Падежные вопросы существительных. Как легко определить падеж существительного в предложении

Содержание

Падежи русского языка: на какие вопросы отвечают и как определить, таблица имен существительных или местоимений с окончаниями и примерами

Падежные вопросы существительных. Как легко определить падеж существительного в предложении

Падеж — это изменяемая характеристика слова, которая присуща лишь именам существительным, именам прилагательным, именам числительным или местоимениям. Учитывая вышесказанное, можно определить значение термина “падеж”.

Падеж — это характеристика, обозначающая вид, в котором находится имя существительное, обозначающая его соотношение с другим объектом или лицом, определяющая его действие, состояние или признак.

Таблица падежей

Более сложное понятие падежа звучит так:

  • Падеж — меняющаяся характеристика грамматики русского языка, которая соответствует она существительному, местоимению, числительному или прилагательному, а также их гибридам, определяющая их значение в предложении относительно семантического или синтаксического положения.

Падежи помогают связывать части речи между собой, наделяя предложение или словосочетание определённой мыслью. Визуально она и выражается при помощи текста посредством трансформации формы слова. Для наглядности можно сравнить:

  • месяц, овины, жёлтый, лик, солнце, ясное.

Прячет месяц за овинами жёлтый лик от солнца ярого.

В первом случае употреблён набор слов, которые ничем не связаны и потому представляют собой бессмысленное перечисление. Во втором — части речи изменены, мысль изложена чётко и ясно, этому способствовали падежи.

Всего существует 6 падежей, которые характеризуются определённым окончанием. Тот или иной падеж можно определить, задав соответствующий вопрос, или распознать по присутствию определённых предлогов. В представленной таблице указаны все существующие падежи, определяющие их вопросы и соответствующие предлоги, если таковые должны быть.

ПАДЕЖ ВОПРОС ПРЕДЛОГИ

Именительный (есть)кто? что?
Родительный (нет)кого? чего?с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме
Дательный (дать)кому? чему?к, по, благодаря, вопреки, согласно
Винительный (вижу)кого? что?под, за, про, через, в, на, во
Творительный (доволен)кем? чем?с, со, за, над, под, между, перед
Предложный (думать)о ком? о чем?в, о, об, на, при, по

Падежи в русском языке (таблица с вопросами и окончаниями)

Перед тем, как разобрать отдельно каждый падеж на примере конкретных слов, ещё раз вспомним терминологию этого слова и соотнесём её с существительным.

Падеж — это форма существительного, которая изменяет его и выявляет отношение его к другому предмету, человеку, действию или событию, создавая смысловую связь в предложении или словосочетании.

Именительный падеж

Именительный падеж является базовой или начальной формой названия предмета. Применяется для обозначения объекта, в именительном падеже слово всегда будет выражать ответ на вопрос кто? или что?

  • Кто? мам-а, заяц_, врач_;
  • Что? ручк-а, солнц-е, пруд_, тиш-ь.

Предлоги при употреблении слова в именительном падеже не используются. Он относится к категории прямого падежа (остальные называются косвенными). В предложении существительное, находящееся в именительном падеже является подлежащим или частью сказуемого.

Эта книга мне очень понравилась. («книга» в именительном падеже, является подлежащим)

Собака — лучший друг человека. («друг» — часть сказуемого)

Родительный падеж

Обозначает притяжение или принадлежность предмета к другому предмету или лицу, отвечает на вопросы кого? чего?

(нет) кого? мам-ы, зайц-а, врач-а;

(нет) чего? ручк-и, солнц-а, пруд-а, тиш-и.

Этот падеж относится к категории косвенных и может употребляться и с предлогами и без них. Пример:

  • (нет чего?) ручки — отломился у (чего?) ручки.

Чтобы более точно связать по смыслу существительное с другим словом, используются предлоги. Если существительное находится в родительном падеже, то ему будут соответствовать предлоги без, из, вокруг, с, около, у, после, от, для, до.

Примеры:

  • ходить без шляпы;
  • узнать из книги;
  • шагать вокруг здания;
  • спросить у прохожего;
  • отойти от подъезда;
  • дотянуться до плеча.

Дательный падеж

Используется в сочетании с глаголами, которые обозначают действие по отношению к данному предмету, ему соответствуют вопросы: кому? или чему?

Даю (кому?) мам-е, зайц-у, врач-у;

Даю (чему?) ручк-е, солнц-у, пруд-у, тиш-и.

Этому падежу (который является также косвенным) соответствуют предлоги к (ко), по, согласно, вопреки, вслед, подобно:

  • Подбежать к сестре;
  • действовать согласно убеждению;
  • поехать навстречу поезду;
  • сделать вопреки совету.

Винительный падеж

Существительное в винительном падеже указывает на объект действия, употребляется в сочетании с глаголом, ему соответствуют вопросы: кого? или что?

Виню (кого?) мам-у, зайц-а, врач-а;

виню (что?) ручк-у, солнц-е, пру-д, тиш-ь.

Предлоги, употребляемые с существительным, стоящим в винительном падеже: с (со), через, в (во), о (об), на, сквозь, под, про, через, по, за.

  • Пронести через года;
  • говорить про себя;
  • подсматривать сквозь стекло;
  • танцевать под музыку;
  • отомстил за отца.

Источник: https://obraz-ola.ru/gumanitarnye-nauki/voprosy-padezhej-russkogo-yazyka.html

Падеж имен существительных

Падежные вопросы существительных. Как легко определить падеж существительного в предложении

Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам.

В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.

Характеристика падежей:

ПадежВспомогательные словаПадежные вопросыСмысловые вопросы
ИменительныйестьКто? лиса    Что? земляКто? Что?
РодительныйнетКого? лисыЧего? землиГде? Откуда?Чья? Чьи? Чье?
ДательныйдатьКому?  лисеЧему?  землеГде? Как?
ВинительныйвижуКого?   лисуЧто?    землюГде? Куда?
ТворительныйдоволенКем?   лисойЧем?   землейГде? Как?
ПредложныйдумаюО ком? о лисеО чем? о землеГде?

Падежи подразделяются на: прямой и косвенные.

Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.

Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.

Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

  1. Найти в предложении слово, к которому относится существительное, и поставить от него вопрос;
  2. По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.

Над волнами кружили чайки.

Кружили (над чем?) над волнами – Т. п.

Предлоги падежей

Именительный падеж – предлогов нет.

Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с.

Дательный падеж: к, по.

Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за.

Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с.

Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на.

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

  • Как отличить именительный и винительный падежи:

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.

Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.). 

  • Как отличить родительный и винительный падежи:

Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ –ы(и). В В. п. окончания –у (ю).

Лапа (кого?) куницы – Р.п. / вижу (кого?) куницу – В. п.

Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).

Лапа (кого?) медведя – вижу (кого?) медведя.

Проверяем:

Лапа (кого?) (лисы) медведя – Р. п. – вижу (кого?) (лису) медведя – В. п.

  • Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с»:

При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.

Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.

  • Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:

Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.

Д. п. – написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа

Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка

  • Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:

В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.

Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по

П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на

  • Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:

В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.

Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом

В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод 

  • Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:

При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.

В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент

П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Родительный падеж множественного числа

Нарицательные и собственные имена существительные

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Род имен существительных

Число имен существительных

Склонение имен существительных

Морфологический разбор имени существительного

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 50, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

3 класс

Упражнение 53, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 59, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 78, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 5, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 10, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 49, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 68, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 93, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 9, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 23, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

4 класс

Упражнение 148, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 184, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 229, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 153, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 159, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 40, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 4, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 100, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 104, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 2, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

5 класс

Упражнение 95, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 100, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 101, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 105, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 110, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 121, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 180, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 305, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 148, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс

Упражнение 247, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 266, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 267, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 619, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

7 класс

Упражнение 130, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 331, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 342, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 348, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 127, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 444, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 445, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

© budu5.com, 2020

Пользовательское соглашение

Copyright

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/8

Как отличить именительный падеж от винительного

Падежные вопросы существительных. Как легко определить падеж существительного в предложении

Слова в винительном падеже нередко совпадают с формой в именительном или родительном. Особенно это касается существительных, обозначающих неодушевленные предметы 2-го и 3-го склонения. Как отличить именительный падеж от винительного падежа? Определиться можно, запомнив ряд простых правил.

Падежи

Имя существительное – часть речи, обозначающая предмет: как живой, так и неодушевленный. Соответственно, будет отвечать на «кто?», «что?». Все существительные изменяются по падежам. Всего их шесть:

  1. Именительный. Кто, что делает?
  2. Родительный. Нет кого, чего?
  3. Дательный. Отдам кому или чему?
  4. Винительный. Вижу кого, что?
  5. Творительный. Восхищаюсь кем, чем?
  6. Предложный? Пишу о ком, о чем?

Сами падежи по порядку легко запомнить по присказке: «Иван рубит дрова, Ваня топит печь». Каждое слово в ней начинается с первой буквы названия падежей. Но важнее запомнить падежные вопросы, так как именно с их помощью можно быстро и безошибочно определять, в том числе, именительный и винительный падеж.

Характеристика именительного падежа

Это начальная форма всех имен существительных. Он противопоставляется всем остальным пяти косвенным. Как различить именительный падеж от винительного? Главное здесь:

  1. Никогда не применяется вместе с предлогом.
  2. В предложении выступает или подлежащим, или именной частью сказуемого.

Чем отличается именительный от винительного падежа? Слова в именительном неизменно отвечают на вопросы «кто?» или «что?». Это субъектная форма существительного: какой-либо деятель («мальчик нес сумку») или объект, на который направлено действие («дерево наконец-то полили»). Слова в такой форме – подлежащие.

Также существительное в именительном падеже может быть в определительной форме. Тут оно выступает в предложении именной частью сказуемого. «Мой друг – студент» («он есть студент»), «новое здание – фабрика» («это здание – есть фабрика»).

Второе существительное в именительном падеже выступает определяющим – характеристика первому. Оно дает подлежащему описание по его свойствам, качествам, признакам.

Однако существительное в именительном падеже никогда не описывает обстоятельства.

Более редкие, но встречающиеся в русском языке значения:

  1. Оценка кого-либо, чего-либо (как именная часть сказуемого): «мой отец – добряк», «этот работник –растяпа».
  2. Выражение временного признака, актуального в прошлом: «ее муж, тогда еще ребенок…»
  3. Информационно-восполняющее значение: «его назвали Олег», «она записана как учительница» (и для собственных, и для нарицательных имен). Чаще всего актуально в отношении географических названий: «потом его назвали Ленинград».

В именительный и винительный падежи ставятся не только существительные, но и местоимения, числительные, причастия и прилагательные.

Характеристика винительного падежа

Слово в винительном падеже отличается следующими характеристиками:

Обозначает переход какого-либо действия на предмет. «Я веду машину», «он открыл книгу», «школьница написала сочинение».

Передача каких-либо временных или пространственных характеристик. «Пройду еще километр», «каникулы будут длиться неделю», «увидел через два года».

Зависимость от наречия (самое редкое употребление). «Стыдно за тебя», «обидно за команду города», «радостно за друга».

Как различить именительный и винительный падежи? Слово во втором отвечает на вопросы:

  1. (Вижу) кого? Для одушевленных существительных.
  2. (Вижу) что? Для неодушевленных существительных.

Вместе со словом в винительном падеже чаще всего могут употребляться следующие предлоги (но нередко управление им в предложении проходит без них):

  1. «в»;
  2. «про»;
  3. «за»;
  4. «на»;
  5. «через».

Как определить: именительный или винительный падеж? Слова различных склонений имеют определенные окончания при постановке их в винительный падеж:

  1. Первое склонение: «-ю», «-у».
  2. Второе склонение: «-я», «-а».
  3. Третье склонение: нулевое окончание.

На основе характеристик падежей можно составить проверочные правила.

Проверка через вопрос

Как различить винительный и именительный падеж? Действенное школьное правило: постановка падежного вопроса:

  1. Именительный: кто, что? Примеры: (лежит что?) щепка, (играет кто?) пес, (разбилось что?) блюдо.
  2. Родительный: кого, чего? Примеры: (сегодня нет кого, чего?) щепки, пса, блюда.
  3. Винительный: кого, что? Примеры: (я не вижу кого, что?) щепку, пса, блюдо.

Небольшая путаница с самим винительным падежным вопросом: для одушевленных предметов он повторяет родительный, для неодушевленный – именительный.

Поэтому нужно запомнить проверяющий глагол, чтобы правильно его задать:

  1. Нет чего? Кого? Дерева, машины, леса, человека, предмета. Здесь слова стоят в родительном падеже.
  2. Виню что? Кого? Сына, обстоятельство, победу, сюжет. А здесь уже в винительном.

Запомнив проверку с одним из этих глаголов, можно легко отличить винительный от именительного.

Проверка через разбор предложения

Надо запомнить синтаксическое отличие винительного падежа от именительного. Подлежащим может выступать существительное только в именительном падеже. Оно чаще всего главный член в предложении. А вот слова в винительном – зависимые, второстепенные.

Как различать именительный и винительный падеж? Просто запомнить:

  • Подлежащее-существительное – только в именительном.
  • Словоформы в винительном не могут быть подлежащими.

Примеры применения правила:

«Мальчик впервые увидел лес». «Мальчик» — существительное в именительном падеже, это подлежащее. «Лес» — существительное в винительном, второстепенный член, дополнение.

Не лес увидел мальчика, а мальчик увидел лес.

«Мальчик увидел, что лес изменился с прошлого года». Что сделал мальчик? Увидел. Что сделал лес? Изменился. Оба существительных – два члена предложения, подлежащие, стоят

в именительном падеже.

Нужно запомнить, что подлежащее никогда не будет в винительном падеже.

Проверка через предлоги

Разница между именительным и винительным падежом видна, если обратить внимание на наличие предлогов. С именительным они никогда не употребляются. Только с косвенными падежами:

  1. «Цех построен по последнему слову техники». «Цех» в именительном падеже.
  2. «Я снова прохожу через цех». «Цех» в винительном падеже (с существительным употребляется предлог «через»).
  3. «Откуда-то выкатился мяч». «Мяч» — в именительном.
  4. «Дети устроили настоящую битву за мяч». «Мяч» в винительном падеже (употребляется с предлогом «за»).

Но такое правило не будет определяющим. Ведь слова в винительном падеже употребляются и без предлога: «Я увидел цех», «Ребенок отдал мне мяч». В таком случае их можно проверить, разобрав состав предложения или задав падежный вопрос.

Алгоритм проверок

Простой алгоритм «Чем отличается винительный падеж от именительного»:

  1. Задайте вопрос. Слово в именительном отвечает на: «кто, что делает?». Слово в винительном: «вижу что, кого?»
  2. Если слово употреблено в контексте предложения, сделайте его разбор. Подлежащее, главный член будет в именительном падеже, а дополнение, второстепенный член – в косвенном, каким и выступает винительный.
  3. Наличие предлогов перед словом. С существительными в именительном их нет. А со словоформами в винительном падеже употребляются предлоги: «через», «на», «в», «за».
  4. Сравнение характерных для склонения окончаний. Так, существительные 1 склонения в именительном падеже имеют окончание «-а», «-я». В винительном они изменяются на «-у», «-ю».

Но есть и исключения, для которых применение алгоритма затруднительно. Это разряд несклоняемых существительных: . Во всех формах они имеют одинаковое окончание, но как понять: именительный или винительный падеж? Определить его можно, только задав вопрос.

Источник: https://russkiy-pravilno.ru/kak-otlichit-imenitelnyj-padezh-ot-vinitelnogo/

Падеж имени существительного. урок. Русский язык 6 Класс

Падежные вопросы существительных. Как легко определить падеж существительного в предложении

На данном уроке вы вспомните изученное о падежах имени существительного, усовершенствуете свои умения в определении падежа имени существительного, в том числе и в случаях употребления имени существительного с предлогом.

Имя существительное в зависимости от выполняемых им в предложении функций изменяется по падежам. Падеж является грамматической категорией, которая показывает синтаксическую роль существительного и его связи с другими словами в предложении.

Вы уже знаете, что в русском языке шесть падежей:

ПадежВопросы
Именительный кто? что?
Родительныйкого? чего?
Дательныйкому? чему?
Винительныйкого? что?
Творительныйкем? чем?
Предложныйо ком? о чём?

Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.

2. Как определить падеж имени существительного?

Чтобы правильно определить падеж существительного, необходимо найти слово, от которого зависит существительное, и задать от этого слова вопрос к существительному, причём лучше использовать одновременно оба вопроса.

Он верил другу: верил [кому? чему?] другу – Д. п.

Форму именительного падежа обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.

Ср.: У меня есть [кто? что?] друг – И. п.

Важно не путать винительный падеж с именительным. В предложении слово в винительном падеже обычно бывает дополнением.

Сравните: Максим надул шарик (вижу (что?) шарик) – В. п.

Шарик улетел от Максима – шарик – И. п.

Особенно важно задавать оба вопроса в том случае, если существительное стоит в именительном, родительном или винительном падеже, поскольку у одушевлённых существительных совпадают вопросы родительного и винительного падежей (кого?), а у неодушевлённых существительных совпадают вопросы именительного и винительного падежей (что?).

Я видел [кого? что?] друга – В. п.;

Здесь нет [кого? чего?] друга – Р. п.;

Я видел [кого? что?] фильм – В.п.

В кинотеатре демонстрируется [кто? что?] фильм – И.п.

Если существительное имеет при себе предлог, то вопрос надо задавать, используя этот предлог.

Он посмотрел в книгу: посмотрел [в кого? во что?] в книгу.

Предлог может быть отделён от существительного прилагательным, местоимением. Но связан предлог с именем существительным, а не с зависимым от существительного определением.

Он ссорился со своим другом: ссорился [с кем? с чем?] с другом.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Russisch-fuer-kinder.de (Источник).
  2. Опорная таблица (Источник).

Домашнее задание

Упражнение 1

Прочитайте текст. Запишите все существительные в нужной форме, определите падеж.

Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодец ____________. Плохо он видел, плохо слышал; рука _______ и нога _________дрожали у него от старость _____________: несет ложка ______________ ко рот ___________ – и суп расплескивает.

Не понравилось это сын_____ и невестка______________: перестали они отец_______ с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашка_________. Задрожали рука__________ у старик_________, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить отец________ из старой деревянной миска__________.

У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол____________ и складывает что-то из щепочка__________________.

Что ты делаешь, дитятко? – спросила у него мать, вытирая посуда ______________  полотенце _______________.

Коробочка ________________, – отвечает дитя, – вот как вы состаритесь с тятенька _________________, я буду вас из деревянной коробочка_______________ кормить.

Переглянулись отец с мать ___________________ и покраснели. Перестали с тех пора ________________ старик ______________________ за печь прятать, из деревянной миска __________ кормить.

Упражнение 2

Напишите в скобках падежный вопрос и определите падеж.

Образец: Писать (в чём?) в тетради (чем?) ручкой.

1. Плыть (___) по реке (____) на лодке. Расти (___) на опушке (____) леса. Уколоть (____) палец (___) иглой. Идти (__) по тропинке (___) к лесу. Сварить (__) компот (___) из яблок. Работать (    _) учителем (___) в школе. Приехать (___) в деревню (___) к бабушке. Играть (____) с другом (____) во дворе.

2. Съехать(___) на санках (__) с горы. Построить (___) крепость (___) из снега. Попасть (___) снежком (___) в окно. Кататься (__  ) по лесу ( __) на лыжах. Поздравить (___) друга (___) с праздником. Бежать (____) по льду(____) на коньках.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/6-klass/bglava-3b/padezh-imeni-suschestvitelnogo

Как объяснить ребенку падежи быстро и понятно ?

Падежные вопросы существительных. Как легко определить падеж существительного в предложении

Школа сегодня объясняет детям падежи, начиная со второго-третьего класса. Хотя раньше понятие падежей вводилось только в пятом классе. И не случайно — ребенку 10 лет обяснить падежи гораздо проще, чем ребенку 8-9 лет.

Поэтому в классе большинство детей не понимают смысла падежей, и не могут склонять слова по падежам. И часто просят объяснить понятие падежей своих родителей.

Надо подойти к вопросу творчески и объяснить падежи на понятных ребенку примерах.

Казалось бы такие простые понятия — и падежей всего 6, но дети запоминают падежи с трудом. Предлагаем несколько нехитрых способов объяснения падежей.

Что будет если падежей не станет?

Попробуйте использовать в предложении все существительные в именительном падеже. Например: «Мама ест каша» или «Папа читает газета». Ребенок уточнит — почему маму ест каша? Или «почему газета читает папу?» Так не может быть. Тогда вы объясните ребенку, почему так важно — какое окончание у слова.

А окончание слова обозначает определенный падеж. То есть фактически падежи нужны для управления окончаниями слов и помогают нам в речи подчинять одно слово другому. Отсюда и название — падеж! Падать вниз перед главным словом.

Самый главный — именительный падеж

А самым главным словом в предложении является слово в именительном падеже. Главное, именительное слово. Оно отвечает на вопрос «кто?» или «что?». Обычно к этому слову есть действие. Например, «Мама ест.» Мама — это слово (существительное) в именительном падеже.

Все шесть падежей подробно

Далее быстро перечисляем остальные падежи:

Родительный,

Дательный,

Винительный,

Творительный,

Предложный.

Как объяснить ребенку эти падежи? Обращаем внимание ребенка на название каждого падежа.

Родительный — родил, родитель. И вопрос можно поставить такой «нет кого? чего?» Сейчас пока нет — но «родим, и будет«. Родительный падеж.

Например, «Сегодня у нас будет репетиция оркестра». Слово «оркестр» здесь находится в родительном падеже. Потому что от главного слова «Репетиция» мы можем задать к этому слову вопрос «чего?»

Следующий падеж «Дательный«. От слова «Давать». От главного слова, которому подчиняется слово в дательном падеже, мы можем задать к этому слову вопрос «дать кому?» «дать чему?» (например, ход, путевку в жизнь и т.д.)

Пример: «Ребенку надо объяснить падежи». Здесь слово «ребенку» находится в дательном падеже «кому?». Стоит объяснить ребенку, что иногда в предложении нет главного слова. А бывает есть только одно главное слово. Например, в предложении «Туман».

Падеж «Винительный» — самый проблемный падеж для объяснения детям. Дети очень часто путают винительный падеж с именительным падежом или с родительным падежом. Ведь слово в винительном падеже отвечает на вопрос «кого?» или «что?«. Однако есть важная деталь — окончание слов и их иерархия в предложениях. Рассмотрим ее на примерах.

«Курица снесла яйцо» — «яйцо» не главное слово в предложении, хотя и отвечает на вопрос «что?» Значит, слово «яйцо» стоит в винительном падеже.

«Мама ест кашу» — «что?» кашу — винительный падеж. Это слово имеет окончание «у«, отличное от окончания этого слова в именительном падеже «а«.

«Мама положила ложку каши» — а вот тут мы имеем дело с родительным падежом. Потому что можем задать вопрос «чего». «Ложку чего?» — «каши».

«Мама увидела девочку» — слово «девочка» стоит в винительном падеже. Винить «кого?» девочку. А вот если бы можно было бы задать вопрос «нет кого?» — характерный для родительного падежа, то и окончание слова «девочка» поменялось бы на «девочки«.

Итак, объясняем ребенку значение винительного падежавинить. Поэтому вспомогательный вопрос «винить кого?» «винить что?«. В родительном падеже вспомогательный вопрос «Нет кого?» «нет чего?«.

Соответственно, вот слово «мышь» в винительном и в родительном падежах:

«мыши» — родительный падеж (нет кого? мыши)

«мышь» — винительный падеж (винить кого? мышь).

Слово «яблоко» в винительном и в родительном падежах:

«яблока» — родительный падеж (нет чего? — яблока)

«яблоко» — винительный падеж (винить что? — яблоко).

Творительный падеж. Самый красивый падеж. Помогает творить. И вопрос соответствующий «сделано кем?» «сделано чем?«. Можно придумать более близкое к названию творительного падежа «сотворено кем?» «сотворено чем?»

Примеры:

Слово «мама» в творительном падеже «мамой». Отвечает на вопрос «сделано кем?» мамой.

Слово «собака» в творительном падеже «собакой». Можно задать вопрос «сделано кем?» собакой.

Слово «груша» в творительном падеже «грушей». Можно задать вопрос «сделано чем?» грушей.

И самый последний падеж «Предложный«. Если объяснить ребенку этот падеж с точки зрения «предложения» — станет понятным. То есть «предложный» — предлагать и «договариваться о ком? о чем?»

Пример

Мы весело болтали, сидя на бревнах («договариваться о чем?» о бревнах)

Маша рассказала в классе о папе. — слово «папе» в предложном падеже: «о ком?» о папе.

Как правило, предложный падеж легко распознать по предлогу перед ним.

Еще и поэтому он имеет название «предложный» Например, если мы скажем «Маша рассказала сказку папе» — то слово папе тут будет в дательном падеже, а вот если мы скажем «Маша рассказала сказку о папе» — то тут есть предлог и слово папе стоит в предложном падеже. Очень важно обратить внимание ребенка на это обстоятельство, так как и в дательном, и в предложном падежах окончание слов одинаковое.

Все зависит от контекста. Вот почему мы обращаем внимание детей, что падежи — подчиняют слова в предложении, они не существуют сами по себе. В этом и смысл. Однако, мы вполне может просклонять любое существительное по падежам, но тут мы сразу задаем соответствующие вопросы.

Если мы просто напишем слово в разных падежах, мы не поймем в каком падеже оно стоит.

Например:

мышь, мыши, мыши, мышь, мышью, о мыши.

Определили падеж?

А вот так, когда мы задаем вопрос:

кто? — мышь — именительный падеж

кого? мыши — родительный падеж

кому? мыши — дательный падеж

кого? мышь — винительный падеж

кем? мышью — творительный падеж

о ком? о мыши — предложный падеж

Теперь все становится понятно. И в предложении ребенок будет задавать вопрос к каждому слову и легко определит, в каком падеже стоит слово.

Порядок падежей при склонении

Как объяснить ребенку порядок падежей при склонении.

И — Имя

Р- Рождения

Д- Дали

В — Винили

Т — Творили

П — Предлоги давали.

Так в голове у ребенка уложится порядок падежей и сразу запомнится их смысл.

Повторим вопросы к падежам — чтобы ребенок легко запомнил

Еще раз перечислим характерные вопросы для падежа.

Именительный — кто? что?

Родительный — нет кого? нет чего?

Дательный — «дать кому?» «дать чему?»

Винительный — «винить кого?» «винить что?»

Творительный — «сделано кем?» «сделано чем?»

Предложный — «о ком?» «о чем?» — перед существительным есть предлог.

Источник: https://skvorushka.ru/kak-obyasnit-rebenku-padezhi-byistro-i-ponyatno/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.