же это такое – «картавость», какие виды этого нарушения существуют и как эту проблему преодолеть.

Под понятием «картавость» подразумевается неправильное произношение звуков «Р, Рь». Научное название этого нарушения звукопроизношения – ротацизм.

Прежде чем говорить о видах картавости, необходимо остановиться на том, как же произносится звук «р» в норме. Звук «р» один из самых сложных, поэтому в речи он появляется к 5-6 годам и, к сожалению, очень часто произносится неправильно.

При произнесении звука «р» рот раскрыт, зубы разомкнуты, язык широкий в форме «ложечки» поднимается к бугоркам за верхними зубами, при этом боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Т.е.

необходимо не только четко и высоко поднять язык, сделать его широким, но и очень сильно выдохнуть, чтобы кончик языка задрожал и получилось заветное «р-р-р».

Если же у человека мышцы языка развиты не очень хорошо, либо он не может достаточно сильно выдохнуть, а чаще всего эти две трудности объединены, то получаются самые разнообразные искажения звучания – картавость.

Выделяют 3 основных группы картавости:

1 – звуки «р,рь» отсутствуют.

Пример: рак – ак; рыба – ыба, корова – коова.

2 – звуки «р, рь» заменяются другими звуками (чаще всего – л, ль, д, г, в).

Пример: рак – лак, дорога – довога, ромашка – гомашка и т.д.

3 – звуки «р, рь» произносятся искаженно.

Наиболее распространенный вид нарушения звуков «р, рь» – горловой, когда вибрирует не язык, а мягкое небо (велярный ротацизм) или маленький язычок – увула (увулярный ротацизм).

Существуют еще: боковой ротацизм – дрожит боковой край или края языка, а не кончик; носовой ротацизм – он редко встречается, звук произносится с носовым оттенком; кучерской или губно-губной – произносится как «тпру», дрожат губы; и одноударный ротацизм – при нем язык стоит правильно, но вибрирует очень слабо.

Пока ребенок маленький и осваивает произношение звуков, родителям необходимо следить за тем как говорит их малыш. Очень важно вовремя заметить «картавость» и постараться ее исправить, пока психика ребенка пластична.

Если малыш правильно произносит все звуки речи и только «р» не получается (пропускает или заменяет на «л», «в»), то можно подождать до 5-6 лет, звук может появиться самостоятельно.

Но! Если у ребенка есть другие нарушения звукопроизношения или звук «р» начал произноситься картаво, вероятность того, что малыш вырастет и научится правильно говорить, очень мала. Если у кого-то из родителей есть картавость, то не исключено, что ребенок будет подражать маме или папе и тоже будет картавить.

Оптимальное время начала занятий по исправлению картавости у детей, если она есть, 5-5.5 лет. В этом возрасте ребенок уже достаточно взрослый, чтобы заниматься и к школе успеет исправить все свои трудности.

https://www.youtube.com/watch?v=wk9m040W4MA

Я бы рекомендовала каждому родителю перед тем, как отправлять ребенка в школу, отвести его на консультацию к логопеду, потому что не во всех садах есть специалисты, которые могут вовремя заметить и исправить картавость. И если вдруг эта проблема обнаружится, то за время летних каникул ее можно успешно решить и сформировать правильное звукопроизношение.

Довольно часто говорят, что если в детстве не получилось избавиться от картавости, то в подростковом и взрослом возрасте уже поздно что-то делать. Верно ли это?

Практика логопедии показывает, что картавость не только можно исправить у подростков и взрослых, но и возможно сделать это довольно быстро.

На консультации логопед определит вид картавости, найдет причину проблемы (какие именно мышцы языка плохо работают и т.д) и поможет научиться правильно произносить сложные звуки «р,рь».

Как правило, если у человека нет нарушения тонуса мышц, то исправление картавости занимает в среднем 10-30 занятий.

Если картавость мешает вам достигать поставленных целей, вызывает стеснение при общении с окружающими, то начинайте работать над своей речью, а опытные логопеды нашего центра помогут решить эту проблему.

Усанова И.И., логопед

Телефон в Санкт-Петербурге:

+7 (812) 640-90-77

Ежедневно с 10:00 до 21:00 Отзывы:

«Я не правильно произносил звуки Ш и Ж на протяжении уже почти 50-ти лет. Стал заниматься с Ириной Игоревной. Через 8 занятий дефекты ушли напрочь, говорю правильно и красиво. Чрезвычайно доволен». Щедров Виктор

«Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков [р] и [р'], с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет

Вакансии центра

Источник: https://www.logogol.ru/logopediya/kartavost/

Картавость

Картавость что это такое.

Картавость – это нарушение произношения звуков [р] и [р’]. Это отклонение нельзя назвать заболеванием, и в большинстве случаев картавость подвергается коррекции. Особенно часто такое нарушение встречается у детей. Только 2% детей, которые не могут выговаривать [р] и [р’], несут с собой картавость и во взрослую жизнь.

Картавость – разговорное название нарушения. В современной медицинской литературе этот термин не используется, а нарушение произношения [р] и [р’] называют ротацизмом или параротацизмом. В первом случае речь идет о полном отсутствии или искажении фонемы, во втором – о замене [р] и [р’] другими звуками.

Ротацизм и параротацизм – частные случаи такого явления как дислалия. Дислалией (и паралалилей) называют любое нарушение звукопроизношения, которое не вызвано нарушениями слуха или иннервации речевого аппарата.

Причины картавости

Причины картавости могут быть как органическими, так и психологическими (например, двуязычие в семье или подражание неправильному произношению). Кроме того, дефекты строения органов речевого аппарата могут быть как индивидуальной особенностью, так и наследственным отклонением. Еще одна частая причина возникновения ротацизма и параротацизма – нарушение фонематического слуха.

Формы ротацизмов и параротацизмов

Ротацизм и параротацизм могут иметь немалое количество форм и проявляются индивидуально. Рассмотрим типичные формы этого вида дислалии.

Выделяют ротацизм:

  • велярный – дополнительная вибрация вследствие сближения корня языка с мягким нёбом;
  • увулярный – вибрация только маленького язычка;
  • боковой – вибрирует боковой край языка, а не кончик;
  • билабиальный (лабиальный, двугубный, губной) – попытка произнести [р] с помощью вибрации губ, т.н. кучерское [р] (этот звук более похож на [прр]);
  • одноударный (проторный) – отсутствие вибрации кончика языка, который при этом однократно касается альвеол (при этом [р] может звучать как [д], а рокочущее [ррр] произнести не удается);
  • щечный – струя воздуха вызывает вибрацию щеки или обеих щек;
  • интердентальный (межзубный) – искажение, которое вызывает неправильное расположение языка между зубами;
  • лабиодентальный – звук образуется между верхней губой и зубами нижней челюсти или наоборот;
  • ларингеальный (гортанный) – бывает спровоцирован расщелиной нёба, сильно сомкнутыми ыми складками, экстрапирамидными расстройствами;
  • назальный – это нарушение вызвано неполным нёбно-глоточным затвором;
  • фарингеальный (глоточный) – образование хриплого звука, похожего на [р], между задней стенкой глотки и корнем языка;
  • гнусавое произношение;
  • замена твердого звука мягким;
  • полное отсутствие звуков [р] и [р’].

Параротацизм может заключаться в замене:

  • [р] на [в];
  • [р] на [г];
  • [р] на [д];
  • [р] на [й];
  • [р] на [л] или [л'];
  • [р] на [ы].

Картавость детей и взрослых

Правильное произношение звуков [р] и [р'] происходит по следующей схеме: мягкое нёбо поднимается, закрывая проход в нос, задняя часть языка сдвигается назад, а кончик языка подтягивается к верхним зубам и под напором воздуха начинает вибрировать.

Построение фонем [р] и [р'] довольно сложное и обычно эти звуки формируются в речи ребенка в последнюю очередь. В целом, если ребенок картавит до 5-летнего возраста, особых причин для беспокойства нет.

Единственное, на что следует обратить внимание, это правильность произношения у окружающих взрослых: если кто-то из членов семьи плохо выговаривает или не выговаривает [р], ребенок будет склонен к ротацизму и параротацизму, так как учится говорить методом подражания.

При отсутствии врожденных дефектов, – проще говоря, если человек попросту не научился правильно выговаривать [р], – ротацизм и параротацизм может быть устранен в любом возрасте. Но сам процесс потребует немалого количества времени, поскольку состоит из нескольких стадий.

Коррекция ротацизма и параротацизма

Чтобы исправить картавость, необходимо пройти несколько этапов. Эти этапы одинаковы для каждого пациента, но могут проходить с разной степенью сложности.

  1. Постановка звука.
  2. Автоматизация произношения фонемы в слогах.
  3. Автоматизация произношения фонемы в словах, а затем и предложениях.
  4. Дифференциация звука (в случае необходимости).
  5. Введение звука в речь.

Для коррекции ротацизма применяются различные упражнения на дикцию, скороговорки, в работе с детьми могут быть использованы игровые методы.

В детском возрасте устранить это явление довольно легко, и чем старше пациент, тем сложнее исправить его дислалию.

Но при правильном выборе логопеда, который определит причины нарушения и порекомендует подходящий комплекс упражнений, избавиться от картавости можно и взрослому.

Источник: https://medihost.ru/glossary/diseases/kartavost_416

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.