Особенности строения клеток растений животных грибов бактерий. Что общего и какие различия между клетками растений, грибов, бактерий и животных

Что общего и какие различия между клетками растений, грибов, бактерий и животных? – Мир Бактерий

Особенности строения клеток растений животных грибов бактерий. Что общего и какие различия между клетками растений, грибов, бактерий и животных

Вспомните строение клетки. Какие признаки присущи представителям растений и грибов? Какие организмы относят к прокариот и эукариот? Какой тип питания называют автотрофним и гетеротрофним? Какие движения свойственны растениям?

Вы помните из курса биологии 6 класса, в зависимости от особенностей строения клетки (в частности, от наличия в ней ядра) все организмы делят на прокариот и эукариот.

Животные вместе с растениями и грибами является еукаріотами. Все эукариоты состоят из клеток, имеющих ядра и различные органеллы (вспомните какие).

У всех этих организмов подобно сохраняется и передается потомкам наследственная информация.

ЧЕМ ЖИВОТНЫЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ?

Итак, общие признаки, свойственные животным, растениям и грибам, – это клеточное строение, питание, дыхание, раздражимость, движение, рост, развитие и размножение. Какие же признаки отличают эти организмы?

На рисунке 4 изображен клетки растения, гриба и животные. В клетках животных, так же как и растений, и грибов, есть ядро (одно или несколько) и органеллы, которые обеспечивают различные процессы жизнедеятельности клетки. Одни из них участвуют в создании веществ, необходимых клетке, другие – обеспечивают транспорт по ней различных веществ.

Вы уже знаете, что клетки растений и грибов, кроме тонкой клеточной мембраны, имеют еще плотную клеточную оболочку. Она обеспечивает постоянную форму клетки. В состав клеточной оболочки этих организмов входят углеводы. У растений – это в основном целлюлоза, у грибов – также хитин.

У клеток животных снаружи от мембраны расположена лишь тонкая упругая оболочка – гликокаликс, не способна поддерживать постоянную форму клетки. Гликокаликс образован из молекул углеводов, которые могут соединяться с молекулами белков и липидов (рис. 5).

Он участвует в транспорте различных веществ в клетку и из клетки наружу, а также в восприятии различных раздражителей внешнего от клетки среды.

Рис. 4. Схема строения клеток растения (А), гриба (Б) и животные (В): 1 – клеточная оболочка; 2 – клеточная мембрана; 3 – цитоплазма; 4 – ядро; 5 – хлоропласт: 6 – митохондрия; 7 – вакуоля с клеточным соком

Рис. 5. А. Схема строения клеточной мембраны (1) галікокалікса (2). Бы. Фото глікокалікса (3), сделанное с помощью электронного микроскопа

Из-за отсутствия плотной клеточной оболочки определенные группы животных клеток способны образовывать непостоянные выросты – ложные ножки, или псевдоподії.

Вспомните, с помощью ложных ножек амеба протей передвигается и захватывает частицы пищи. Клетки крови человека и позвоночных животных – лейкоциты – благодаря ненастоящим ножкам обезвреживают болезнетворные микроорганизмы, осуществляя защитную функцию.

Процесс захвата твердых частиц клеткой называется фагоцитоз.

Фагоцитоз свойствен лишь клеткам животных и некоторым грибовидным организмам, чьи клетки также не имеют плотной клеточной оболочки. Клетки растений, настоящих грибов и прокариот, которые имеют плотную клеточную оболочку, могут впитывать только растворы различных веществ.

В цитоплазме клеток животных, так же как и в клетках грибов, откладывается запасной углевод гликоген, тогда как в клетках растений – крахмал.

В клетке многоячеечной животные нет пластид (хлоропластов, хромопластів и лейкопластів) и вакуолей с клеточным соком.

Отсутствие хлоропластов свидетельствует о том, что, в отличие от растений, животные не могут сами производить органические вещества из неорганических. Они являются гетеротрофами, то есть питаются готовыми органическими веществами.

(Вспомните, гетеротрофний тип питания свойственен также грибам и некоторым растениях-паразитах. Приведите примеры растений-паразитов).

Гетеротрофы (от греч. гетерос – другой и трофос – питание) – это организмы, которые потребляют готовые органические вещества: прочие организмы, их остатки или продукты их жизнедеятельности.

Они получают органические вещества, охотясь на других животных. Упоминали мы и о паразитах, которые питаются органическими веществами животных, человека или растений, в организме (в организме) которых обитают.

Животных, которые потребляют и растительную, и животную пищу, называют всеядными (рис. 6).

Большинство животных способна активно двигаться и передвигаться. Зато грибам и большинства растений (за исключением некоторых водорослей) присущ преимущественно прикрепленный образ жизни. У растений можно наблюдать только движения отдельных частей тела, например ростове.

Мая. 6. 1. Лось – рослиноїдна животное. 2. Жук-навозник – сапротроф. 3. Волк – хищник. 4. Медведь – всеядное животное

Движения животных могут быть разнообразными. Так, моллюски, черви, змеи ползают. Собаки, волки, лошади бегают, развивая значительную скорость. Крылья обеспечивают полет птиц, летучих мышей и многих насекомых.

Рыбы, дельфины плавают. Даже те немногочисленные представители животных, ведущих прикрепленный образ жизни (например, коралловые полипы), способные двигать частями своего тела (щупальцами и тому подобное) (рис. 7).

Растение постоянно растет, рост животных обычно имеет пределы. У многоклеточных животных, как и у высших растений, клетки могут формировать ткани. Вспомните, у высших растений формируются образующие, покровные, основные и проводящие ткани.

Они состоят из клеток определенного строения, между которыми могут быть промежутки-міжклітинники. В тканей животных нет міжклітинників, а промежутки между клетками могут быть заполнены межклеточным веществом. Ткани у животных разнообразнее, чем у растений.

Только животные имеют мышечную и нервную ткани.

У большинства животных органы объединяются в системы органов (дыхательную, пищеварительную, кровеносную и другие), которых нет у растений и грибов.

Исключительной особенностью животных является то, что в процессе исторического развития в них появилась нервная система и различные типы органов чувств. Благодаря им животные могут четко воспринимать разнообразные раздражители окружающей среды и быстро на них реагировать.

Это, в свою очередь, дает им возможность эффективно приспосабливаться к изменениям, которые происходят в окружающей среде.

У животных по сравнению с растениями или грибами, совершенная регуляция жизненных функций: ее обеспечивают не только специальные вещества, но и нервная система.

Какие ткани характерны для животных и какую функцию они выполняют? Об этом вы узнаете из следующего параграфа.

Рис. 7. Кораллы шевелят щупальцами для улавливание добычи

Биологический словарик: гликокаликс, фагоцитоз.

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ

Животных отличает от растений и грибов: отсутствие плотной клеточной оболочки, вакуолей с клеточным соком: поверхность клеток животных укрывает тонкий эластичный слой углеводов, соединенных с белками и липидами, – гликокаликс; все многоклеточные животные – гетеротрофы; их клетки не имеют хлоропластов и поэтому не способны к фотосинтезу.

Животные – преимущественно подвижные организмы. Они быстро реагируют на раздражитель» окружающей среды.

ПРОВЕРЬТЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ

1. Из каких компонентов состоит клетка? 2. Что общего и отличного в строении клеток животных, растений и грибов? 3. Какие признаки строения процессов жизнедеятельности присущи только животным?

ОБСУДИТЕ В ГРУППАХ

Какие основные отличия животных от растений и грибов? Ответ оформите в виде таблицы.

ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ И НАХОДЧИВЫХ

1. Некоторые растения тоже активно реагируют на раздражение. Например, мимоза застенчивая составляет листочки в ответ на прикосновение; росянка, непентес «охотятся» на мелких насекомых. Почему эти организмы не относят к животным? 2. Приведите примеры, когда растения проявляют признаки животных или животные – растений.

Источник:

Сходство грибов и животных

  1. спираль днка практически не имеет различий . десять процентов отличают растение от человека.. а между животным и человеком вообще в единицы процентов есть различия..

  2. Наряду с этими специфическими особенностями грибы имеют признаки сходства и с животными, и с растениями.

  3. С животными их объединяет прежде всего гетеротрофность, грибы играют огромную роль в разложении отмерших органических остатков.

    Как и у животных, один из продуктов обмена веществ у грибов – мочевина, а основное вещество запаса – гликоген, а не крахмал, как у растений.

    Сходство с растениями состоит в наличии у грибов углеводной оболочки, однако ее скелетные компоненты чаще всего представлены не целлюлозой, а хитином.

    Вегетативное тело гриба, как и растение, неподвижно, только специализированные клетки – зооспоры и гаметы – движутся с помощью жгутиков. Грибы способны к неограниченному росту и ветвлению, что приводит к увеличению общей поверхности. Это очень важно, так как питание грибов, как и растений, происходит путем абсорбции веществ.

    От растений грибы отличаются, в первую очередь, отсутствием фотосинтетического аппарата, наличием хитиновой клеточной стенки, образование мочевины в процессе метаболизма, животный путь синтеза аминокислот, запасания гликогена т.п.; от животных – преобладанием осмотрофного типа питания над фаготрофним, размножением посредством спор и наличием клеточных стенок.

  1. Размножаются )
  2. 1) Лишены хлорофилла.
  3. 2) Тип питания – Гетеротрофный.

    3) Запасной углевод – Гликоген.

    4) Клеточная стенка состоит из хитина.

    5) В обмене веществ есть мочевина.

    Источник: Гугл в помощь!

1)они способны питаться только готовыми органическими веществами

2)они растут в течение всей своей жизни

3)в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком

4)в их клеточных стенках грибов о покровах тел членистоногих содержится хитин

5)в их клетках отсутствуют специальные органоиды- хлоропласты

6)они размножаются спорами

выбрать три правильных ответа

  1. Один Три Пять
  2. согласна с Ансаром

38 тестов по теме

49. Грибы отличаются от растений тем, что

А) имеют клеточное строение

Б) неспособны к активному передвижению

В) неспособны к фотосинтезу

Г) растут в течение всей жизни

82. Растительную клетку можно узнать по наличию в ней

А) ядра

Б) плазматической мембраны

В) вакуолей

Г) эндоплазматической сети

95. Почему водоросли относят к царству растений

А) в их клетках происходит дыхание

Б) в их клетках происходит фотостинтез

В) они размножаются

Г) они имеют клеточное строение

137. Какие особенности жизнедеятельности грибов указывают на их сходство с растениями

А) использование солнечной энергии при фотосинтезе

Б) неограниченный рост в течение всей жизни

В) синтез органических веществ из неорганических

Г) выделение кислорода в атмосферу

245. Какие органоиды отсутствуют в клетках грибов

А) пластиды

Б) ядро

В) вакуоль

Г) митохондрии

473. Организмы с гетеротрофным способом питания, которые не могут передвигаться, относятся к царству

А) растений

Б) животных

Источник: https://dmnesterov.ru/osobennosti/chto-obshhego-i-kakie-razlichiya-mezhdu-kletkami-rastenij-gribov-bakterij-i-zhivotnyh.html

Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов. урок. Биология 10 Класс

Особенности строения клеток растений животных грибов бактерий. Что общего и какие различия между клетками растений, грибов, бактерий и животных

Как известно, живые организмы эукариоты делятся на три царства: растения, грибы и животные. На этом уроке мы узнаем, в чем сходство и отличие между эукариотическими клетками. Также мы ответим на вопрос: почему грибы выделены в отдельное царство, хотя совсем недавно их относили к растениям?

О сходстве эукариотических клеток свидетельствует целый ряд общих признаков:

1. Общий план строения клетки (наличие клеточной мембраны, цитоплазмы и ядра с органеллами).

2. Принципиальное сходство процессов обмена веществ и энергии в клетке.

3. Кодирование наследственной информации при помощи нуклеиновых кислот.

4. Единство химического состава клеток.

5. Сходные процессы деления клеток.

На рисунке 1 представлена таблица «Различия клеток растений и животных».

Рис. 1. Различие клеток растений и животных

Главное отличие между клетками царств животных и растений заключается в их способе питания.

Клетки растений являются автотрофами, то есть они синтезируют органические вещества из неорганических за счет энергии солнечного света в процессе фотосинтеза.

Клетки животных являются гетеротрофами, то есть источником углерода для них служат органические вещества, поступающие вместе с пищей; эти же вещества служат и источником энергии.

Для обеспечения фотосинтеза в клетках растений содержатся пластиды, например хлоропласты, в которых содержится основной пигмент фотосинтеза – хлорофилл.

В клетках животных пластид нет, однако существуют исключения, например растительные жгутиконосцы, к которым относится эвглена зеленая.

В темноте она питается готовыми органическими веществами (как животное), а на свету она способна к фотосинтезу.

Поскольку клетки растений по-разному синтезируют органические вещества, то и запасной углевод у них тоже различный. У растений накапливается в клетках крахмал, а у животных откладывается гликоген.

Для растительной клетки характерно наличие клеточной стенки, состоящей из целлюлозы и пектиновых веществ. Клеточная стенка придает клеткам растений механическую прочность и опору.

Большую часть растительной клетки занимает вакуоль, в которой содержится жидкость.

Вакуоли в растительной клетке хранят органические вещества, в них содержатся гидролитические ферменты (выполняют функцию лизосом), также они участвуют в регуляции рН клетки и в них происходит изолирование и обезвреживание токсических веществ.

В животной клетке могут содержаться небольшие вакуоли, которые выполняют пищеварительную и сократительную функцию. Строение вакуоли в животной клетке отличается от растительной.

В животной клетке, в отличие от растительной, находятся центриоли.

Так как растительная клетка имеет клеточную стенку, которая защищает ее содержимое и обеспечивает постоянную форму, то она делится с образованием перегородки. Животная клетка делится с образованием перетяжки, так как не имеет клеточной стенки.

Вакуоли – это ограниченные мембраной участки клетки, заполненные жидкостью. Мембрана, которая ограничивает вакуоль от цитоплазмы, носит название тонопласт. Она является одинарной мембраной.

Молодая растительная клетка, как правило, имеет много мелких вакуолей, которые сливаются в одну большую по мере взросления клетки. В зрелой растительной клетке вакуоль может занимать до 90 % ее объема. Рост клетки происходит за счет увеличения вакуоли – в этом состоит основная роль вакуоли и тонопласта.

Основной компонент вакуолярного сока – это вода, все остальные компоненты сильно варьируются в зависимости от типа растений и его физиологического состояния. В вакуолях могут содержаться сахара, соли, реже белки, иногда в них откладываются пигменты.

Тонопласт играет активную роль в транспорте некоторых ионов в вакуоли.

Содержимое в вакуоли имеет слабокислую, кислую и, в редких случаях, сильнокислую (лимон) реакцию.

Вакуоли – это место накопления продуктов обмена веществ. Иногда в них накапливаются ядовитые для человека вещества (алкалоид никотина).

Вакуоли могут выполнять функцию лизосом, поскольку содержат гидролитические ферменты, которые переваривают вещества, попавшие вовнутрь вакуоли. Когда клетка погибает, то содержимое вакуоли изливается наружу и начинает переваривать клетку (процесс автолиз).

Клетки грибов содержат признаки растений и животных. Также они имеют свои специфические особенности.

Признаки животных клеток

Клетки грибов являются гетеротрофами, следовательно, у них нет пластид и не происходит процесс фотосинтеза. Запасным углеводом у них является гликоген. Они могут быть сапротрофами (питаются органикой мертвых существ) или паразитами. Среди грибов встречаются симбионты (см. Рис. 2), которые вступают во взаимовыгодную связь с другими живыми организмами (с растениями или с цианобактериями).

Рис. 2. Грибы-симбионты

Среди грибов существуют хищники, образующие в почве клейкие петли, в которых запутываются мелкие черви-нематоды (см. Рис. 3). Затем грибница разрастается и проникает в тело червя, высасывая из него все содержимое.

Рис. 3. Червь-нематод в клейкой петле

Признаки растительной клетки

С растительной клеткой сходство грибной проявляется в наличии клеточной стенки поверх плазматической мембраны, но клеточная стенка грибов в основном состоит из хитина.

Так же как и растения, грибы не способны к активному движению, но способны к неограниченному росту.

Размножение и распространение спорами также сближает грибы с растениями.

Особые признаки грибов

Тело гриба образовано нитевидными структурами в один ряд клеток – гифами. У некоторых грибов перегородки между гифами утрачиваются и возникает грибница, состоящая из одной гигантской многоядерной клетки. Совокупность гиф образовывают мицелий.

Таким образом, выделение грибов в отдельное царство, насчитывающее более ста тысяч видов, обоснованно.

Некоторые грибы играют ключевую роль в минеральном питании сосудистых растений.

Всходы многих видов лесных деревьев, выращенные в стерильном питательном растворе, а затем перенесенные в луговую почву, будут плохо расти и даже погибать от недостатка пищи.

Однако если добавить к почве лесную почву, содержащую соответствующие грибы, рост нормализуется. Это обусловлено микоризой («грибокорнем»), тесным взаимовыгодным симбиозом корней и грибов.

Микориза известна в большинстве групп сосудистых растений. Всего несколько семейств цветковых не образуют ее или образуют очень редко, например крестоцветные и осоковые.

Многие растения могут нормально развиваться и без микоризы при хорошем обеспечении незаменимыми элементами, особенно фосфором. Участие микоризы в прямом транспорте фосфора из почвы в корни доказано экспериментально.

В свою очередь, растение снабжает симбиотические грибы углеводами.

Одно из наиболее удивительных свойств микоризы – функционирование при определенных обстоятельствах в качестве «моста» для переноса продуктов фотосинтеза, фосфора и, возможно, других соединений от одного образующего ее растения к другому.

В процессе эволюции у хищных грибов сформировались различные приспособления для захвата и переваривания крошечных животных, например круглых червей нематод.

Микроскопические представители хищных грибов известны достаточно давно, но недавно было выяснено, что некоторые пластинчатые грибы, такие как вешенка, тоже являются хищными грибами.

Вешенка выделяет специальное вещество, которое обездвиживает нематод, после этого грибница опутывает червя и внедряется в него. Затем продуцируются ферменты, которые переваривают тело червя. В дальнейшем грибницы высасывают содержимое нематод.

Поскольку вешенка обитает на трухлявой древесине, которая бедна азотом, то черви для этого гриба являются источником этого элемента.

Некоторые микроскопические грибы выделяют на поверхности гиф клейкое вещество, к которому прилипают мелкие животные (простейшие, мелкие насекомые). Другие грибы образуют петли, которые захватываю нематод.

Список литературы

  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 класс Дрофа, 2005.
  2. Биология. 10 класс. Общая биология. Базовый уровень / П.В. Ижевский, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина и др. – 2-е изд., переработанное. – Вентана-Граф, 2010. – 224 стр.
  3. Беляев Д.К. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 11-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2012. – 304 с.
  4. Агафонова И.Б., Захарова Е.Т., Сивоглазов В.И. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е изд., доп. – Дрофа, 2010. – 384 с.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Вопросы в конце параграфа 19 (стр. 78) – Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Общая биология», 10-11 класс (Источник)
  2. Эволюционно сложилось так, что клетки животных способны к фагоцитозу и пиноцитозу. Вследствие каких особенностей строения клеток растения и грибы этого делать не могут?
  3. Известно, что растения питаются в процессе фотосинтеза. В связи с этим у них появились дополнительные органоиды. Какие? Какова их функция?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/shodstva-i-razlichiya-v-stroenii-kletok-rasteniy-zhivotnyh-gribov

Клетки растений, грибов, бактерий, животных: отличия строения

Особенности строения клеток растений животных грибов бактерий. Что общего и какие различия между клетками растений, грибов, бактерий и животных

Все живое, что есть на нашей планете, состоит из клеток. Клеточная структура всех живых существ – основа родства всего живого, что есть на нашей планете. Но между клетками растений, грибов, бактерий и животных существует множество существенных отличий. Чтобы разобраться, в чем они похожи и чем отличаются, нужно подробно рассмотреть строение каждой из разновидностей клеток.

Чем отличаются бактерии от других организмов?

Основное, что отличает бактерий (прокариотов) от других живых организмов (эукариотов), – это то, что они являются древнейшими существами на планете, которые в своем составе не имеют оформленного ядра.

Все прокариоты состоят из:

  • капсулы, которая выполняет защитную функцию;
  • ядерного вещества, в котором хранятся генетические данные;
  • цитоплазмы, которая обеспечивает связь между органеллами;
  • клеточной стенки, которая обеспечивает сохранение формы и отвечает за регуляцию газов и воды;
  • жгутиков, благодаря которым бактерии могут передвигаться.

Так как одноклеточные бактерии не имеют в своем составе оформленного ядра, его функции выполняет нуклеоид, который хранит ДНК и все генетические данные. Нуклеоид представляет собой область цитоплазмы, в которой хранится генетическая информация об организме.

Цитоплазма представляет собой жидкость, в которой содержатся необходимые для жизнедеятельности питательные вещества и большое количество белка. Также в цитоплазме располагаются рибосомы, которые синтезируют белок.

Капсула находится поверх оболочки и защищает микроорганизм от неблагоприятных внешних воздействий, к примеру, от высыхания и повреждений.

Одной из особенностей клеточного строения прокариотов является то, что при воздействии внешних факторов они могут изменять свою форму. При этом они способны принимать свою первоначальную форму сразу же, как только воздействие внешних неблагоприятных факторов прекращается. Этот процесс называется спорообразование.

Клеточное строение растений, грибов и животных

Все животные, грибы и растения имеют много общего в своей структуре. В составе своих клеток все они имеют:

  • ядро;
  • митохондрии;
  • цитоплазматическую мембрану;
  • эндоплазматическую сеть;
  • цитоплазму;
  • аппарат Гольджи.

Ядро – основной и самый крупный элемент клетки, который отвечает за ее жизнедеятельность. В нем содержится ДНК растения или животного, происходит синтез РНК и рибосом. Форма ядра у всех организмов чаще всего сферическая.

Цитоплазматическая мембрана защищает содержимое от внешних воздействий. В ней имеются поры, через которые поступают питательные вещества и вода. Через поры также выводятся отходы жизнедеятельности.

Клетки растений отличаются наличием пластид, которые расположены в хлоропластах, лейкопластах и хромопластах. Хромопласты содержат вещества, которые окрашивают плоды и стебли. Чаще всего они имеют желтую, красную или оранжевую окраску.

За счет яркой окраски цветы растений привлекают внимание насекомых-опылителей, к примеру, пчел. Лейкопласты содержат запас питательных веществ, которые используются в том случае, когда организм находится в неблагоприятных условиях.

Хлоропласты – пластиды, окрашенные в зеленый цвет, которые отвечают за процесс фотосинтеза. Содержатся хлоропласты только в листьях или стеблях.

Клеточная стенка растений состоит из целлюлозы, грибов – из хитина, а у животных она отсутствует вовсе. При этом клетки животных и грибов запасают гликоген, в то время как растительные запасают крахмал.

Аппарат Гольджи отвечает за производство и накопление полисахаридов и сложных белков.

Количество вакуолей в животных и растительных клетках различается. Растительные имеют одну большую вакуоль, а животные – одну или несколько мелких. Растительные вакуоли отвечают за ввод и вывод воды, а животные сохраняют в себе воду, ионы и хранят отходы жизнедеятельности. У грибов вакуоли отсутствуют вовсе.

Особенностью клеток грибов является то, что они, как правило, имеют больше одного ядра. Под микроскопом можно разглядеть от 1 до 30 ядер.

Общее и отличное

Как было сказано выше, строение прокариотов отличается от остальных тем, что они являются безъядерными и по размерам они значительно меньше других живых существ. Чтобы увидеть их, потребуется довольно мощный микроскоп.

Помимо отличий в структуре, клетки бактерий, грибов, растений и животных отличаются способами размножения. Бактерии размножаются перетяжкой или почкованием, в редких случаях – половым путем, в самой примитивной его форме. Эукариотические клетки размножаются путем митоза.

Еще одним существенным отличием между прокариотами и эукариотами можно считать тот факт, что для нормального функционирования клеткам эукариотов требуется аскорбиновая кислота. Прокариоты в ней не нуждаются.

Работаю врачом ветеринарной медицины. Увлекаюсь бальными танцами, спортом и йогой. В приоритет ставлю личностное развитие и освоение духовных практик. Любимые темы: ветеринария, биология, строительство, ремонт, путешествия. Табу: юриспруденция, политика, IT-технологии и компьютерные игры.

Источник: https://probakterii.ru/prokaryotes/organelles/kletki-rastenij-gribov-bakterij-zhivotnyh.html

Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов

Особенности строения клеток растений животных грибов бактерий. Что общего и какие различия между клетками растений, грибов, бактерий и животных

Мы живём среди растений. Нас окружают деревья, кустарники, травы. Растительный мир богат и разнообразен.

Познакомимся с внутренним строением растений. Если посмотреть на срез арбуза то можно заметить множество шарообразных пузырьков – это клетки. У арбуза они очень крупные и видны в лупу.

Если посмотреть на клетки в микроскоп. То мы можем увидеть клеточную стенку, ядро, вакуоль и цитоплазму.

Растительная клетка имеет те же структурные основные компоненты, что клетка животных. Ядро, митохондрии, эндоплазматическую сеть с рибосомами, аппарат Гольджи.

Но есть органеллы характерные только для растительной клетки: вакуоли и пластиды.

Вакуо́ль— это одномембранный органоид, который занимает до 80-90 % объёма клетки, заполненный клеточным соком. Клеточный сок представляет собой слабокислый водный раствор различных органических и неорганических веществ в плодах лимона клеточный сок имеет сильнокислую реакцию. По химическому составу и консистенции клеточный сок существенно отличается от протопласта.

Растительные вакуоли часто служат местом концентрации разнообразных вторичных метаболитов: флавоноидов, антоцианов, таннидов и алкалоидов.

Функции вакуолей многообразны. Они формируют внутреннюю водную среду клетки, осуществляя регуляцию водно-солевого обмена.

Поддерживают тургорное гидростатическое давление внутриклеточной жидкости в клетке, сохраняя её форму.

Так же вакуоли накапливают запасные вещества и конечные продукты метаболизма клетки.

Некоторые животные клетки так же содержат вакуоли, однако они отличаются от растительных и своими небольшими размерами, и функциями.

Например, пищеварительные вакуоли представлены пузырьками в цитоплазме клетки, в которых происходит внутриклеточное пищеварение у простейших.

Сократительные вакуоли представлены мембранными органоидами, которые осуществляют выброс излишков жидкости из цитоплазмы. Они распространены в первую очередь среди пресноводных протистов.

Пластиды характерны только для растительных клеток. Важнейшие из них зелёные хлоропласты, содержащие пигмент хлорофилл. При помощи хлорофилла используя солнечную энергию зелёные растения превращают углекислый газ и воду в органические соединения. Процесс этот называется фотосинтез.

У высших растений имеется целый набор других пластид. Например, томат имеет красный цвет потому что в его клетках содержаться красные пластиды − хромопласты.

А теперь понаблюдаем за процессами в живой клетке.

Если взять лист злодеи, положить его в каплю воды на предметное стекло, то в микроскоп можно заметить, как движутся пластиды с током цитоплазмы.

Движение цитоплазмы свойство всех живых клеток.

Если подсушить препарат под лампой и посмотреть на лист ещё раз, можно увидеть что вода испарилась, движения пластид не наблюдается, цитоплазма сжалась.

Если на препарат снова добавить каплю воды, можно увидеть, что цитоплазма набухает и снова начинает двигаться. Клетки оживают. Это значит без воды они существовать не могут.

Клетки обладают свойством пропускать внутри воду и нужные ей для питания и дыхания вещества из окружающей среды и соседних клеток. А цитоплазма разносить их по клетке.

Ещё одна особенность растительной клетки − поверх плазматической мембраны. Она окружена жёсткой оболочкой состоящей в основном из целлюлозы.

Целлюлоза — это сложный углевод. Его присутствие в тканях растений обусловливает их механическую прочность и эластичность.

Молекулы целлюлозы имеют нитевидную структуру, соединены между собой посредством водородных связей, они образуют пучок, который состоит из 60 молекул. Самая чистая форма целлюлозы – это волоски семян хлопчатника.

Из-за то, что растительная клетка имеет клеточную стенку её деление и деление животной клетки отличаются.

Деление животной клетки происходит путём образования поперечной перетяжки, которая состоит из белковых актиновых и миозиновых филаментов.

Деление растительной клетки происходит путём образования клеточной пластинки –перегородки.

Деление начинается с перемещения мелких ограниченных мембраной пузырьков из аппарата Гольджи по направлению к экваториальной плоскости клетки. Здесь пузырьки сливаются, образуя дисковидную, окружённую мембраной структуру — раннюю клеточную пластинку. Где концентрируются короткие микротрубочки.

За счёт этого продолжается рост клеточной пластинки вплоть до её окончательного слияния с мембраной материнской клетки. После окончательного разделения дочерних клеток в клеточной пластинке откладываются микрофибриллы целлюлозы, которые завершают образование жёсткой клеточной стенки. Так клетка окончательно делится на две.

Главное отличие между растительными и животными клетками заключается в способе питания.

Клетки растений, содержащие хлоропласты, являются автотрофами, то есть сами синтезируют необходимые для жизнедеятельности органические вещества за счёт энергии света в процессе фотосинтеза.

Клетки животных – являются гетеротрофами. Источником углерода для синтеза собственных органических веществ для них являются органические вещества, поступающие с пищей. Пищевые вещества также служат источником энергии.

Исключениями являются зелёные жгутиконосцы, которые на свету способны к фотосинтезу, а в темноте питаются готовыми органическими веществами.

Запасным питательным веществом растительных клеток является крахмал. Он синтезируется в хлоропластах, под действием света при фотосинтезе. По химическому составу крахмал неоднороден и представляет собой смесь нескольких полисахаридов.

А у животных клеток запасным питательным веществом является гликоген. Это полисахарид, образованный остатками глюкозы. Является основной формой хранения глюкозы в животных клетках. При недостатке в организме глюкозы гликоген под действием ферментов расщепляется до глюкозы, которая поступает в кровь.

Изучим строение клетки гриба.

Каждая клетка имеет в составе ядро ─ округлое, с двойной мембраной. Расположено в центральной части или у клеточной оболочки.

Цитоплазма включает различные органоиды. Эндоплазматическую сеть. В отличие от клеток растений, у грибов она плохо развита. Кристы митохондрий более сплющенные. Комплекс Гольджи.

Вакуоли – неотъемлемая часть клетки. Они отделены от протопласта мембраной. В данной органелле хранятся запасные питательные вещества.

Также эти вещества могут свободно размещаться в цитоплазме. Например, как гликоген-запасное питательное вещество грибов, может находиться в виде гранул.

Клеточная стенка может меняться, когда за одной фазой роста следует другая.

Основной структурный элемент клеточной стенки — это хитин.

Хитин — это природное соединение из группы азотсодержащих полисахаридов.

Выполняет защитную и опорную функции, обеспечивая жёсткость клеток. Содержится в основном в экзоскелете (внешняя часть скелета) раков, крабов, насекомых. Также присутствует в клетках грибов. В человеческом организме хитин необходим для формирования волос и ногтей, а у птиц – оперения.

Чистый хитин более хрупкий, чем в сочетании с другими веществами. Экзоскелеты насекомых, например, это комбинация хитина и белков. Раковины ракообразных, как правило, состоят из хитина и карбоната кальция.

Именно благодаря уникальной химической структуре грибы были выделены в отдельное царство.

Интересно, что у каждого царства клеточная стенка образована разными веществами. У растений – целлюлозой, у животных клеточная стенка вообще отсутствует, у грибов – хитином, у бактерий пептидогликаном (муреином).

Грибы по размерам и строению очень разнообразны и условно подразделяются на низшие и высшие.

Низшие грибы наиболее примитивны. Например, группа одноклеточных грибов –дрожжей. Они не имеют мицелия, так как обитают в жидких богатых органическими веществами средах.

Основу тела высших грибов составляет мицелий (грибница) — это система тонких ветвящихся нитей — гиф. Гифы не имеют истинного клеточного строения. Их протоплазма либо совсем не разделена, либо разделяется поперечными перегородками. Толщина гиф от 1 до 10, реже до 20 мкм, и рассмотреть их можно только под микроскопом.

У грибов после деления ядра перегородка между разделившимися клетками может сформироваться позднее, что приводит к образованию многоядерных клеток.

Характерной особенностью ядер клеток грибов является их свойство перемещаться из одной клетки в другую.

Мицелий грибов – это один из важнейших отличительных признаков. Он осуществляет все жизненно важные функции грибного организма: питание, рост, развитие и размножение.

Запасным питательным веществом в клетках грибов, как и у животных является углевод гликоген. Грибы, как и растения, неподвижны, их плодовые тела растут на протяжении всей жизни. Грибы лишены способности к фотосинтезу и поэтому являются гетеротрофами, то есть питаются не самостоятельно производимыми продуктами, а готовыми органическими веществами. 

Источник: https://videouroki.net/video/19-skhodstva-i-razlichiya-v-stroenii-kletok-rastenij-zhivotnyh-i-gribov.html

Особенности строения клеток растений, животных и грибов

Особенности строения клеток растений животных грибов бактерий. Что общего и какие различия между клетками растений, грибов, бактерий и животных

Урок: «Особенности строения клеток растений, животных и грибов».

Цель урока: обеспечить знание учащимися сходства и различий в строении клеток растений, животных и грибов.

Задачи урока:образовательные-формирование знаний об отличительных особенностях растительной, животной и грибной клеток, принципиальном единстве их строения; формировании единой картины живой природы;развивающие:- развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы;- развивать образное и логическое мышление, речь – словарный запас биологических знаний;-создать условия для включения учеников в активную познавательную деятельность;- совершенствовать навыки работы учащихся с микроскопом;воспитательные-формирование научного мировоззрения;-выработка коммуникативных навыков при работе в группе;-воспитывать интерес к познанию живой природы.

Оборудование:-таблицы, изображающие строение клеток растений, животных и грибов;-раздаточный материал для сбора модели клетки;-раздаточный материал с инструкцией для выполнения лабораторной работы;-микроскопы;-готовые микропрепараты клеток растений (элодея), животных (инфузория-туфелька), грибов (мукор).

Тип урока: комбинированный.

– презентация.Методы обучения: частично-поисковый, проблемное изложение.Формы работы: групповая, индивидуальная.

Ход урока.

I.Организационный момент. (2мин.)

Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и начнем наш урок.

А если вы посмотрели бы друг на друга через микроскоп, что бы вы увидели? (клетки) А только мы состоим из клеток? (нет) А кто ещё? (Бактерии, растения, животные, грибы) Значит все они состоят из клеток? (да) На какие две группы мы разделили эти организмы на прошлом уроке? (прокариоты и эукариоты) Давайте вспомним их особенности, выполнив самостоятельную работу.

  1. Проверка домашнего задания. (5 минут)Для проверки знаний приготовлены задания по вариантам трех уровней: 1,2,3 задания на оценку три, 4 задание на четверку, 5 задание на пятерку.

    (Выполняется самостоятельная работа на 4 мин.)

(Задания на интерактивной доске)Тема: Сходство и различие в строении прокариотических и эукариотических клеток. Вариант1.Выбрать один правильный ответ:1)Перечислите черты сходства клеток прокариот и эукариот:А. Оформленное ядро.Б. Цитоплазма.В. Митохондрии.

Г. Эндоплазматическая сеть.

2)Аппарат Гольджи не встречается в клетках:А. Бактерий.Б. Растений.В. Животных.

Г. Всех перечисленных.

3)К прокариотам относятся:А. Грибы.Б. Животные.В. Бактерии.Г. Растения.4)Правильно ли утверждение?Кольцевая ДНК характерна для бактерий.5)Вставьте пропущенное слово:

Бактерии не относятся к эукариотам, потому что они не имеют………..

Вариант 2.Выбрать один правильный ответ:1)Перечислите черты сходства клеток прокариот и эукариот:А. Оформленное ядро.Б. Митохондрии.В. Эндоплазматическая сеть.Г. Рибосомы.2) Лизосомы не встречается в клетках:А. Бактерий.Б. Растений.В. Животных.Г. Всех перечисленных.

3)К эукариотам не относятся:А. Грибы.Б. Животные.В. Бактерии.Г. Растения.4)Правильно ли утверждение?Впячивания клеточной мембраны внутрь клетки бактерий называются мезосомы.5)Вставьте пропущенное слово:

Бактерии относятся к прокариотам, потому что они не имеют………..

Взаимопроверка. ( 1мин.)Поменяйтесь с одноклассником тетрадями, проверьте работу, поставьте оценку.Ответы:В1. В.21)Б 1)Г2)А 2)А3)В 3)В4)Да 4)Да

5)Ядра 5)Ядра

III. Объяснение нового материала

1. Постановка проблемной задачи: (1мин.)

Чем же отличаются эукариоты от прокариотов? (наличием ядра)
Какие царства живых организмов относятся к эукариотам? (растения животные и грибы)
А все эукариоты одинаковы по строению? (нет) 

А есть сходства? (есть) 

Попробуйте сформулировать тему нашего с вами сегодняшнего урока.

Тема: Особенности строения клеток растений, животных и грибов.

Чтобы выявить особенности строения, мы должны с вами поставить перед собой цели. Давайте их сформулируем и в конце урока подведем итоги, удалось нам достичь поставленных целей или нет.

(учащиеся формулируют цели)
Учитель подводит итог и формулирует главную цель урока
Цель урока: выяснить сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов и их причины.


(записи в тетради, 1мин.)

2. Актуализация знаний. (3 минуты)

Прежде, чем мы с вами займемся выявлением сходства и различий между клетками различных царств эукариот, давайте вспомним органоиды, которые входят в состав клеток и их функции. Это поможет нам составить полное представление о строении клеток различных царств живых организмов.

Игра (Угадай органоид).

На интерактивной доске представлен ряд органоидов. Учитель задает вопрос. Надо назвать органоид найти его на доске и назвать его функцию.

  1. Мелкие, овальные тельца, состоящие из двух субъединиц. (Рибосомы, синтез белка).

  2. Органоиды, внутренние мембраны которых называются кристы. (Митохондрии, синтез АТФ – универсального источника энергии).

  3. Зелёные пластиды, находящиеся в растительной клетке. (Хлоропласты, фотосинтез).

  4. Одномембранные органоиды, содержащие пищеварительные ферменты. (Лизосомы, внутриклеточное пищеварение, расщепление белков, жиров, углеводов).

  5. Центриоли – цилиндры, расположенные перпендикулярно друг к другу. (Клеточный центр, участвует в делении клетки, в формировании веретена деления).

  6. Система трубочек и полостей, пронизывающих цитоплазму клетки. (ЭПС, синтез и транспорт органических веществ).

3. Сходство в строении клеток эукариот. (2 минуты)

Сейчас нельзя с полной уверенностью сказать, когда и как возникла на Земле жизнь. Мы также точно не знаем, как питались первые живые существа на Земле: авготрофно или гетеротрофно. Но в настоящее время на нашей планете мирно сосуществуют представители нескольких царств живых существ.

Несмотря на большое различие в строении и образе жизни, очевидно, что между ними сходств больше, чем различий, и все они, вероятно, имеют общих предков, живших в далекой архейской эре.

О наличии общих «дедушек» и «бабушек» свидетельствует целый ряд общих признаков у клеток эукариот: простейших, растений, грибов и животных. К этим признакам можно отнести:

—    общий план строения клетки: наличие клеточной мембраны, цитоплазмы, ядра, органоидов;—    принципиальное сходство процессов обмена веществ и энергии в клетке;

—    кодирование наследственной информации при помощи нуклеиновых кислот;

—    единство химического состава клеток;

—    сходные процессы деления клеток.

4. Различия в строении клеток растений и животных. (15 минут)

В процессе эволюции, в связи с неодинаковыми условиями существования клеток представителей различных царств живых существ, возникло множество отличий. Сравним строение и жизнедеятельность клеток растений, животных и грибов.

Чтобы это сделать все вы сегодня будете работниками научно-исследовательского института перед которыми стоит задача выявить особенности строения клеток растений, животных и грибов.

Выполнив вместе задание, мы получим ясную картину сходства и различий. Помощником для вас является учебник стр.75-78 и ваши знания о строении клетки.Выполнение исследовательской работы – моделирование клетки.

(выполняется по группам, для каждой группы своё задание, 5 мин; выступление 3 мин.)

Задание: 1).Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом и рисунками учебника собрать модель клетки растений (1группа), животных (2группа), грибов (3группа). 2). Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий.3).Найденные данные вписать в таблицу.4).

Чем объясняются эти сходства и различия?Исследовательская работа – моделирование клетки.1группаРастительная клетка.Задание:1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74), таблицей №4 (стр.76) собрать модель клетки растений .2.

Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий растительной клетки с клетками животных и грибов.3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.4.Чем объясняются эти сходства и различия?Исследовательская работа – моделирование клетки.2группаЖивотная клетка.Задание:1.

Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74), таблицей №4 (стр. 76) собрать модель клетки животных.2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий животной клетки с клетками растений и грибов.3.

Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.4.Чем объясняются эти сходства и различия?Исследовательская работа – моделирование клетки.3группаГрибная клетка.Задание:1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74), рисунком клетки собрать модель клетки грибов2.

Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий грибной клетки с клетками растений и животных.3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.

4.Чем объясняются эти сходства и различия?

На доске таблица. Один представитель от творческой группы заполняет таблицу, пока второй защищает свою модель.
Таблица: Сравнение строения клеток растений, животных и грибов.

Признаки

Клетки растений

Клетки 

животных

Клетки

грибов

Клеточная стенка

Есть. 

Клетка не меняет своей формы

Нет. 

Клетка может менять свою форму

Есть. 

Клетка не меняет своей формы

Ядро

Есть

Есть

Есть

Пластиды

Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты.

Нет. 

Нет. 

ЭПС

Есть

Есть

Есть

Рибосомы

Есть

Есть

Есть

Аппарат Гольджи

Есть

Есть

Есть

Лизосомы

Есть

Есть

Есть

Митохондрии

Есть

Есть

Есть

Вакуоли

Крупные полости, с клеточным соком, с запасом питательных веществ. Тургор клетки.

Мелкие пищеварительные, сократительные,

выделительные.

Полости с клеточным соком, с запасом питательных веществ. Тургор клетки.

Синтез АТФ

В пластидах и митохондриях

В митохондриях

В митохондриях

Запасной углевод

Крахмал

Гликоген

Гликоген

Центриоли

Нет

Есть

Есть

Способ питания

Автотрофы

Гетеротрофы

Гетеротрофы:

сапрофиты, симбионты, паразиты

Деление

Образуются перегородки между дочерними клетками

Образуются перетяжки между дочерними клетками

Образуются перегородки между дочерними клетками

7.О чём говорит сходство и различие растительной, животной и грибной клетки?Выводы: (1мин.)1.Сходство указывает на принадлежность этих клеток к эукариотами и на единство их происхождения.

2. Различия указывают на то, что они относятся к разным царствам. Их эволюция шла разными путями.

IV. Закрепление знаний. (10 минут)

Существует пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Давайте мы с вами сейчас рассмотрим клетки растений, животных и грибов под микроскопом и выполним лабораторную работу (инструкции у каждого на столе). Не забывайте при работе с микроскопом о правилах Т.Б.

Лабораторная работа

Тема: Наблюдение клеток растений , животных, грибов под микроскопом на готовых микропрепаратах. Цель: 

рассмотреть клетки растений , животных, грибов под микроскопом на готовых микропрепаратах (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты растительной (элодея), животной (инфузория-туфелька), грибной (плесневые грибы) клеток Ход работы.

 На уроке:-рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты растительных, животных и грибных клеток; -зарисуйте по одной растительной, животной и грибной клетке; – подпишите их основные части, видимые в микроскоп.Дома: 

-сравните строение растительной и животной клеток;

– почему грибы относят к отдельному царству? -о чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных? 

-о чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы? 

Обсуждение результатов.

V. Практическое применение полученных знаний. (5 минут)

Ребята, мы многое знаем про клетки, а эти знания нужны в жизни человека? (Да)

Сообщения учащихся о достижениях в изучении клетки, значении их.

Продолжите предложения – наш урок подошел к концу и я хочу сказать:-для меня было открытием то, что ……….-сегодня мне на уроке удалось (не удалось) …………

Итак, скажите мне пожалуйста, удалось нам сегодня реализовать цель, которую мы поставили в начале урока? (Да)

  1. Выставление оценок (2 минуты)

  2. Домашнее задание.

1)§19.2) Оформить лабораторную работу.

Урок закончен, до свидания.

Источник: https://multiurok.ru/files/osobiennosti-stroieniia-klietok-rastienii-zhivotnykh-i-ghribov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.