Правописание причастий в русском языке. Окончания причастий: правописание

Окончания причастий

Правописание причастий в русском языке. Окончания причастий: правописание

Поскольку причастия совмещают в себе признаки глаголов и прилагательных, они могут склоняться по лицам, падежам и числам, а также быть в настоящем или прошедшем времени, страдательного или действительного залога. В данной статье подробно описаны правила написания суффиксов и окончаний причастий с наглядными примерами.

Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак по действию и имеет грамматические признаки глаголов и прилагательных. Причастия, как и прилагательные, склоняются по родам, числам и падежам, пр этом окончания причастий совпадают с окончаниями прилагательных.

Как и глаголы, причастия бывают настоящего и прошедшего времени, действительного и страдательного залога.

В русском языке особенности написания суффиксов и окончаний причастий определяются:

  • Спряжением глагола, от которого образовано причастие;
  • Формой причастия (полной или краткой);
  • Формой существительного или местоимения, с которым согласуется причастие по падежу, роду и числу.

Как правило, ошибки делают при написании безударных гласных в суффиксах причастий настоящего времени (образованных от основы настоящего времени – личной формы глаголов 3-го лица, мн. числа, НВ)

От каких глаголов образуютсяДействительные причастияСтрадательные причастия
1-го спряжения-ущ/-ющпрыгать – прыгающий,зовут – зовущий-ем/-омомывают – омываемый;несут – несомый
2-го спряжения-ащ/-ящмолчат – молчащий,шумят – шумящий-имкорят – коримый,измеряют – измеримый

В таблице приведены падежные окончания причастий единственного и множественного числа.

Полные формы причастий (действительные и страдательные)
ПадежЕдинственное числоМножественное число
мужской родженский родсредний род
И. п.-ий/-ыйпрочитанный,называемый,звенящий-аяпрочитанная,называемая,звенящая-ее/-оепрочитанное,называемое,звенящее-ые/-иепрочитанные,называемые,звенящие
Р. п.-его/-огопрочитанного,называемого,звенящего-ей/-ойпрочитанной,называемой,звенящей-его/-огопрочитанного,называемого,звенящего-ых/-ихпрочитанных,называемых,звенящих
Д. п.-ему/-омупрочитанному,называемому,звенящему-ей/-ойпрочитанной,называемой,звенящей-ему/-омупрочитанному,называемому,звенящему-ым/-импрочитанным,называемым,звенящим
В. п.-ий/-ый/-огопрочитанный,называемого,звенящий-уюпрочитанную,называемую,звенящую-ее/-оепрочитанное,называемое,звенящее-ых/-ихпрочитанных,называемых,звенящих
Т. п.-им/-ымпрочитанным,называемым,звенящим-ей/ойпрочитанной,называемой,звенящей-им/-ымпрочитанным,называемым,звенящим-ыми/-имипрочитанными,называемыми,звенящими
П. п.-ем/-омо прочитанном,о называемом,о звенящем-ей/ойо прочитанной,о называемой,о звенящей-ем/-омо прочитанном,о называемом,о звенящем-ых/-ихо прочитанных,о называемых,о звенящих
Краткие формы причастий (только страдательные)
нулевое окончаниепрочитан, называемпрочитана, называемапрочитано, называемопрочитаны, называемы

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 228.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/okonchanie-prichasty

Суффиксы причастий

Правописание причастий в русском языке. Окончания причастий: правописание

Суффиксы при­ча­стий — это фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы, с помо­щью кото­рых от гла­го­лов обра­зу­ют­ся дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные при­ча­стия. Составим таб­ли­цу, в кото­рой ука­жем суф­фик­сы при­ча­стий. Приведем пра­ви­ла напи­са­ния суф­фик­сов при­ча­стий.

С помо­щью харак­тер­ных суф­фик­сов гла­го­лы обра­зу­ют при­ча­стия. Вспомним, что такое при­ча­стие в рус­ском язы­ке.

Причастие — это осо­бая гла­голь­ная фор­ма, обо­зна­ча­ю­щая при­знак пред­ме­та по дей­ствию и отве­ча­ю­щая на вопрос какой?

Как сле­ду­ет из это­го опре­де­ле­ния, при­ча­стие явля­ет­ся гла­голь­ной фор­мой, кото­рая выра­жа­ет при­знак пред­ме­та, сопря­жен­ный с дей­стви­ем:

  • (какой?) бегу­щий маль­чик — это маль­чик, кото­рый (что дела­ет?) бежит;
  • (какая?) пой­ман­ная рыб­ка — это рыб­ку, кото­рую (что сде­ла­ли?) пой­ма­ли.

Причастию при­над­ле­жат грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки как гла­го­ла, так и при­ла­га­тель­но­го.

Для этой осо­бой фор­мы гла­го­ла харак­тер­ны спе­ци­фич­ные суф­фик­сы, с помо­щью кото­рых обра­зу­ют­ся дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные при­ча­стия. Рассмотрим суф­фик­сы при­ча­стий и пра­ви­ла их напи­са­ния.

Суффиксы действительных причастий настоящего времени

Действительные при­ча­стия — это гла­голь­ный фор­мы, кото­рые обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый сам совер­ша­ет дей­ствие:

  • плы­ву­щий паро­ход;
  • опу­стив­ший­ся зана­вес.

Действие может про­ис­хо­дить как в насто­я­щем, так и в про­шлом, поэто­му у при­ча­стий, как и у гла­го­ла, раз­ли­ча­ют кате­го­рию насто­я­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни.

Суффиксы — ущ-/-ющ- или -ащ-/-ящ- обра­зу­ют дей­стви­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни от осно­вы пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов насто­я­ще­го вре­ме­ни (фор­ма 3 лица мн.ч.).

Написание без­удар­ных глас­ных в суф­фик­сах при­ча­стий зави­сит от при­над­леж­но­сти про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла к I или II спря­же­нию.

Чтобы пра­виль­но напи­сать суф­фик­сы дей­стви­тель­ных при­ча­стий, сна­ча­ла опре­де­ля­ем спря­же­ние гла­го­ла.

Понаблюдаем, как обра­зу­ют­ся дей­стви­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни. Для без­оши­боч­но­го напи­са­ния без­удар­ных глас­ных «у», «ю» или «а», «я» в суф­фик­сах при­ча­стий вос­поль­зу­ем­ся сле­ду­ю­щим алго­рит­мом:

  • знать (I  спр.) — они зна́ют — зна́ющий пред­мет на отлич­но;
  • пла­кать  (I спр.) — они пла́чут — пла́чущий малыш;
  • лечить  (II спр.) — они  ле́чат — ле́чащий врач;
  • кра́сить (II спр.) — они кра́сят — кра́сящий сте­ну.

Суффиксы действительных причастий прошедшего времени

Суффиксы -вш- и -ш- участ­ву­ют в обра­зо­ва­нии дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла.

Суффикс -вш- обра­зу­ет при­ча­стия от осно­вы гла­го­ла, закан­чи­ва­ю­щей на глас­ный, а -ш- — от осно­вы на соглас­ный:

  • раз­мыш­лять — раз­мыш­лявший о жиз­ни;
  • ползти — ползший по листоч­ку жук.

Перед фор­мо­об­ра­зу­ю­щим суф­фик­сом при­ча­стия -вш- сохра­ня­ет­ся та же без­удар­ная глас­ная, что и в осно­ве про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла. Понаблюдаем:

  • успо­ко́ить — успо­ко́ивший ребен­ка;
  • пове́ять — пове́явший вете­рок;
  • ненави́деть — ненави́девший ложь.

Для нагляд­но­сти соста­вим таб­ли­цу суф­фик­сов дей­стви­тель­ных при­ча­стий.

Суффиксы при­ча­стийОсобенности упо­треб­ле­нияПримеры
Действительные при­ча­стия(Какой? Какая? Какое? Какие?)-ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-в дей­стви­тель­ных при­ча­сти­ях насто­я­ще­го вре­ме­николю­щий, хохо­чу­щий, зна­ча­щий, чистя­щий
-вш-/-ш-в дей­стви­тель­ных при­ча­сти­ях про­шед­ше­го вре­ме­ниотсы­рев­ший, устав­ший, постро­ив­ший, отпра­вив­ший­ся

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени

Страдательные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый под­вер­га­ет­ся дей­ствию извне:

  • едва слы­ши­мый звук;
  • раз­ве­ян­ный нами миф.

Суффиксы -ем- или -им- участ­ву­ют в обра­зо­ва­нии стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни от осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни пере­ход­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида.

Написание без­удар­ных глас­ных, обо­зна­чен­ных бук­ва­ми «е» или «и», в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни зави­сит от спря­же­ния гла­го­ла. Предлагаем сле­ду­ю­щий без­оши­боч­ный алго­ритм выбо­ра суф­фик­са -ем- или -им-:

  • коле­бать (I спр.) — мы коле́блем — коле́блемый вет­ром камыш;
  • рас­хо­до­вать (I спр.) — мы рас­хо­дуем — расхо́дуемые сред­ства;
  • видеть (II спр.) — мы ви́дим — ви́димый вда­ли берег;
  • любить (II спр.) — мы лю́бим — нами любим.

Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ем от основ неопре­де­лен­ной фор­мы пере­ход­ных гла­го­лов совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида. В их оформ­ле­нии участ­ву­ют суф­фик­сы при­ча­стий -нн-, -енн- и -т-.

Формообразующий суф­фикс -нн- обра­зу­ет при­ча­стия от гла­го­лов с осно­вой, закан­чи­ва­ю­щей­ся суф­фик­сом -а- или -я-:

  • замешать тесто — заме́шанное тесто;
  • потерять — поте́рянная пер­чат­ка.

Если же про­из­во­дя­щий гла­гол закан­чи­ва­ет­ся на -ить или -чь, то при­ча­стие обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са -енн-:

  • укра́сить — укра́шенная гир­лян­да­ми ёлка;
  • подве́сить — под­вешенный фона­рик;
  • сбе­речь — сбе­реженная фото­гра­фия.

Как видим, пра­во­пи­са­ние без­удар­ных глас­ных в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий зави­сит от спо­со­ба обра­зо­ва­ния этих форм гла­го­ла.

Суффикс -т- обра­зу­ет при­ча­стия от одно­слож­ных гла­го­лов и про­из­вод­ных слов с при­став­ка­ми (мыть — мытый, помыть — помы­тый), от гла­го­лов с конеч­ным соче­та­ни­ем -оть (полоть — поло­тый), от слов с суф­фик­сом -ну- (отки­нуть — отки­ну­тый капю­шон), а так­же гла­го­лов с фраг­мен­том -ереть (сте­реть — стертый).

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют крат­кие фор­мы, в кото­рых пишет­ся одна бук­ва «н» в суф­фик­се:

  • раз­бу­дить — раз­бу­жен­ный — он раз­бужен;
  • уве­шать — уве­шан­ная пло­да­ми — ябло­ня увешана пло­да­ми;
  • осме­ять — осме­ян­ное пред­ло­же­ние — пред­ло­же­ние все­ми осмеяно.

Подытожим наши рас­суж­де­ния состав­ле­ни­ем таб­ли­цы суф­фик­сов стра­да­тель­ных при­ча­стий.

Суффиксы стра­да­тель­ных при­ча­стийОсобенности упо­треб­ле­нияПримеры
Страдательные при­ча­стия-ем-/-ом-, -им-в стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях насто­я­ще­го вре­ме­ниотте­ня­е­мый, закреп­ля­е­мый, ведо­мый, руко­во­ди­мый, слы­ши­мый
-нн-/-енн, -т-в стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях про­шед­ше­го вре­ме­ниото­рван­ный, посе­ян­ный, увле­чен­ный, рас­став­лен­ный, про­тер­тый, раз­мо­ло­тый

урок

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/glagol/prichastie/suffiksy-prichastiy.html

Окончания причастий: правописание

Правописание причастий в русском языке. Окончания причастий: правописание

Как написать: за пятновыводящ… раствором, без чистящ… средства, с отбедливающ… пастой? Если есть проблема с постановкой пропущенных окончаний, то необходимо изучить эту тему.

Окончание причастий и прилагательных – одна орфограмма

Хотя правописание окончаний причастий является одной из самых проблемных орфограмм, однако правило выбора для неё очень простое – такое же, как и правописания окончаний прилагательных:

  • Окончания прилагательных и всех согласуемых частей речи нужно проверять по вопросу. В окончании могут быть гласные -о, -ы после основы на твёрдый согласный, -е, -и после мягких и шипящих согласных. Например: около (какого?) высокого забора; писать (каким?) синим карандашом, умиляться (какой?) спящей кошкой.

Итак, окончание причастий и прилагательных пишутся по одному и тому же правилу. Хотя не только они, так пишутся все окончания согласуемых частей речи, отвечающих на вопросы: какой? чей?

Падежные окончания причастий

Применим это правило, просклоняв причастия.

окончания причастий в мужском и среднем роде в ед.числе
родит. п.какого?нет чистящего средства, пятновыводящего раствора
дательн. п.к какому?к чистящему средству, пятновыводящему раствору
винитель. п.какой? какое?увидел чистящее средство, пятновыводящий раствор
творит. п.с каким?с чистящим средством, пятновыводящим раствором
предлож. п.о каком?о чистящем средстве, пятновыводящем растворе
окончания причастий в женском роде в ед. числе
родит. п.какой?нет отбеливающей пасты
дательн. п.к какой?к отбеливающей пасте
винитель. п.какую?увидел отбеливающую пасту
творит. п.с какой?с отбеливающей пастой
предлож. п.о какой?об отбеливающей пасте
окончания причастий во множеств. числе
родит. п.каких?нет дезинфицирующих средств
дательн. п.к каким?к дезинфицирующим средствам
винитель. п.какие?увидел дезинфицирующие средства
творит. п.с какими?с дезинфицирующими средствами
предлож. п.о каких?о дезинфицирующих средствах

Практическое задание № 1

Теперь, когда известно, как нужно писать окончание причастий, правило понятно, можно приступить к практической части. Пока обратимся только к словосочетаниям, так как в предложениях нужно уметь находить главное слово, к которому относится причастие. Вставьте пропущенные гласные в окончаниях причастий:

  1. На пестреющ… лужайке.
  2. Опавш… листву.
  3. О летающ… мотыльке.
  4. За отнят… игрушку.
  5. К сидящ… малышке.
  6. Ребят, рассказывающ… о путешествии.
  7. От растревоженн… улья.
  8. Народы, борющ…ся за свободу.
  9. Из блюдечка, опрокинут… котёнком.
  10. Плескавш…ся волну.

Чтобы правильно написать гласные в окончаниях причастий, необходимо правильно поставить вопрос. Для постановки вопроса нужно найти главное слово, которое имеет значение действующего лица или предмета, испытывающего действие со стороны другого предмета.

действующий предметпредмет, испытывающий действие со стороны другого предмета
котом (что он сделал?) запрыгнул(каким?) запрыгнувшимиз чашки (что с ней сделал?) опрокинул(какой?) опрокинутой

Таким образом, получится следующее:

Из чашки, опрокинут… котом, запрыгнувш… на стол, пролилось молоко.

Окончания причастий можно узнать только по тому вопросу, который поставлен от главного слова.

Практическое задание № 2

Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?

  1. В написанном учеником сочинении.
  2. Распиленную плотником доску.
  3. По ведущей в парк тропинке.
  4. Посаженных нами цветов.
  5. В проверенной учителем тетради.
  6. На плескавшуюся у берега волну.
  7. В построенном в деревне доме.
  8. На покрашенном зелёной краской палисаднике.
  9. На взлетающий с площадки вертолёт.
  10. За летящим над лесом самолётом.

Отработаем правописание падежных окончаний причастий, вставив пропущенные окончания в следующих предложениях:

  1. В окно видно заросш… кустарником побережье реки.
  2. Мы свернули к речке, разливш…ся во время дождей.
  3. Народ помнит имена героев, отдавш… жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над заросш… окопами.
  4. В апреле 1940 года затонул шедш… на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
  5. Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, интересующ…. Космосом.
  6. Наступление дня, давно нами ожидаем…, было омрачено плохой погодой.
  7. Книги мы брали в библиотеке, основанн… ещё Антоном Павловичем Чеховым.
  8. Умом, направленн… на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.
  9. Мы были рады крупному дождю, успевш… прибить пыль, но не успевш… навести грязь.
  10. Нет ничего слаще покоя, покупаем… честным трудом.
  11. На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, продвигавш…ся нам навстречу.
  12. Лица всех побледнели от зеленоватого света, разливавш…ся на веранде.

Практическое задание № 4

Выполняя это задание, нужно раскрыть скобки в предложениях:

  1. В (сонный, застывший) тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
  2. Охотник разглядывал сквозь кусты (надвигающийся) фигуру огромного медведя.
  3. Над (потонувший в темноте) лесом стояла необычная тишь.
  4. Весеннее солнце радостно смотрело на (вымощенная серыми камнями) улицу.
  5. При (слабо льющийся) свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.

Практическое задание № 5

Найдите в тексте причастия, поставьте к ним вопросы от главного слова и проверьте правильность написания их окончаний.

Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи, всё застилающее до горизонта.

Бывает так, что зима спешит и торопит уходящие лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья, ещё не сбросившую листву.

Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли, также устланным пушистым одеялом.

Ответы к практическим заданиям

№ 1

  1. На пестреющей (какой?) лужайке.
  2. Опавшую (какую?) листву.
  3. О летающем (каком?) мотыльке.
  4. За отнятую (какую?) игрушку.
  5. К сидящей (к какой?) малышке.
  6. Ребят (каких?), рассказывающих о путешествии.
  7. От растревоженного (какого?) улья.
  8. Народы (какие?), борющиеся за свободу.
  9. Из блюдечка (какого?), опрокинутого котёнком.
  10. Плескавшуюся (какую?) волну.

№ 2

Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?

  1. В написанном (что с ним сделал? – страд.) учеником сочинении.
  2. Распиленную (что с ней сделал? – страд.) плотником доску.
  3. По ведущей (что она делает? – действ.) в парк тропинке.
  4. Посаженных (что с ними сделали? – страд.) нами цветов.
  5. В проверенной (что с ними сделали?) учителем тетради.
  6. На плескавшуюся (что она делает? – действ.) у берега волну.
  7. В построенном (что с ним сделали? – страд.) в деревне доме.
  8. На покрашенном (что с ним сделали? – страд.) зелёной краской палисаднике.
  9. На взлетающий (что он делает? – действ.) с площадки вертолёт.
  10. За летящим (что он делает? – действ.) над лесом самолётом.

№ 3

  1. В окно видно заросшее (какое?) кустарником побережье реки.
  2. Мы свернули к речке, (какой?) разлившейся во время дождей.
  3. Народ помнит имена героев, (каких?) отдавших жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над (какими?) заросшими окопами.
  4. В апреле 1940 года затонул (какой?) шедший на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
  5. Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, (какого?) интересующегося Космосом.
  6. Наступление дня, давно нами (какого?) ожидаемого, было омрачено плохой погодой.
  7. Книги мы брали в библиотеке, (какой?) основанной ещё Антоном Павловичем Чеховым.
  8. Умом, (каким?) направленным на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.
  9. Мы были рады крупному дождю, (какому?) успевшему прибить пыль, но не успевшему навести грязь.
  10. Нет ничего слаще покоя, (какого?) покупаемого честным трудом.
  11. На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, (каким?) продвигавшимся нам навстречу.
  12. Лица всех побледнели от зеленоватого света, (какого?) разливавшегося на веранде.

№ 4

  1. В сонной, застывшей тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
  2. Охотник разглядывал сквозь кусты надвигающуюся фигуру огромного медведя.
  3. Над потонувшим в темноте лесом стояла необычная тишь.
  4. Весеннее солнце радостно смотрело на вымощенную серыми камнями улицу.
  5. При слабо льющемся свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.

№ 5

Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи (какие?), всё застилающие до горизонта.

Бывает так, что зима спешит и торопит уходящее (какое?) лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья (какие?), ещё не сбросившие листву.

Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли (какой?), также устланной пушистым одеялом.

Глаголы и причастия

Бывает так, что иногда люди путают глаголы с причастиями, так как связь между этими частями речи очень тесная – причастия образованы от глаголов:

  • Крыжовник поспел – поспевший крыжовник.
  • Собака лает – лающая собака.
  • Мальчик стоит – стоящий мальчик.
  • Грибы собрали – собранные грибы.
  • Поле засеяли – засеянное поле.
  • Рассказали историю – рассказанная история.
  • Лёд растаял – растаявший лёд.
  • Местность исследовали – исследованная местность.
  • Вещи разбросали – разбросанные вещи.
  • Детей обрадовали – обрадованные дети.
  • Окна осветились – освещённые окна.
  • Океан дремлет – дремлющий океан.
  • Тропинки заросли – заросшие тропинки.
  • Слова написали – написанные слова.
  • Стоят столбы – столбы стоящие.
  • Волны пенятся – пенящиеся волны.
  • Предмет движется – движущийся предмет.
  • Птиц потревожили – потревоженные птицы.
  • Народ борется – борющийся народ.
  • Тростники колышутся – колышущиеся тростники.
  • Канаву вырыли – вырытая канава.

Но различить их довольно просто – окончания глаголов и причастий совершенно разные. У глаголов окончания зависят от наклонения и времени.

В изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам:

ед.числомн. число
1 лицоя читаю, я вижумы читаем, мы видим
2 лицоты читаешь, ты видишьвы читаете, вы видите
3 лицоон читает, он видитони читают, они видят

В изъявительном наклонении в прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам:

ед.число
мужской родон читал, видел
женский родона читала, видела
средней родоно читало, видело
множественное числоони читали, видели

У причастий окончания такие же, как у согласуемых частей речи и зависят от рода, числа и падежа главного слова. Такого понятия, как личные окончания причастий в русском языке не существует.

Источник: https://FB.ru/article/264258/okonchaniya-prichastiy-pravopisanie

3.8.3. Правописание причастий

Правописание причастий в русском языке. Окончания причастий: правописание

Правописание причастий включает несколько типов правил:

1) правописание окончаний причастий; 2) правописание гласных в суффиксах причастий;

3) правописание нн и н в причастиях (и в отглагольных прилагательных).

Поскольку правописание нн и н в отглагольных прилагательных аналогично правописанию нн и н в причастиях, эти правила рассматриваются в одном параграфе. По этой же причине в данном параграфе рассматриваются также правила правописания нн и н в существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных.

1. Правописание окончаний причастий:

Причастия имеют такие же окончания, что и прилагательные. Поэтому написание гласных в окончаниях причастий, как и у прилагательных, проверяется по вопросам.

Ср.: в [какое?] бушующее море; в [каком?] бушующем море; с [каким?] бушующим морем.

2. Правописание гласных в суффиксах причастий:

а) правописание гласных в причастиях настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого образовано данное причастие:

  • в действительных причастиях настоящего времени: -ущ-(-ющ-) – I  спряжение; -ащ-(-ящ-) – II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица множественного числа;Ср.: решают (I спр.) – решающий; строят (II спр.) – строящий.
  • Обратите внимание!В слове будущий (по происхождению – причастии) суффикс -ющ- добавляется к основе буд-, поэтому перед суффиксом не следует писать лишнюю гласную ю (!).

  • в страдательных причастиях настоящего времени: -ом-(-ем-) – I спряжение; -им- – II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица единственного числа.Ср.: решает (I спр.) – решаемый; строит (II спр.) – строимый.

б) правописание гласных в причастиях прошедшего времени зависит не от спряжения, а от конечной гласной основы инфинитива (прошедшего времени) глагола, от которого образовано данное причастие:

  • в действительных причастиях;
  • Клеить – клеивший, таять – таявший.

  • в страдательных причастиях перед суффиксом -нн- (-н-) пишутся:
    • гласные а, я, е, если основа глагола оканчивается на а, я, е;Увешать – увешанный; засеять – засеянный, увидеть – увиденный.
    • гласные е, ё, если основа глагола оканчивается на и (глагольный суффикс -и- при этом усекается) или на согласную.Ср.: повесить – повешенный; построить – построенный, подмести – подметённый, застрелить – застреленный.

3. Правописание н и нн в полных причастиях и полных отглагольных прилагательных:

а) Н пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных:

  • если они не имеют приставок, зависимых слов, сочетания суффиксов -ованн-, -еванн- и если они образованы от глагола несовершенного вида;Красить [что делать?] – крашеный пол; косить [что делать?] – кошеный луг, писать [что делать?] – писаный портрет.
  • во фразеологизмах: посажёный отец, названый брат;
  • в субстантивированном отглагольном прилагательном: приданое (невесты).

б) НН пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных:

  • если есть приставка (кроме не-). Скосить – скошенный луг, написать – написанный портрет.Приставка не- на написание н и нн не влияет;Ср.: некошеный луг – нескошенный клевер; некрашеный пол – непокрашенный пол.
  • если есть зависимое слово; Кошенный [когда?] в прошлую пятницу луг; крашенный [когда?] в прошлую пятницу пол; писанный [чем?] масляными красками портрет.
  • если причастие и отглагольное прилагательное образованы от глагола совершенного вида (независимо от того, есть ли приставки и зависимые слова);Ср.: решить [что сделать?] – решённая задача; бросить [что сделать?] – брошенная шахта.
  • если причастия и отглагольные прилагательные оканчиваются на -ованный, -ёванный, причем -ова-, -ева- входят в состав глагольного суффикса.Ср.: баловать – балованный, арестовать – арестованный, корчевать – корчёванный.Исключения: кованый, жёваный (-ов- является частью корня: ков-, жёв-);
  • в исключениях (в некоторых бесприставочных отглагольных прилагательных или прилагательных с приставкой не-): данный, деланный, медленный, священный, желанный, жеманный, чванный, чеканный, пеклеванный, отчаянный, окаянный, невиданный, неслыханный, нечаянный, негаданный, нежданный, недрёманный.

Обратите внимание!

1) При образовании причастия (отглагольного прилагательного) от двувидового глагола ранить без приставки и зависимого слова по общему правилу пишется одна буква н; при наличии приставки или зависимого слова – нн.

Ср.: раненый солдат – израненный солдат, раненный в руку солдат.

2) В сложных словах, где вторая часть отглагольное прилагательное, действуют общие правила. Наличие первого корня значения не имеет: если нет приставки перед вторым корнем, то пишется одна буква н, если приставка перед вторым корнем есть, – то пишется нн.

Ср.: морозить – свежемороженая рыба; заморозить – свежезамороженная рыба.

3) Слова кованый и жёваный подчиняются общим правилам написания н и нн: без приставки, зависимого слова пишется одна н, с приставкой или зависимыми словами – нн.

Ср.: кованый сундук, подкованная лошадь, кованная на все четыре ноги лошадь.

4) Не путайте главное для причастия (отглагольного прилагательного) слово и зависимые от причастия (прилагательного) слова! Главным для причастия (прилагательного) является то слово, от которого к данному причастию задаётся вопрос: лошадь [какая?] кованая; лошадь [какая?] подкованная. Наличие или отсутствие главного слова на написание н и нн не влияет! Для зависимого слова уже причастие является главным и именно от причастия задаётся вопрос: лошадь, подкованная [кем?] кузнецом. Наличие или отсутствие зависимого у причастия слова влияет на написание н и нн!

5) Одна буква н пишется в сочетаниях посажёный отец, названый брат только в том случае, если они являются фразеологизмами. Вне таких сочетаний причастия с приставками посаженный, названный пишутся с двумя буквами н.

Ср.: Он был посажёным отцом на моей свадьбе. – Отец, посаженный слева от жениха, был угрюм; Будешь мне братом названым. – Сергей, названный в честь деда, был горд этим.

6) Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, в отличие от прилагательных, образованных от существительных, не зависит от гласной перед н, ср.:

  • прилагательные, образованные от существительных: серебряный – торжественный;
  • отглагольные прилагательные и причастия: писаный – напиcанный, раненый – израненный.

7) Для запоминания слов, в которых пишется одна буква н, можно использовать такое предложение:

В ветреный день на масленицу в уютной гостиной посажёный отец познакомил названого брата со смышлёной девушкой, труженицей, писаной красавицей с большим приданым.

4. Правописание н и нн в кратких причастиях и прилагательных:

а) в кратких причастиях всегда пишется одна буква н;

Ср.: завязанный узел – узел завязан; уложенные волосы – волосы уложены.

б) в кратких прилагательных пишется столько же букв н, сколько и в полных формах.

Ср.: ценная вещь – вещь ценна; зелёные посевы – посевы зелены.

Обратите внимание!

Для того чтобы разграничить краткое причастие и прилагательное, необходимо учитывать следующее:

1) Если краткая форма образована не от глагола, то это, безусловно, краткое прилагательное (н в нём будет писаться столько, сколько в полной форме):

знойный – зноен; достойный – достоин; ценная – ценна.

2) Краткая отглагольная форма может быть как кратким причастием, так и кратким прилагательным.

а) Краткая отглагольная форма будет причастием (и в ней будет писаться одна буква н), если:

  • эта форма имеет при себе зависимое слово в творительном падеже: дом построен рабочими; гастроли организованы известной фирмой; ребёнок избалован родителями;
  • эта форма имеет при себе зависимый инфинитив, зависимое обстоятельство (кроме обстоятельства меры и степени): она намерена поступать в университет; она воспитана [где?] в монастыре;
  • сочетание с причастием можно перефразировать с использованием глагола. Ср.: ребёнок испуган – ребёнка испугали; она воспитана в монастыре – её воспитали в монастыре;

б) краткая отглагольная форма будет прилагательным (и в ней будет писаться столько же букв н, сколько и в полной форме), если она имеет качественное значение, даёт постоянную (качественную) характеристику лица или неодушевлённого объекта.

Ср.: дети капризны и избалованны (это их постоянное качество); девушка скромна и воспитанна (это её постоянное качество).

5. Правописание н и нн в существительных и наречиях на -о, образованных от причастий и отглагольных прилагательных:

а) в существительных и наречиях на -о, образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько букв н, сколько их пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных, ср.:

ОДНА буква Н: путаный → путаник, путано; варёный → вареник; копчёный → копчёности; мороженый → мороженое; мученый → мученик; учёный → ученик, ученица;

ДВЕ буквы Н: данный → данник; приданный → бесприданница; избранный → избранник, избранница; утопленный → утопленник; священный → священник; деланный → деланно;

б) следует запомнить правописание существительных: труженик, приданое – бесприданница, ставленник.

 Упражнения к теме «3.8.3. Правописание причастий»

Источник: https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/691-383_pravopisanie_prichastii.html

Правописание причастий

Правописание причастий в русском языке. Окончания причастий: правописание

Сегодня мы…

·                   Выясним, как пишутся гласные в суффиксах причастий.  

·                   Поговорим о написании окончаний причастий.

·                   Выясним, с какими трудностями мы можем столкнуться при написании причастий.  

Причастие. Слово, которое вызывает невольный трепет и невольные опасения. Потому что с этой частью речи связано очень много ошибок.

Одна из трудностей, которые нас подстерегают, − это то, что причастия бывают разных видов. Для начала, они могут быть действительными и страдательными. И действительные, и страдательные причастия могут быть настоящего времени и прошедшего времени. Получается, что у причастия есть четыре формы.

Вообще-то, эти формы могут быть не у каждого причастия. Потому что образование причастий зависит от вида и переходности глаголов. Но нам все равно приходится иметь дело с четырьмя формами.

Посмотрим, как образуются все эти формы причастий.

Действительные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов –ащ-/-ящ- или ущ-/-ющ-. В прошедшем времени действительные причастия образуются при помощи суффиксов –вш-, -ш-.

Страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов –ем/-ом или -им. В прошедшем времени такие причастия образуются при помощи суффиксов из одной или двух букв н.

Когда мы говорим о написании причастий, то части правила объединяются в зависимости от времени. То есть, для причастий настоящего времени – одно правило, а для причастий прошедшего времени – немного другое.

Рассмотрим написание причастий настоящего времени. И в действительных причастиях, и в страдательных написание зависит от спряжения глагола.

Дело в том, что формы этих причастий образуются от основы настоящего времени. Поэтому нам важны личные окончания глаголов, от которых образуются эти слова.

Итак, какие гласные пишутся в действительных причастиях настоящего времени?

От глаголов I спряжения  причастия образуются при помощи суффиксов -ущ-, -ющ.

Например: скучать – скучающий, колоть – колющий, стелить – стелющий.

А от глаголов II спряжения причастия образуются при помощи суффиксов -ащ/-ящ. Например: любить – любящий, пениться – пенящийся, видеть – видящий.

Мы узнаем спряжение по инфинитиву и в зависимости от спряжения выбираем букву в суффиксе.

Но есть кое-что, что может нам помочь с запоминанием этого правила! Это – слово «ОНИ». Нам нужно просто посмотреть на глагол в форме третьего лица множественного числа.

И буква перед т, в окончании глагола, будет равняться букве перед щ в суффиксе причастия:

Веют – веющий, клеят – клеящий, бреют – бреющий, воркуют – воркующий, гонят – гонящий. Гласные во всех случаях совпадают.

Но как же образуются страдательные причастия настоящего времени?

От глаголов I спряжения образуются причастия с суффиксами -ом-, -ем-. Например: копать – копаемый, читать – читаемый, вести – ведомый.

От глаголов II спряжения образуются причастия с суффиксом -им-. Зависеть зависимый, строить – строимый, видеть – видимый.

То есть, мы опять определяем спряжение и в зависимости от него выбираем потом гласную в суффиксе.

Ну, а теперь посмотрим на причастия прошедшего времени. Здесь и у действительных, и у страдательных причастий написание зависит от неопределённой формы. Эти формы образуются от инфинитива – да-да, в очередной раз нам на помощь приходит инфинитив.

Давайте посмотрим сначала на образование действительных причастий прошедшего времени.

Здесь буква перед -ть в инфинитиве сохраняется. Она остаётся и в причастии перед суффиксами -вш- и -ш-: таять – таявший, ехать – ехавший, видеть – видевший, строить – строивший, слышать слышавший. Каждый раз буквы в инфинитиве просто переходят в причастие.

Немного сложнее всё со страдательными причастиями прошедшего времени. Здесь буквы а, я, е перед суффиксами сохраняются и остаются сами собой. Например: читать – читаный, увидеть – увиденный, затеять – затеянный. Каждый раз буквы из неопределённой формы сохраняются.

А вот буква и ведёт себя нетипично и переходит в е: жарить – жареный, красить – крашеный, построить – построенный.

Основная проблема – различить буквы а, я – которые остаются собой. И букву е, в которую может превращаться буква и в инфинитиве.

Но когда же в страдательных причастиях прошедшего времени появляется и? Никогда. Оно вообще не появляется в суффиксах таких причастий.

Самую большую опасность для нас представляют причастия-омонимы. Вот причастие замеш…нный.

Оно может быть образовано от глагола замешать. И тогда в нем пишется а: замешанный в преступлении человек.

Или оно может быть образовано от глагола замесить. И тогда в нём пишется е: замешенное в миске тесто.

Такие омонимы нужно различать.

Вот слово выкач…нный.

Оно может быть образовано от глагола выкачать – тогда мы пишем а: выкачанная из бассейна вода. Или от глагола выкатить – тогда мы напишем е: выкаченная на крыльцо бочка.

Нужно обращать внимание на значение таких причастий.

Итак, как мы пишем гласные в суффиксах причастий?

Есть такая известная юмористическая сценка о кроликах. Кролики – это не только ценный мех, но и три-четыре килограмма легко усваива… то есть, усваиваиваи… то есть, усвояемого мяса.

Усвояемый – причастие устаревшее. А как должно звучать современное причастие?

Оно образуется от глагола усваивать.

Уберем суффикс -ть. Нам нужен суффикс страдательного причастия настоящего времени. И мы выберем суффикс -ем, ведь глагол у нас первого спряжения! И осталось лишь добавить окончание -ого.

Получилось – усваиваемого!

Но выходит, что у нас могут возникнуть проблемы и с окончаниями причастий?

Посмотрим на словосочетание «возле строящ…гося дома». Здесь нужно писать е или и?

Чтобы выяснить это, нужно вспомнить о сходстве причастия и прилагательного.

А они и правда похожи – ведь они отвечают на одни и те же вопросы. Они еще и склоняются одинаково.

Поэтому написание окончаний причастий, как и в случае с прилагательными, проверяется при помощи вопросов. Если в вопросе стоит о или е, то в окончании причастия пишется е. А если в вопросе пишется и, то и в окончании причастия пишется и.

Посмотрим на наше словосочетание. Возле дома какого? – строящегося. В вопросе пишется о, значит, в причастии напишем е.

За строящ…мся домом. За домом каким? – строящимся. В вопросе –и, и в причастии и.

О строящ…мся доме. О доме каком? В вопросе – о, значит, в причастии пишем е.

Итак, нам нужно запомнить, что написание окончаний в причастиях проверяется вопросами.

Источник: https://videouroki.net/video/36-pravopisanie-prichastij.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.