Краткая биография андрея белого. ? Белый А

Андрей Белый: биография и творчество

Краткая биография андрея белого. ? Белый А

Кратко:

Андрей Белый (1880—1934). Псевдоним Бугаева Бориса Николаевича. Писатель родился в семье известного математика. Позже поступил на физико-математический факультет Московского университета, где организовал кружок «аргонавтов». В 1904 году вышел первый поэтический сборник А. Белого «Золото в лазури».

В 1910 году была напечатана книга статей «Символизм», важная для понимания его отношения к творчеству. Поэт стремится сблизить литературу с музыкой, что нашло отражение в четырех его «Симфониях»: «Драматическая» (1901), «Северная» (1904), «Возврат» (1905), «Клубок метелей» (1908).

Еще два сборника его стихов — «Пепел» и «Урна» — были изданы в 1909 году.

Стихотворные сборники, напечатанные после революции — «Звезда» (1919) и «После разлуки» — свидетельствовали об увлечении антропософией (результат поездки в Европу). Белый с женой сопровождали основателя антропософии Р. Штайнера в его поездках по континенту.

Прозаические работы писателя включают романы «Серебряный голубь» (1909), «Петербург» (1912), «Котик Летаев» (1917), «Москва» (1926). Андрей Белый оставил также интереснейшие воспоминания «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933), «Между двух революций» (1934).

Источник: Краткий справочник школьника. Русская литература / Авт.-сост. И.Н. Агекян. – Мн.: Современный литератор, 2002

Подробнее:

Андрей Белый (настоящее имя — Борис Николаевич Бугаев) – поэт, прозаик (26.10. [14.10.] 1880 Москва — 8.1.1934 там же). Родился он в высокообразованной дворянской семье. Отец — профессор математики Московского университета.

Первые увлечения Андрея Белого связаны с немецкой культурой (Гете, Гейне, Бетховен), с 1897 года он интенсивно занимается Достоевским и Ибсеном, а также современной французской и бельгийской поэзией. По окончании гимназии в 1899 году он становится приверженцем Вл.

Соловьева и Ницше. В музыке его любовь принадлежит теперь Григу и Вагнеру. Наряду с философией и музыкой Андрей Белый интересовался естественными науками, что привело его на математический факультет Московского университета, оконченный им в 1903 году, но до 1906 г.

он продолжал посещать и филологический факультет.

Около 1903 он знакомится с А. Блоком и К. Бальмонтом, сближается с кружком санкт-петербургских символистов во главе с Д. Мережковским и 3. Гиппиус, до 1909 сотрудничает с журналом «Весы». Многочисленные публикации Белого начинаются с ритмизованной прозы “Симфония” (1902), которая обратила на себя внимание необычностью языка и строя мыслей автора.

Первые стихи Андрей Белый собрал в сборник “Золото в лазури” (1904), за которым последовали сборники “Пепел” (1908) и “Урна” (1909), отразившие уже в названиях пережитую автором фазу разочарований. В журнале «Веды» Андрей Белый опубликовал свой первый роман под названием “Серебряный голубь” (1909).

С 1910 года начинается новый, длившийся приблизительно до 1920 период творчества Белого, обусловленный его философскими увлечениями. В 1910-11 гг. он предпринимает путешествие в Италию, Египет, Тунис и Палестину.

С 1912 по 1916 он живет по преимуществу в Западной Европе, некоторое время — в Дорнахе у Рудольфа Штейнера, антропософское учение которого сильно повлияло на него.

В Германии Андрей Белый подружился с Кристианом Моргенштерном.

Его второй роман “Петербург” (1912) по духу продолжает первый. По возвращении в Россию в 1916 году он опубликовал третий роман, “Котик Летаев” (1917-18), более автобиографический. Он примкнул к литературной группе «Скифы» (с Р. Ивановым-Разумником и А. Блоком).

Октябрьский переворот Андрей Белый воспринял в мистическом ключе, как возможность религиозного и духовного обновления России. Белый преподавал в Студии Пролеткульта. В ноябре 1921 года он уехал в Берлин, где опубликовал много сборников стихов, прозаических и теоретических сочинений. В октябре 1923 г. Андрей Белый вернулся в Россию.

Пережитое отразилось в его эссе “Одна из обителей царства теней” (1924). Написанное им позднее по преимуществу автобиографично, его произведения сохраняют традиции символизма и стоят особняком в советской литературе, но качественно все же отличаются от ранних текстов.

Только перестройка создала предпосылки для того, чтобы творчество Андрея Белого с конца 80-х гг. стало широко публиковаться на родине.

Белый – один из самых значительных русских символистов, это касается философии, теории творчества, равно как стихов и прозы. Он — один из первопроходцев русского модернизма. Его искусство в большой степени определяется мистическими переживаниями, он настаивает на всестороннем обновлении.

Четыре “Симфонии” Белого (1902-08) объединены стремлением в синтезе поэзии и музыки достигнуть обновления синтаксиса и ритмических структур языка, добиться его «освобождения». Первый сборник его стихов — “Золото в лазури” — принадлежит «апокалиптической» фазе русского символизма с его угрожающим образом большого города.

Следующие сборники этого автора ближе к русской действительности, хотя в них сохраняется верность магическим представлениям о слове.

Занятия Белого оккультизмом отразились в романе “Серебряный голубь“, где он разрабатывает старую культур-философскую проблему положения России между Востоком и Западом на примере человека, воспитанного западной цивилизацией и захваченного оккультными силами Востока.

Автора интересуют прежде всего техника изображения, образность языка, музыкальные принципы повтора и ритмического конструирования. Андрей Белый продолжает традицию гоголевского гротеска.

Роман “Петербург“, возникающий все в том же кругу проблем (противоположность восточного и западного мировоззрений), однако связанный с антропософией и показывающий конфликт между отцом-сенатором и сыном, подпавшим под влияние террористов, «сосредоточен на отражении сознания, но сознания искаженного в гротесках и расщепленного на самостоятельные сегменты» (Holthusen). Белый нарушает законы поэтического искусства, традиционно устремляющегося к единству формы в макро- и микростурктуре. В поэме “Христос воскресе” (1918) хаос большевистского переворота рассматривается как духовно-мистическое событие всемирно-исторического значения, причем надежды на Россию связываются только с признанием Воскресения Христа. Наибольшей выразительности достигает стилизованная проза Белого в романе “Котик Летаев“. Автор показывает сознание ребенка, в котором время граничит с пространством, реальность с мифом. Это произведение, «предвосхитившее самые смелые формальные эксперименты Джойса …» (Struve). Один из способов философски-антирационалистического углубления изображаемого в соответствии с антропософскими установками — отождествление персонажей с мифологическими образами. Воспоминания, написанные в 1929-33 гг., хотя и блестящие в стилистическом отношении, исторически недостоверны. 

Источник: В. Казак. Лексикон русской литературы XX века – М.: РИК “Культура”, 1996

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/belyj_a/andrej_belyj_biografija_i_tvorchestvo/21-1-0-751

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев)

Краткая биография андрея белого. ? Белый А

Андрей Белый жил в удивительную культурную эпоху, впоследствии названную «Серебряным веком». Он сделал несколько изобретений и открытий, которые легли в основу нового облика литературы в 20-м веке. Поклонники поэта уверены, что именно ему лучше всего удалось передать в своем творчестве сложности переломной эпохи.

Родился Борис Бугаев (настоящее имя Андрея Белого) 26 октября 1880 года в Москве. Отец – известный российский философ и математик Николай Бугаев. Работал деканом физико-математического факультета в Московском университете, стал основателем математической школы.

Мама – Александра Бугаева (до замужества Егорова) была первой красавицей Москвы, открыла сыну мир музыки, прививала ему любовь к произведениям музыкальных классиков.

Мальчик рос в необычной атмосфере, где соединялась музыка и математика, и это нашло отражение в его поэтическом наследии.

До двадцати шести лет Борис жил с родителями в центре Москвы, там, где пересекается Денежный переулок и Арбат. В настоящее время там открыт музей Андрея Белого, единственный во всем мире.

Андрей Белый в детстве

Отец мальчика имел много друзей и знакомых среди московской профессуры, поэтому в детстве его окружала творческо-культурная атмосфера. Довольно часто к ним захаживал в гости Лев Толстой.

Отношения между родителями Бориса складывались непросто, и это больно ранило неокрепшую психику будущего литератора. С годами это проявилось в странностях его поведения, неумении находить общий язык с окружающими его людьми.

В одиннадцать лет родители отдали его в одно из лучших московских учебных заведений – частную гимназию Поливанова. Больше всего он интересовался восточной религией – буддизмом, оккультизмом, и литературой.

Любимыми писателями Белого стали Ницше, Ибсен, Достоевский. Спустя несколько лет он увлекся поэзией, его привлекало творчество французских поэтов и русских символистов – Брюсова, Мережковского, Бальмонта.

В возрасте пятнадцати лет молодой человек подружился с Сергеем Соловьевым. Его отец был знаменитым переводчиком, сам Сергей стал поэтом. Белый частенько бывал в их доме, участвовал в диспутах по поводу новинок в мире музыки, философии, живописи. В этом доме он впервые прочел свои собственные сочинения, нашел поддержку и обзавелся псевдонимом. С легкой руки Соловьевых он стал Андреем Белым.

В 1899-м Белый получил аттестат об окончании гимназии. Он прислушался к мнению родителей, сдал необходимые экзамены и стал студентом Московского университета. Молодой человек поступил на физико-математический факультет, на отделение естественных наук. Несмотря на творческую натуру, Андрея с детства привлекали точные науки.

В студенческие годы Белый увлекся теорией Дарвина, изучал зоологию беспозвоночных, серьезно занимался химией. При этом регулярно покупал иллюстрированный журнал «Мир искусства», на страницах которого печатались поэтические строки русских поэтов-символистов.

В 1903-м молодой человек получил диплом с отличием Московского университета. Спустя год он снова сел на студенческую скамью этого же учебного заведения, только выбрал историко-филологический факультет.

Его наставником стал известный русский логик Борис Фохт, знаменитый своими переводами и философскими работами. Андрей проучился всего год, потом перестал посещать лекции. В 1906-м он обратился с прошением в деканат, и его отчислили из вуза.

Именно в этот период пришло решение заняться литературой.

Зима 1901-го стала судьбоносной в биографии Андрея Белого. Именно тогда среди его знакомых появляются русские символисты – Гиппиус, Брюсов, Мережковский. К 1903-му Белый сам собрал вокруг себя молодых представителей символизма, в основном, студентов вузов. Кружок получил название «Аргонавты», Андрей выполнял роль лидера и идейного вдохновителя их сообщества.

В 1903-м Белый написал письмо поэту Александру Блоку. Потом они активно переписывались, а через год состоялось личное знакомство. Спустя несколько лет эти двое очень сблизятся, но связывать их будет не только дружба, но и вражда.

Журнал «Весы»

В начале 1904-го поэт начал тесно сотрудничать с научно-литературным изданием «Весы», выходившим раз в месяц.

Члены кружка «Аргонавты» регулярно собирались на собрания. Местом их встречи стала квартира Павла Астрова, юриста и общественного деятеля. Во время одного из заседаний поэты приняли решение создать литературно-философский сборник. В 1906-м удалось издать две первые книги, получившие название «Свободная совесть».

Спустя три года Андрей начал сотрудничать с московским издательством «Мусагет», он входил в число его основателей. Белый выполнял переводы, издавал на его страницах собственные стихи.

В 1911-м поэт отправился в путешествие по Северной Африке и Ближнему Востоку. Своими впечатлениями от этого вояжа он поделился в «Путевых заметках».

Спустя год он возвращается на родину, устраивается на должность редактора в журнал «Труды и дни». Это сотрудничество длилось недолго, вскоре Белый снова уезжает за границу, на этот раз в Берлин.

Там состоялась встреча Белого и Рудольфа Штейнера, основоположника нового религиозно-мистического учения – антропософии. Андрею так понравилось учение, что он стал учеником и последователем австрийца.

Андрей Белый с Сергеем Соловьевым

В это время Белый плодотворно трудится, выпускает свои теоретические и критические статьи, собранные в трех томах – «Символизм», «Луг зеленый», «Арабески».

Постепенно Андрей начал отходить от написания поэзии, теперь он трудится над прозой. В это время он занят написанием романов «Серебряный голубь» и «Петербург», автобиографической повести «Котик Летаев».

В 1914-1916-м годах Белый находился в Швейцарии, он помогал возводить храм «Гетеанум». К концу 1916-го он был вынужден вернуться в Россию, супруга Ася за ним не последовала. Она так и оставалась в Швейцарии, продолжала дело Штейнера и занималась возведением храма.

Поэт считал Первую Мировую войну бедствием для всего человечества. Революция 1917-го воспринималась им, как возможный выход из катастрофы глобального масштаба. Он принял ее и отразил свое отношение к революционным идеям в нескольких произведениях – цикле эссе под названием «На перевале», поэме «Христос Воскрес», очерке «Революция и культура», сборниках поэзий «Звезда» и «Королева и рыцари».

Андрей Белый — Звезда Упал на землю солнца красный круг.И над землей, стремительно блистая,Приподнялась зеркальность золотаяИ в пятнах пепла тлела.Все вокруг вдруг стало: и — туманисто;и — серо… Стеклянно зеленеет бирюза,И яркая заяснилась слеза —Алмазная, алмазная Венера.

Параллельно с творчеством поэт становится преподавателем пролеткульта в Москве. Он знакомил молодых поэтов революции с теорией создания поэзии и прозы.

В 1921-м Белый снова уехал за границу, но спустя два года полностью порвал с женой и вернулся на родину. После этого он много и плодотворно трудился, все больше внимания уделяя прозе. Он написал романы «Московский чудак», «Москва под ударом», «Маски». Занялся созданием мемуаров «Воспоминания о Блоке», трилогии «На рубеже двух столетий», «Начало века», «Между двух революций».

Андрей Белый внес ощутимый вклад в литературоведческую науку, стал автором исследовательских статей «Мастерство Гоголя», «Медный всадник», «Ритм как диалектика».

Личная жизнь

Близкое знакомство с Александром Блоком сильно изменило личную жизнь Андрея Белого. Поэт влюбился в жену Блока – Любовь Менделееву, которая ответила ему взаимностью.

Их связывали любовные отношения, длившиеся на протяжении четырех лет и измучившие всех троих участников треугольника.

Потом случился разрыв, который Блок отразил в своей пьесе «Балаганчик», а Белый в сборниках поэзий «Урна» и «Пепел».

Одновременно с этими отношениями, Белый ухаживал и за женой Валерия Брюсова – Ниной Петровской. И снова любовный треугольник, начавшийся с невинного флирта. Женщина воспылала таким чувствами, что возводила Андрея чуть ли не в ранг божества.

Наученный горьким опытом предыдущих отношений, поэт решил разорвать с Ниной все отношения, но она буквально преследовала его. Дело зашло так далеко, что чуть не закончилось трагически. Нина решилась на убийство поэта, воспользовалась перерывом между лекциями, которые читал Белый в политехе и выстрелила в него практически в упор.

На счастье Андрея, у браунинга случилась осечка. Позже эту ситуацию опишет Брюсов в романе под названием «Огненный ангел».

Андрей Белый с Асей

В 1909-м в личной жизни Белого появится художница Анна Тургенева, племянница знаменитого писателя. Все называли ее просто Асей. У Белого и Тургеневой был гражданский брак, супруга отправилась с поэтом за границу в 1910-м. Они побывали в Палестине, Египте, Сицилии, Тунисе. Официальное оформление брака состоялось в 1914 году, они расписывались в Берне.

В 1916-м Белый должен был вернуться в Россию, Ася осталась в Швейцарии. Через 5 лет поэт приехал к супруге, но продолжать дальнейшую семейную жизнь не было смысла.

Андрей Белый и Клавдия Васильева

После пары лет, проведенных за границей, Андрей снова возвращается в Россию и встречает Клавдию Васильеву, свою последнюю возлюбленную.

В 1925-м они переехали на дачу общих друзей в Качино, которое стало для него таким же важным, как для Толстого Ясная Поляна или как для Чехова Ялта.

Он полностью занят творчеством, Клавдия окружает его любовью и заботой. Супруги расписались в 1931 году.

Андрей Белый умер 8 января 1934 года, на руках у Клавдии, которую ласково называл Клодей. Местом упокоения поэта стало Новодевичье кладбище столицы.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/andrey-beliy/

Биография Андрея Белого

Краткая биография андрея белого. ? Белый А

Андрей Белый (1880-1934) – русский поэт и писатель, был одним из ведущих деятелей в русском модернизме и символизме, известен также своими работами в качестве стиховеда, мемуариста и критика.

Детские годы

Настоящее имя Андрея Белого ‒ Борис Николаевич Бугаев. Родился он 26 октября 1880 года в Москве.

Его отец, Николай Васильевич Бугаев, был известным российским философом и математиком, членом-корреспондентом Императорской академии наук в Санкт-Петербурге, заслуженным профессором и деканом на физико-математическом факультете в Московском университете.

Мама, Александра Дмитриевна (девичья фамилия Егорова), считалась одной из первых красавиц в Москве.

Долгие годы жизни (почти 26 лет) будущего поэта прошли в доме его родителей, который располагался на пересечении Денежного переулка с Арбатом. Сейчас на этом месте в самом центре Москвы действует единственный в мире мемориальный музей, посвящённый Андрею Белому.

Среди представителей старой московской профессуры у отца, Николая Бугаева, были очень широкие знакомства, так что детство Андрея прошло в высокой атмосфере культурно-профессорской Москвы. В доме частым гостем был великий писатель Лев Толстой.

Между родителями складывались непростые отношения, что тяжело сказалось на формирующемся характере и психике будущего поэта. В дальнейшем это выразилось в странностях и конфликтах Андрея Белого с окружающими.

Обучение

В 11-летнем возрасте Андрей поступил на учёбу в лучшую московскую частную гимназию Поливанова Л. И.

, где его самыми любимыми увлечениями стали восточная религия (оккультизм, буддизм) и литература (особенно мальчика интересовали произведения Ибсена, Ницше и Достоевского). На последних курсах юношу очень увлекла поэзия.

Среди стихотворных произведений особое предпочтение он отдавал поэтам Франции и символистам России (Мережковский, Брюсов и Бальмонт).

Когда парню было 15 лет, он сблизился с будущим русским поэтом Сергеем Соловьёвым, сыном известного переводчика. Андрей довольно близко вошёл в их семью, здесь происходили его знакомства с новинками искусства в музыке, живописи, философии. Именно в доме Соловьёвых с сочувствием были встречены его первые поэтические опыты и придуман творческий псевдоним ‒ Андрей Белый.

В 1899 году он окончил учёбу в гимназии и по настоянию родителей сдал экзамены для поступления в Московский университет. На физико-математическом факультете он выбрал естественное отделение, потому что с ранних юношеских лет, несмотря на свои мистические и художественные настроения, Андрей стремился к точным наукам.

В университете он усиленно занялся изучением теории Дарвина и зоологией беспозвоночных, много уделял внимания химии. При этом он не пропускал ни одного номера ежемесячного художественного иллюстрированного журнала «Мир искусства», в котором изучал новинки творчества русских символистов.

В 1903 году Белый окончил университет с красным дипломом.

В 1904 году в этом же Московском университете Андрей стал студентом историко-филологического факультета.

В качестве своего руководителя он выбрал знаменитого русского логика, переводчика и философа Бориса Александровича Фохта.

Однако спустя год Белый перестал ходить на занятия, а в 1906 году написал в деканат прошение об отчислении его из университета. Он принял решение целиком и полностью посвятить себя литературной деятельности.

Литературная деятельность

Зимой 1901 года Белый познакомился с опытными символистами Брюсовым, Гиппиус и Мережковским. А уже в 1903 году вокруг него стал образовываться кружок молодых символистов, который состоял в основном из студентов университета. Кружку было дано название «Аргонавты», а Андрей стал его идейным вдохновителем и несомненным лидером.

В 1903 году Андрей начал вести переписку с поэтом Александром Блоком, а спустя год они уже познакомились лично. Это знакомство в будущем вылилось в долгие годы мучительной вражды и дружбы.

В январе 1904 года в Москве начал издаваться ежемесячный научно-литературный журнал «Весы». Андрей Белый вёл с издательством тесное сотрудничество.

Свои собрания кружок «Аргонавты» проводил на квартире у известного российского общественного деятеля и юриста Павла Ивановича Астрова. На одном из заседаний было принято решение об издании литературно-философского сборника. В 1906 году вышли две первые книги этого сборника, которому дали название «Свободная совесть».

В 1909 году Белый работал в московском издательстве «Мусагет», он был одним из его основателей, здесь поэт занимался переводами, а также печатал свои стихи.

В 1911 году Андрей отправился путешествовать на Ближний Восток и в Северную Африку. Впечатления от этой поездки нашли отражение в «Путевых заметках».

Вернувшись в Россию, в 1912 году, Белый немного поработал редактором в журнале «Труды и дни». Затем снова отправился за границу, где в Берлине произошло его знакомство с Рудольфом Штейнером, австрийским основоположником религиозно-мистического учения антропософии. Андрей с головой окунулся в это учение и стал учеником Штейнера.

В этот период вышло три тома его теоретических и критических статей:

  • «Символизм»;
  • «Луг зелёный»;
  • «Арабески».

Немного Белый стал отходить от поэзии символизма, всё больше в его творчестве появлялось прозаических произведений, например, романы «Серебряный голубь» и «Петербург», а также автобиографическая повесть «Котик Летаев».

С 1914 по 1916 годы Андрей жил в Швейцарии, где принимал участие в строительстве храма «Гетеанум». В конце 1916 года Белого вызвали в Россию на проверку его отношения к воинской повинности. Жена Ася с Андреем не поехала, осталась в Швейцарии, решив полностью отдаться делу Штейнера и возведению храма.

Первую Мировую войну Белый считал общечеловеческим бедствием, а революцию в России 1917 года он воспринял в качестве возможного выхода из глобальной тупиковой катастрофы. Эти идеи нашли воплощение в его произведениях:

  • цикл эссе «На перевале», состоящий из трёх частей «Кризис жизни», «Кризис мысли» и «Кризис культуры»;
  • очерк «Революция и культура»;
  • поэма «Христос Воскрес»;
  • поэтические сборники «Королевна и рыцари» и «Звезда».

Наряду с творчеством Андрей занимался преподавательской деятельностью. Для молодых пролетарских писателей и поэтов в пролеткульте в Москве он читал лекции по теории прозы и поэзии.

С 1921 по 1923 годы Белый вновь провёл за границей, но после полного разрыва супружеских отношений с женой вернулся в Россию, где начался особенно плодотворный период его творчества, в основном теперь он писал прозу:

  • дилогия романов «Москва» («Московский чудак» и «Москва под ударом»);
  • роман «Маски»;
  • мемуары «Воспоминания о Блоке»;
  • трилогия «На рубеже двух столетий», «Начало века», «Между двух революций».

Значительным вкладом для литературоведческой науки оказались исследовательские работы Белого « Мастерство Гоголя», «Ритм как диалектика и «Медный всадник».

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.