Отличие христианства от католицизма таблица. Православие и католицизм: сходства и различия двух конфессий

Содержание

В чем разница и сходство между католиками и православными

Отличие христианства от католицизма таблица. Православие и католицизм: сходства и различия двух конфессий

1001molitva.ru > Познавательные статьи > В чем разница и сходство между католиками и православными

Христиане во всём мире ведут споры о том, какие из верований правильнее и главнее. Относительно католиков и православных: в чем разница (и есть ли она) на сегодняшний день — наиболее интересующие вопросы.

Казалось бы, все настолько понятно и просто, что каждый однозначно может кратко ответить. Но существуют и те, кто попросту даже не знают, какие взаимоотношения между этими конфессиями.

  • История существования двух течений
  • Сходства православия и католицизма
  • Различия между конфессиями
  • Церковная иерархия

История существования двух течений

Итак, для начала нужно разобраться с христианством в целом. Известно, что оно разделяется на три ветви: православных, католиков, протестантов. Протестантство насчитывает несколько тысяч церквей и они распространены во всех уголках планеты.

Ещё в XI веке христианство разделилось на православие и католицизм. Этому послужил ряд причин начиная от проведения церковных обрядов и заканчивая датами праздников. Отличий, чем отличается католическая церковь от православной, не так и много.

В первую очередь, способом управления. Православие состоит из многочисленных церквей, где управляют архиепископы, епископы, митрополиты. Папе Римскому подчинены католические церкви во всём мире. Они считаются Вселенской Церковью.

Во всех странах церкви у католиков находятся в тесной простой взаимосвязи.

Сходства православия и католицизма

У православия и католицизма сходства и различия находятся приблизительно в равной пропорции. Стоит отметить, что обе религии имеют не только ряд отличий. И православие, и католицизм очень похожие между собой. Вот основные пункты:

  • Символ веры. Стоит отметить главное сходство между конфессиями. Христиане во всех уголках планеты привыкли поклоняться вере в Иисуса Христа. Символ веры у католиков и православных — общий. Единственное и главное разногласие внутри молитвы. У греко-католиков Святой дух исходит ещё и от Сына.
  • Причастие. В обеих церквях существуют одинаковые обряды, которые отличаются лишь названием. Католики и православные причащаются хлебом и вином.

Кроме того, обе конфессии едины в почитании икон, Богоматери, Святой Троицы, святых, их мощей. Также церкви объединяет одни святые угодники первого тысячелетия, Святое Письмо, Церковные Таинства.

Различия между конфессиями

Отличительные особенности между данными конфессиями также существуют. Именно из-за этих факторов некогда произошел раскол церкви. Стоит отметить:

  • Крестное знамение. Сегодня, наверное, все в курсе, как крестятся католики и православные. Католики крестятся слева направо, мы же наоборот. Согласно символике, когда мы крестимся сперва слева, потом направо, то мы обращены к Богу, если наоборот — Бог направлен к своим служителям и благословляет их.
  • Единство Церкви. У католиков одна вера, таинства и глава — Папа Римский. В православии нет одного лидера Церкви, поэтому существует несколько патриархатов (Московский, Киевский, Сербский и т. д. ).
  • Особенности заключения церковного брака. В католичестве развод — это табу. Наша церковь, в отличие от католичества, допускает расторжение брака.
  • Рай и ад. Согласно католическому догмату, душа умершего проходит чистилище. В православии верят, что человеческая душа проходит так называемые мытарства.
  • Безгрешное Зачатие Богоматери. Согласно принятому католическому догмату, Богородица была непорочно зачата. Наше духовенство считает, что Богоматерь имела прародительский грех, хотя её святость прославляется в молитвах.
  • Принятие решений (число соборов). Православные церкви принимают решения 7 Вселенскими cоборами, католические — 21.
  • Разногласие в положениях. Наше духовенство не признаёт догматы католиков о том, что Святой дух исходит и от Отца и от Сына, считая, что только от Отца.
  • Суть любви. Святой Дух у католиков знаменуется как любовь между Отцом и Сыном, Богом, верующими. Православные же видят любовь триединой: Отец — Сын — Святой Дух.
  • Непогрешимость Папы Римского. Православие отрицает главенство Папы Римского над всем христианством и его непогрешимость.
  • Таинство Крещения. Мы в обязательном порядке должны перед процедурой исповедоваться. Ребёнка погружают в купель, а за латинским обрядом воду льют на голову. Иповедь считается добровольным деянием.
  • Священнослужители. Католические священники называются пасторами, ксендзами (у поляков) и батюшками (поп в обиходе) у православных. Пасторы не носят бороду, а батюшки и монахи ходят с бородой.
  • Пост. Католические каноны относительно поста менее строгие, чем у православных. Минимальное удержание от пищи — 1 час. В отличие от них, минимальное удержание от пищи у нас составляет 6 часов.
  • Молитвы перед иконами. Бытует мнение, что католики не молятся перед иконами. На самом деле это не так. У них есть иконы, однако они имеют ряд особенностей, которые отличаются от православных. Например, левая рука у святого лежит на правой (у православных наоборот), а все слова написаны латынью.
  • Литургия. Согласно традициям, церковные богослужения совершаются на Гостии (пресный хлеб) в западном обряде и Просфоре (квасной хлеб) у православных.
  • Целибат. Все католические служители церкви дают обет безбрачия, наши же священники женятся.
  • Свята вода. Церковные служители святят, а католики благословляют воду.
  • Поминальные дни. У данных конфессий отличаются и дни поминания усопших. У католиков — третий, седьмой и тридцатый день. У православных — третий, девятый, сороковой.

Церковная иерархия

Стоит отметить также разницу в иерархических разрядах. Согласно разрядной таблице, самую высокую ступень у православных занимает патриарх. Следующая ступень — митрополит, архиепископ, епископ. Далее следуют разряды священников и дьяконов.

Католическая церковь имеет такие ранги:

  • Папа Римский;
  • Архиепископы,
  • Кардиналы;
  • Епископы;
  • Священники;
  • Дьяконы.

У православных есть два мнения по поводу католиков. Первое: католики — еретики, которые исказили символ веры. Второе: католики — схизматики, потому как именно из-за них произошёл раскол от Единой Святой Апостольной Церкви. Католичество же считает раскольниками нас, не причисляя при этом к еретикам.

Источник: https://1001molitva.ru/poznavatelnye-stati/v-chem-raznitsa-i-shodstvo-mezhdu-katolikami-i-pravoslavnymi.html

Отличие Православия от Католицизма. Таблица

Отличие христианства от католицизма таблица. Православие и католицизм: сходства и различия двух конфессий

Достоверно известно, что до 1054 года вся христианская религия была неделимой и единой. Пиковый раскол произошел между Папой Римским Львом IX и патриархом Константинополя Михаилом Кируларием. Разногласия начались из-за закрытия последним четырех латинских церквей в 1053 году. По этой причине представители папства отлучили Кирулария от Церкви.

В ответ на это патриарх предал папских посланников анафеме. Однако с наступлением 1965 г. Конфликт был улажен, но разногласия и противоречия так и остались между обоими представительствами. В это время происходит раскол Христианства на три больших направления: православие, католицизм и протестантизм.

Рис 1 По численности верующих католицизм занимает 1-е место в мире, православие 2-е, протестантизм – 3-е.

Значимых отличий в вероисповеданиях не отмечается, однако расхождения в проведении таинств, трактовки Священного Писания, Признания культа Богородицы все же существуют.

Западная церковь (католическая) всегда отличалась агрессивным, но более динамичным характером. Православие (ортодоксальная церковь) является более спокойным и лояльным направлением.

Отличия православия от католицизма и протестантизма

За длительные периоды раскола христианской церкви появилось множество расхождений. Однако главного принципа христианской религии – принятие Иисуса Христа, как Сына Божьего, они не коснулись.

Если посмотреть на трактовку тех или иных событий Нового и Ветхого Заветов, то отличия настолько могут быть велики, что взаимоисключают друг друга.

Несовместимость затрагивает и проведения церковных таинств и обрядов.

ПравославиеКатолицизмПротестантизм
УправлениеГлавным по иерархической лестнице считается – Патриарх, главный храм – это СоборРуководство священнослужителями и костелами принадлежит – Папе РимскомуВедущий религиозный орган – это совет епископов, всемирный совет церквей
ОрганизацияЕпископы и иерархиреи в большинстве своем практически не зависят от Патриарха, напрямую зависят от рекомендаций и инструкций по деятельности от СобораОрганизовано жесткое и четко контролируемое подчинение ПапеАктивно действует множество конфессий, которые создают местные органы управления, опираются в своей деятельности на Священное Писание
Святой ДухЯвляется единым и исходит только от ОтцаСвятой Дух олицетворяет собой и Отца, и СынаСогласно основным догматам исходит и от Отца и от Сына
Бог ОтецКаждый верующий должен сам расплачиваться за любые деяния, а Бог является существом отвлеченным и бесстрастнымДаже за малейшую провинность человека на земле Бог очень страдаетЗа все грехи человечества на небесах отвечает Бог Отец
Догмат Спасения человечестваВ результате мучений на кресте Иисус искупил все грехи человечества, однако первородный грех считается самым страшным и является причиной гнева Бога ОтцаЧеловек был как бы «выкуплен» Христом через распятье. В результате Бог Отец сменил гнев на милость в отношении первородного греха. То есть человек свят святостью самого Христа
Брак среди священнослужителейРазрешен всем без исключенияТолько с особого разрешения и в соответствии с византийским обрядом венчанияРазрешен
РазводыДопускаются, но в индивидуальном порядке после личной беседы со священникомЗапрещеныРазрешены, но при наличии веский оснований, процесс очень длительный
Непорочное зачатие Девы МарииБогородица не избавлена от первородного греха, однако возведена в ранг особых СвятыхДева Мария считается абсолютно безгрешной, ее появление на свет определяется путем непорочного зачатия, так же, как и рождение ее сына, Иисуса ХристаКатегорически не признается, культа Девы Марии не существует
ИконыСчитаются святынями, приравнены к Священному писанию, каждая из которых несет особый сокровенный и религиозный смысл. Изготавливаются в строгом соответствии с главными церковными канонамиНесут только эстетический смысл и просто украшают костелыНе применяются
Ветхий заветИспользуется еврейский и греческийЕдиным признан греческийТолько еврейский канонический
Отпущение грехов            Обряд проводится священникомЯвляется невозможным

Из таблицы становится ясно, что например культ Девы Марии в протестантизме исключается полностью.

В том время, как у православных Богородица олицетворяет собой непросто зарождение жизни, она является символом и оберегом материнства, семьи, детей.

Взятие Богоматери на небо хоть и не подтверждено никакими догматами, но негласно считается фактом имеющим место. Католики и протестанты  полностью опровергают эту теорию в своем вероисповедании.

Рис 2 У католиков и протестантов служения в храмах проходят на латыни, у православных на национальных языках.

Христианский крест: различия

Различия между церквями затрагивают и основную религиозную атрибутику. В католицизме крест характеризуются простой четырехугольной формой. У православных верующих он восьмиконечный.

Представители Восточной Церкви утверждают, что такая форма наиболее полно соответствует Новому завету. Верхняя дополнительная перекладина символизирует табличку, прибитую к кресту с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский».

Самая нижняя, косая служит подпоркой для ног Иисуса и олицетворяет собой «мерило праведное».

На крестах разных направлений спаситель также изображается с отличиями. Изображение живого Иисуса Христа, победившего смерть на четырехконечном кресте очень реалистично.

Иногда такие иконы создаются с потоками крови, ноги соединены вместе и прибиты гвоздем. На голове Сына Божьего терновый венец, как символ особых мучений и страданий. Все наглядные различия можно увидеть на картинке с крестами.

В протестантской церкви крест служит символом Папы, поэтому его используют очень редко.

Рис 3 Распятие Иисуса на кресте у православных показывается не так естественно и реалистично, как у католиков.

Особенности иконописи

Значительные расхождения между православием, католицизмом, протестантизмом наблюдаются в иконах. С отличиями изображаются Иисус Христос, Богоматерь, Святые. У католиков руки на всех иконах представлены так, что правая находится всегда сверху левой. Глаза у Святых всегда полуприкрыты. Процесс изготовления вполне обычный, привлекают к нему даже простых художников.

Иконы служат у католиков простым оформлением храмов и не несут никакой смысловой и религиозной ценности.

Рис 4 Протестанты не используют иконы вообще, считая их атрибутом язычничества. В православии иконостасы являются особым символом и приравниваются к святыням.

Важно! Православные иконы изготавливаются в строгом соответствии с древними Византийскими канонами, рисуются всегда только священниками или монахами. Освящаются в церкви и относятся к особым религиозным святыням.

Каждая икона имеет свой праздник и покровителя Святого. В молитвослове к каждому изображению есть молитвы.

Монашество

В каждом из христианских направлений отличия касаются и монашества. В большинстве стран монастырь является автономной организацией и имеет собственное полноценное руководство, главным в котором считается архиерей.

У представителей католической церкви монастыри созданы на базе Орденов, с обособленным уставом и главой. Такие церковные союзы могут быть разбросаны по всему миру, но подчиняться будут одному руководству.

Монастыри можно считать даже более обособленной и самостоятельной частью церкви, чем саму церковь.

Рис 5 К одним из ведущих видов монашества в католицизме можно отнести духовно-рыцарские объединения – тамплиеры, госпитальеры и др. покровителем и духовным отцом православного монашества является Святой Василий.

Протестанты не примелют в своем учении наличие монастырей. Один из основателей этого направления – Лютер, даже женился на монахине.

Вот уже несколько веков последователи этого вероисповедания целенаправленно игнорируют монашество.

Отличия в церковных таинствах

В церковных обрядах православной и католических конфессий выделяют 7 основных таинств. В этом направления похожи. Однако основные отличия касаются значения, которое придается тому или иному таинству. Например, в католицизме настроение и принятия Божественного смысла обряда лично человеком не принимается в расчет.

Важно! В православной церкви, наоборот, считается, что действенными миропомазание, крещение, причащение буду действенными только при исключительно набожном отношении и сильной веры в Бога.

Именно поэтому некоторые представители православия, сравнивают католические таинства с языческими ритуалами, в которых вера в Бога не считается главным условием. А прежде всего, важна внешняя сторона всего церковного действие.

Протестанты используют только два таинства:

Остальные обряды воспринимаются как наносные и отвергаются верующими.

При крещении в православии принято погружать младенцев в воду полностью. Лишь в последние десятилетия стали несколько отходить от этой традиции, и священники сначала спрашивают родителей, нужно ли малыша окунать в святую воду полностью. Католики при крещении только окропляют или обливают детей. Эти догматы установлены много веков назад и пока не меняются.

Рис 6 Миропомазание у православных проводится сразу после ритуала крещения, у католиков по достижении ребенком 7-12 лет.

Протестанты обычно совершают обряд крещения также водой. Но в некоторых конфессиях она не используется.

Главное отличие протестантского крещения от православного и католического в том, что проводится оно исключительно для взрослых верующих. Православные при посещении церкви или свершении таинства должны в обязательно порядке иметь при себе нательный крестик.

У католиков и протестантов к нему относятся более снисходительно.

Современная организация церквей

Более тысячи лет назад произошел раскол христианства. В течение всего последующего времени церкви так и не объединились в одну организацию.

Разногласия между трактовкой Священного Писания, использованием различной атрибутики только усилились.

После II Ватиканского Собора православное направление признано имеющим силу, хотя до этого считалось представителями католицизма «сборищем ереси».

Рис 7 В православии государственная власть считается выше патриаршей и поэтому церковь следует законам президентского управления. У католиков главой считается Папа Римский и его власть выше светской.

Что касается православных священников, то они никогда публично негативно не отзывались о других вероисповеданиях и всегда более лояльно к ним относились.

В современном обществе в каждой стране насчитывается в среднем по 50-70 различных религиозных направлений и конфессий, что стало поводом более ровного отношения к их представителям.

Современные руководящие представители католицизма считают, что православных и католиков нужно объединить в одно направление, тем самым подчинив их своей власти. На что современное православие отвечает отказом. Вопрос еще не решенный, по этому поводу постоянно ведутся переговоры и возможно объединение все-таки наступит. В любом случае это вопрос времени.

Источник: https://molitva.love/chem-otlichaetsya-pravoslavie-ot-katolichestva-i-protestantizma-tablicza/

Главные различия православия от католицизма

Отличие христианства от католицизма таблица. Православие и католицизм: сходства и различия двух конфессий

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году. Тем не менее и православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».

Прежде всего, католики — это тоже христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.

Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д.

Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями.

Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой.

В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др.

Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

Главные различия православия от католицизма:

1. Итак, первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2. Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

3. Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает

Ангел освобождает души в чистилище, Лодовико Карраччи

4. Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему.

В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства).

Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

5. Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

6. Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении  не закреплено.

7. Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

8. Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископами утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

папа Пий V

9. Православные крестятся справа налево, а католики слева направо.

Католикам долгое время разрешалось креститься любым из этих двух способов, пока в 1570 году папа Пий V не предписал им делать это слева направо и никак иначе.

При таком перемещении руки крестное знамение, согласно христианской символике, считается исходящим от человека, который обращается к Богу. А при движении руки справа налево — исходящим от Бога, который благословляет человека.

Неслучайно и православный, и католический священник перекрещивают окружающих слева направо (глядя от себя). Для того, кто стоит напротив священника, это как благословляющий жест справа налево.

Кроме того, перемещение руки слева направо означает движение от греха к спасению, поскольку левая сторона в христианстве связывается с дьявольским, а правая — с божественным. А при крестном знамении справа налево перемещение руки трактуется как победа божественного над дьявольским.

10. В православии существуют две точки зрения на католиков:

Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат.filioque). Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

11. В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.

12.

 В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы — место отведенное для исповеди, как правило особые кабины — исповедальни, обычно деревянные, где кающийся преклонял колена на низкой скамейке сбоку от священника, сидящего за перегородкой с решетчатым оконцем. В православии исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием на глазах у остальных прихожан, однако на некотором удалении от них.

исповедальни или конфессионалыисповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием

13. В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

14. В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.

15. Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника.

16. В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном — земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство.

17. Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.

18. В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины), в католицизме — на 3-й, 7-й и 30-й день.

19. Одной из сторон греха в католицизме считается оскорбление Бога. Согласно православному взгляду, поскольку Бог бесстрастен, прост и неизменен, то Бога невозможно оскорбить, грехами мы наносим вред только себе (делающий грех является рабом греха).

20. Православные и католики признают права светских властей. В православии существует концепция симфонии духовной и светской властей. В католицизме существует понятие о верховенстве церковной власти над светской. Согласно социальной доктрине Католической церкви государство исходит от Бога, и потому ему следует повиноваться.

Право на неповиновение властям также признается Католической церковью, но с существенными оговорками. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви также признается право на неповиновение, если власть принуждает к отступлению от христианства или к греховным деяниям.

 5 апреля 2015 года Патриарх Кирилл в проповеди на Вход Господень в Иерусалим отметил:

« … От Церкви часто ждут того же, что ждали древние иудеи от Спасителя. Церковь должна помогать людям, якобы, решать их политические задачи, быть… неким вождём к достижению этих человеческих побед… Я вспоминаю трудные 90-е годы, когда от Церкви требовали возглавить политический процесс. Обращаясь к Патриарху или кому-то из иерархов, говорили: «Выставите свои кандидатуры на пост Президента! Поведите народ к политическим победам!». И Церковь сказала: «Никогда!». Потому что наше дело совсем иное… Церковь служит тем целям, которые дают людям полноту жизни как здесь на земле, так и в вечности. А потому, когда Церковь начинает обслуживать политические интересы, идеологические моды и пристрастия века сего,… она сходит с того кроткого молодого осла, на котором ехал Спаситель…»

21. В католицизме существует учение об индульгенциях (освобождение от временной кары за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди).

В современном православии отсутствует подобная практика, хотя ранее «разрешительные грамоты», аналог индульгенций в православии существовали в Константинопольской православной церкви в период османской оккупации.

22. На католическом западе преобладает мнение, что Мария Магдалина является той женщиной, которая помазала миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея. Православная Церковь категорически не согласна с этим отождествлением.

явление воскресшего христа марии магдалине

23. Католики помешаны на борьбе с любого вида контрацепцией, что особенно уместно выглядит во время пандемии СПИДа. А православие признает возможность пользоваться некоторыми противозачаточными средствами, не имеющими абортивного эффекта, – например, презервативами и женскими колпачками. Разумеется, в законном браке.

24. Милость Божия. Католицизм учит, что Милость создана Богом для людей. Православие считает, что Милость несотворена, предвечна и влияет не только на людей, но и на все творение. Согласно Православию, Милость — есть мистический атрибут и Сила Божия.

25. Православные используют для причастия квасной хлеб. Католики — пресный. Православные получают при причастии хлеб, красное вино (тело и кровь Христову) и теплую воду («теплоту» — символ Св. Духа), Католики — только хлеб и белое вино (мирянам — только хлеб).

∗∗∗

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет. Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это и католики, и православные.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59eebc107ddde8c43d0151f0/5a0855678c8be3acf94b6c7c

Православие и католицизм

Отличие христианства от католицизма таблица. Православие и католицизм: сходства и различия двух конфессий

См. также: Католический Катехизис с точки зрения православного богословия →

Основные вероучительные различия между православием и католицизмом

Соблюдает и проповедует учение об исхождении Святого Духа от Отца; отрицает Его исхождение «и от Сына».

Принимает учение об исхождении Святого Духа от Отца, но вместе с тем исповедует, что Он исходит «и от Сына».

ПравославиеКатолицизм
Различает в Боге сущность и энергии, являющиеся проявлением сущности. Исповедует нетварное происхождение Божественных энергий, проистекающих от Отца через Сына в Духе Святом.Считает энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.
Определяет благодать как нетварное Божественное действие, направленное в мир, в том числе — на спасение человека. Посредством благодати человек очищается от греха, просвещается светом Божественного учения, освящается, совершенствуется, возрастает возрастом духовным.Считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.
Любовь есть общее свойство трех Божеских Лиц. Отец, Сын и Святой Дух пребывают в вечной взаимопроникающей любви. Божественная любовь непрестанно изливается в мир от Отца через Сына в Духе Святом. В этом отношении она интерпретируется как Божественная энергия, единая энергия всех Божеских Лиц.Святой Дух трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми.
Прославляет величие и святость Божьей Матери, но при этом подчеркивает, что изначально Она была причастна первородному греху, как и все люди, произошедшие от Адама и Евы, за исключением Господа Иисуса Христа.Утвердила догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что первородный грех не коснулся Матери Спасителя.
Признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до раскола 1054 г.Признает Вселенскими двадцать один собор, в том числе проходившие после раскола 1054 г.
Отвергает догмат о непогрешимости папы (безошибочности утверждений в области вопросов веры, высказанных в официальном порядке) и его главенство над всеми христианами. Признаёт Единым Главой Церкви Господа Иисуса Христа.Ввёл новый догмат, согласно которому, папа, высказываясь официально, обладает авторитетом непогрешимости в вопросах веры. Кроме того, папа признаётся наместником Христа на земле.
Принимает учение о мытарствах как о символически, образно выраженной форме осуществления Частного Суда, совершаемого при участи ангелов и демонов под контролем Высшего Судьи, в виде прохождения душой умершего испытаний на греховность и праведность.Утвердила догмат о чистилище. В загробной жизни существует чистилище — состояние между адом и раем. Здесь в течение срока, который зависит от важности и количества грехов, души усопших терпят разнообразные муки.
Истинный Совершитель всех таинств – Сам Христос, священнослужители же суть только сослужители Христовы. Например, при Крещении Православный священник произносит безлично: «Крещается раб Божий…». Другой пример: Совершителями последования Таинства Брака являются епископ или пресвитер, испрашивающие брачующимся у Бога благодатную помощь во всем и благословение на рождение и христианское воспитание детей, но само Таинство совершается Господом Иисусом Христом, Который есть единственный Источник и Раздаятель благодатных даров, единственный Священник в подлинном смысле слова; христоцентричными по содержанию являются в чинопоследовании Таинства брака апостольское и евангельское чтения.При свершении таинств личности священнослужителя придается большое значение. Например, католический священник произносит от своего имени: «Крещаю тебя», но не от имени Божиего (что только подразумевается). А совершителями Таинства брака считаются сами брачующиеся.
Действительность таинства зависит от внешней правильности его совершения, также необходимо священнодействие законно поставленным иерархическим лицом, при соблюдении известной определенной внешней формы и словесной формулы таинства. При этом действительность таинства не зависит от заслуг или достоинств лиц, совершающих и приемлющих таинства, а необходимыми условиями для того, чтобы действие таинств было спасительным, являются вера в таинство со стороны приемлющих таинство и связанное с этим искреннее желание принятия таинства.Для действительности таинства требуется правильное его совершение, а также намерение совершителя совершить и намерение принимающего принять таинство. При этом, если указанные условия соблюдены, таинство действует само через себя, а не через веру приступающего. Для действительности почти всех таинств вера считается необязательной, для этого достаточно намерения, даже если это намерение продиктовано худыми целями.
Причащение и для мирян, и для священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью).Широко распространено причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью).
Литургия совершается на квасном хлебе (Просфора).Месса совершается на пресном хлебе (Гостия).
Святые, прославленные католиками уже после Великой схизмы, не почитаются.Святые, прославленные православными после Великой схизмы, не почитаются.
Трезвое отношение к мистическим практикам. Некоторые формы мистицизма, принимаемые в католичестве за проявление святости, оцениваются Православными писателями как формы не духовно-мистических, а душевных (психических) практик.Мистические практики, связанные с усиленным представлением (медитацией) страданий Христа.
Понимание страстей, как греховных навыков, вошедших в привычку и вросших в душу.Страсти считаются естественными эмоциями или движениями чувственности, которые склоняют к тому, чтобы действовать — или бездействовать — в соответствии с тем, что человек ощущает или воображает как благое или злое, сами по себе страсти ни хороши, ни плохи. Православному пониманию страсти соответствует католический термин «порок».

Учение об индульгенциях.
Дата Пасхи рассчитывается по александрийской пасхалии.Дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии.

Основные обрядовые различия между православием и католицизмом

ПравославиеКатолицизм
Усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти.Усопшие особо поминаются на 3-й, 7-й и 30-й день после смерти.
Миропомазание совершается сразу после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследование.

Миропомазание совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»).
Исповедь совершается обычно открыто, у аналоя.Для таинства исповеди широко распространены конфессионалы (исповедальни).
Алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом.

В храмах отсутствует иконостас, но может сохраняться алтарная преграда.
Алтарь, как правило, ориентирован на восток.Отступление от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных храмах.
В одном храме на одном Престоле может служиться лишь одна литургия в день.

Распространена практика многократного служения мессы в одном храме на одном Престоле.
Детей начинают причащать с младенчества.К первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.
Наиболее принятый и распространенный вариант совершения крестного знамения — троеперстием, сверху вниз, справа налево.

Наиболее принятый и распространённый вариант в католическом мире — совершение крестного знамения пятью пальцами, открытой ладонью, слева направо.
Целибат обязателен только для монахов.Священник не может быть женатым и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия (кроме грекокатоликов).

Большая продолжительность постов и разные постовые традиции.
Постные дни — среда (воспоминание предательства Спасителя Иудою) и пятница (воспоминание Страстей Христовых).
Постный день — пятница (воспоминание Страстей Христовых Иудою).
Минимальный евхаристический пост составляет шесть часов.

Минимальный евхаристический пост составляет один час.
В православном богослужении музыкальные инструменты не используются.В католическом богослужении чаще всего используется орган.
Возможность второго и третьего брака для невиновной в разводе стороны.Брак принципиально нерасторжим.

Праздники, отсутствующие в католичестве: Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др.Праздники, отсутствующие в православии: Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др., а также культ Святого имени Иисуса и др.

Празднование воскресенья — это не перенос ветхозаветного субботнего праздника, но самостоятельный праздник.Воскресенье полностью заменило субботу в качестве «Дня Господнего».
Принят термин «освящение воды».Принят термин «благословение воды».
Православное духовенство, преимущественно, носит бороду.

Католическое духовенство, как правило, безбородо.
Отсутствие беатификации при причислении к лику святых.Причисление к лику святых осуществляется в два этапа: беатификация и канонизация.
Монастыри различаются лишь уставом.Католическое монашество разделено на ордена и конгрегации.

В оформлении храмов скульптура представлена незначительно (чаще всего Распятие на кануне в храме).В большинстве храмов есть скульптурные изображения, а также изображения стояний Спасителя на Крестном пути, используемые во время богослужения Крестного пути.
Используются юлианский, новоюлианский, григорианский календари.Используется григорианский календарь.

Наиболее значимые сходства православия и католицизма

ПравославиеКатолицизм
Основой всей жизни является Господь Иисус Христос.
Верующие стремятся жить по заповедям Христовым.
Исповедуют веру в Святую Троицу, Бога, единого в Трех Лицах — Отца, Сына и Духа Святого.
Имеют апостольское преемство.

Имеют семь церковных Таинств.
Признают авторитет Священного Писания и Священного Предания.
Разделяют общее духовное Предание первого тысячелетия христианства.
Почитают Марию, Мать Господа нашего Иисуса Христа, как Приснодеву и Богородицу.

Имеют ряд общих святых, живших до Великого Раскола 1054 г.
Имеют общее представление о семье.
Призывают каждого к уважению неотъемлемого права на жизнь, не приемлют аборты, эвтаназию и др. способы умерщвления человека.
Не признают гомосексуальные браки.

Осуществляют проповедь Евангелия Христова в современном мире.

Взаимное влияние православия и католицизма

Влияние православия на католицизм
1При своем создании грекокатолические общины отталкивались от византийской литургической традиции.
2Восточная традиция оказала заметное влияние при реформировании римской мессы после Второго Ватиканского собора.

3В католичестве стабильно растет интерес к православной иконе, образцы которой сегодня можно видеть во многих латинских храмах.
4Внимание католиков в настоящее время нередко привлекают работы православных богословов.

5Признание авторитета святых, прославленных Православной Церковью уже после Великого Раскола, например: Иоанн Кронштадтский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, однако без прославления в католической церкви
Влияние католицизма на православие
1Первоначально концепция семи таинств встречается у Петра Ломбардского (XII в.) и Томаса Аквината (XIII в.) на католическом западе.
2Схоластика долгое время была характерной чертой русской богословской мысли, так как свт. Петр (Могила), основавший Киевскую Духовную Академию, и его коллеги получили образование в католических школах.
3Православная иконопись некоторое время находилась под влиянием католической. Это относится и к формированию «фряжского стиля», и к практически полному переходу русской иконописи в XVIII—XIX столетиях на академическую манеру.
6Католическая традиция имела влияние на православную храмовую архитектуру времен Российской империи.
7Под католическим влиянием возникли некоторые богослужения, например, пассия.

Источник: https://azbyka.ru/shemy/pravoslavie-i-katolitsizm.shtml

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.