Сборник тренинговых занятий по формированию коммуникативной толерантности у подростков. Игры и упражнения на развитие толерантности у детей

Игры и тренинговые упражнения на развитие толерантности

Сборник тренинговых занятий по формированию коммуникативной толерантности у подростков. Игры и упражнения на развитие толерантности у детей

Игры и тренинговые упражнения на развитие толерантности

«Приветствия народов мира»
Цель игры: Создание веселой, непринужденной атмосферы, сплоченность участников.

Ход игры: Участники получают карточки с приветствиями из разных стран: сложить руки (как в”молитве”) на уровне груди и поклониться (Япония); потереться носами (Новая Зеландия); пожатьдруг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания); крепко обняться итри раза поцеловать друг друга в щеки (Россия) показать язык (Тибет); очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж).Участники разбредаются по комнате и приветствуют друг друга способом, указанным у него на

карточке.

«Кого я боюсь»
Цель игры: выявить и проработать страхи участников, связанные с предрассудками; изучитьприроду этих страхов; придать участникам уверенность в общении с людьми, которые казались им

страшными.

Ход игры: Напомните участникам, что все мы кого-то боимся. Кроме знакомых людей, которые могут, например, поставить нам двойку, мы боимся и людей, которых мы совсем не знаем. Это совсем не стыдно. Приведите пример такого страха, который вы испытывали в детстве. Попросите участников подумать, кого они боятся. Важно, чтобы это был не знакомый человек, а кто-то, кого они не знают. Пусть они напишут свой страх на кусочке бумаги. Соберите их и сложите в шляпу или кепку и тщательно перемешайте. Покажите группе “шляпу страхов”. Пусть участники по очереди вытаскивают страхи из шляпы.Каждый участник должен рассказать, что он думает о попавшемся ему страхе: испытывает ли онтоже этот страх? почему у человека может появиться такой страх? оправдан ли этот страх? еслинет, то почему? что можно посоветовать человеку с таким страхом? Как можно бороться с этим

страхом?

Обсуждение.
почему мы боимся некоторых людей, которых даже не знаем?может быть, кто-нибудь боится нас?всегда ли эти страхи оправданы?могут ли различия быть пугающими?

как научиться не бояться различий?

«Закончи предложение»
Цель упражнения: развитие навыков рефлексии, подведение итогов дня.
Ход упражнения: Участники по кругу делятся впечатлениями, заканчивая такое предложение:
«Самым важным для меня сегодня было…»

Упражнение «Квадро».

Упражнение позволяет получить обратную связь в виде рассуждений, дискуссии по пройденной теме, для упражнения понадобится карточка 15х15 с вариантами ответов “Да…”, “Нет…”, “Да, но…”, “Нет, но…”. Каждый участник разъясняет свою позицию по данному высказыванию.

Возможно использование следующих вариантов высказываний-суждений:

1.  Чтобы быть толерантным к людям, нужно принять, прежде всего, себя.

2.  Толерантность – это отказ от собственных интересов ради интересов других.

3.  Толерантность – это терпимое отношение к людям различных социальных категорий, в том числе к бродягам, преступникам.

4.  К наличию признаков «инаковости» (другой цвет кожи, национальность, поведение) я отношусь терпимо, но не желал бы этого в своей семье или у близких людей.

Упражнение «Скульптура»

Дети объединяются в пары. В каждой один — скульптор, другой — глина. Необходимо слепить из глины скульптуру по заданию:

  • человек, который уважает себя;
  • человек, который недоволен собой;
  • человек, который ничего не боится;
  • человек, который общается с другими;
  • человек, который осмысливает свое поведение.

Затем участники обмениваются ролями.

Упражнение «На какого сказочного героя я похож?» 
 Оборудование: мяч 

 Форма работы: коллективная, в кругу. 

Задание. Выберите среди участников группы человека, который мо вашему мнению похож на какого-нибудь персонажа из кинофильма, мультфильма, сказки (преподаватель обращается к кому-нибудь из группы) и бросьте ему мяч. При этом скажите, кого именно напоминает вам данный участник (Например, Аня, мне кажется, что ты похожа на русалочку).

Участник, который поймал мяч, бросает его другому, называя персонаж, который напоминает ему этот человек. Запомните от кого вы получили мяч и как вас назвали.

Последний участник, к которому попал мяч, должен бросить его человеку, от которого мяч только что был получен и высказать свое мнение относительно слов (Например, Витя, ты сказал, что я похож на Чебурашку, а на самом деле я чувствую себя крокодилом Геной). 

Упражнение «Аппликация группы «Павлин»

Детям предложите создать общую аппликацию «Павлин». Сам павлин нарисован заранее па отдельном листе, а дети вырезают перья. Для этого предоставляется цветная бумага, можно использовать яркие обертки от шоколада т. п. Перья могут быть любого размера и формы.

При этом говорится, что каждое перо должно символизировать какое-нибудь качество, способность, которую в себе ценишь, любишь. Это качество записывается на перо. Каждый участник может вырезать сколько угодно перьев.

Все перья раскладываются ведущим на большом листе бумаги так, чтобы получился хвост павлина, затем к перьям приклеивается сам павлин. Каждый участник может посмотреть, какие качества изображены всеми участниками.

Коллективная аппликация павлина помогает детям почувствовать свою ценность, способствует сплочению, позволяет оценить качества своей личности и сформировать необходимые.

Рефлексия:

  • Что вы чувствовали в ходе занятия?
  • Легко ли было говорить о своих достоинствах и недостатках?
  • Что значит быть в гармонии с собой?
  • От чего зависит эта гармония?

Рефлексия «Дерево толерантности» (творческое задание)

Вырастим наше собственное дерево толерантности. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наш класс, школа, город, страна стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно более толерантными. А теперь приклеим их на дерево.

Возможные варианты:

  • Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых
  • Не ссориться, стараться понять друг друга
  • Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, привычки
  • Больше общаться, узнавать друг друга
  • Уважать друг друга, стараться самому стать лучше

Источник: https://infourok.ru/igry-i-treningovye-uprazhneniya-na-razvitie-tolerantnosti-4209242.html

Тренинговое занятие для подростков «Толерантность — гармония в разнообразии». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – Маам.ру

Сборник тренинговых занятий по формированию коммуникативной толерантности у подростков. Игры и упражнения на развитие толерантности у детей

Анна Надолинская
Тренинговое занятие для подростков «Толерантность — гармония в разнообразии»

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Новороссийский СРЦН»

Тренинговое занятие для подростков на тему «Толерантность-гармония в разнообразии»

Цель: Привлечь внимание к проблеме толерантности в современном обществе.

Задачи:

Познакомить участников тренинга с понятием «толерантность». Способствовать формированию навыков толерантного поведения. Научить поддерживать других людей, оказавшихся в разных жизненных ситуациях.

Дать представление о связи толерантности и общепринятых норм этикета общения.

Необходимый материал:

Карточки для игры с надписями, бланки теста на толерантность Бойко,материалы для изготовления масок: ватманы, краски, фломастеры, маркеры, ножницы, клей, скотч, карточки с описанием сложных ситуаций для упражнения «Хорошо и плохо». Безопасные булавки для закрепления карточек на одежде по количеству участников. Куклы на руку Петрушка и Волк. Буклеты по количеству участников, шариковые ручки по количеству участников.

Ход тренинга

1. Вступительная часть.

Социальный педагог: Здравствуйте! Приятно вновь видеть вас на нашем тренинге. И сегодня мы с вами поговорим о толерантности. Надеюсь, все находятся в прекрасном настроении и готовы работать.

Педагог-психолог: а начнем мы с небольшого теста Бойко «Толерантность»

(проводится тест, подсчитываются баллы, озвучиваются результаты)

Педагог-психолог: думаю что каждый из вас услышав результаты сделал выводы о степени развития у себя толерантности. А продолжить дальше работу я вам предлагаю с небольшой разминки.

Разминка «Утро в зоопарке».

Участниками предлагается выбрать себе образ животного в зоопарке и по сигналу (фраза –в зоопарке наступило утро) изображая животное выйти из своих клеток и как можно с большим количеством животных поздороваться с помощью звуков своего животного. Далее участникам предлагается обсудить со всеми ли животными было комфортно рядом, кого можно было терпеть рядом, с кем было страшновато и т. д.

2. Основная часть, введение в тему

Социальный педагог: сегодня мы вновь поговорим о «Толерантности»

-Давайте вспомним, что это такое?

(ответы детей)

Социальный педагог: Все верно, если дословно, то толерантность переводится как терпимость. Но это далеко не полное понимание этого тер-

мина. Чтобы лучше в нем разобраться,я задам вопрос:

-В каких ситуациях у человека может возникнуть нетерпимость к другим людям?

(ответы детей).

Социальный педагог:Как вы видите в основном нетерпимость проявляется по отношению к людям: другой национальности, другого вероисповедания

другого состояния здоровья, другой внешности, нежели мы сами (слишком полные люди, с родимыми пятнами, с заячьей губой и т. д.); других вкусов (фанат спорта, музыки).

-Чтобы лучше почувствовать понятие толерантности, предлагаю поучаствовать в игре.

Игра «Неожиданная ночевка»

Пояснение:

Игра позволяет лучше познакомиться с понятием толерантность, а также с ситуациями, в которых ее необходимо проявлять. Кроме того, оно позволит осознать свое отношение к разным, непохожим на них, людям.

Реквизит: карточки (карточки распечатать заранее). Каждому участнику на

спину на булавке вешается карточка так, чтобы он не знал, какая карточка ему досталась. Зато он может видеть карточки других участников упражнения. Договоритесь, чтобы ребята не рассказывали друг другу, какая карточка кому досталась.

Карточки: таджик, инвалид без руки, глухонемой, наркоман, актриса, ВИЧ инфицированный, человек со страшным лицом, чернокожий человек, спортсмен, чеченец, врач, больной с синдромом Дауна, алкоголик, военный, богатый бизнесмен, панк, скинхед, гот, любитель тяжелого рока, байкер.

Правила игры:

На спину каждому участнику прикалываются карточки, которые будет соответствовать некому персонажу. Участники не знают своего персонажа, зато видят чужие роли. С участниками заранее договариваются, что до конца упражнения они не раскроют никому, какой персонаж на его карточке, и даже случайно не назовут его в процессе игры.

Социальный педагог: А задание такое. Вы все пассажиры одного самолета который летит в другой город. Представьте, что погода нелетная и самолет совершает вынужденную посадку на полпути, и вы вынуждены заночевать в гостинице. Вам предоставили трехместные номера. Вы должны решить, кто с кем переночует в одном номере (на пол человека внимания не обращайте).

Обращайте внимание только на карточки на спине.И помните: держите в секрете, кому какая роль досталась. Вы должны распределиться так, чтобы всем хватило места. В трехместном номере может заночевать один, два или три человека. Компания предоставила 8 номеров. Номера могут остаться пустыми. Но никто при этом не должен остаться без ночлега.

Все понятно? Тогда вперед!

Обсуждение результата игры (Ведущий должен сконцентрировать внимание участников на том, что отвергнутыми оказались не сами ребята, а их персонажи).

(вопросы к детям)

-Кто с кем оказался в одном номере?

-Кто оказался один?

-Почему именно эти персонажи оказались одиноки?

-О чем это говорит?

Социальный педагог: В этом упражнении было много людей, которые не-

похожи на нас. И мы смогли понять, как мы к ним относимся. Мы с вами почувствовали на себе, что значит нетерпимость. А также узнали, кто больше всего подвержен нетерпимому отношению со стороны других. Это те люди,

кто не похож на нас, или кто, как нам кажется, может представлять для нас угрозу. Хотя часто эта угроза надуманна и является плодом нашего собственного невежества.Например: (озвучиваются роли тех, кто остался один, а ведь именно они больше других нуждаются в нашем принятии и поддержке.)

Педагог-психолог: Возвращаясь к понятию «толерантность» можно сделать вывод, что в толерантном отношении нуждаются люди, которые на нас в чем- то не похожи. И, к сожалению, в обществе всегда существует, и будет существовать проблема разного отношение к таким людям.

Упражнение «Две маски»

Участниками предлагается разделиться на 2 группы, одна группа создает маску «Толерантность», вторая группа создает маску «Антитолерантность».

Участниками разрешается украшать маски надписями, использовать ассоциативные цвета и т. д.

после завершения работы над масками, вызываются 2 добровольца, которым предлагается от имени 2-х игровых персонажей озвучить истории радикально изменившие их жизнь.

Правила упражнения : участник от имени персонажа зачитывает историю, а команды высказываются об озвученной ситуации от имени своей маски. В конце упражнения участникам представляющим персонажи с историями предлагается озвучить чувства, которые они испытывали.

Истории для персонажей:

1. История Петрушки

Я Петрушка, мне 17 лет, у меня очень хорошая семья, мои родители очень меня любят и не в чем мне не отказывают, а в последнее время почему-то стали меня чему-то учить, наставлять, давать советы, вообще совсем меня достали и я ушел из дома, познакомился с прикольными людьми, они делают что хотят, живут как хотят, и распоряжаются своей судьбой как хотят, с ними было очень весело, я попробовал очень много всего разного. Вообщем, как говорится «Взял от жизни все» а теперь я болен ВИЧем, мне уже 18 лет и надо идти работать, скрывать свою болезнь я не имею права.

2. История Волка

Здравствуйте, я Волк, много лет тому назад я совершил очень много разных нехороших дел, и все это преступления.

Я жил в очень большом лесу когда совершал все свои злодеяния, за них я был наказан и длительное время находился в местах лишения свободы, после я вернулся в сой лес чтобы извиниться перед всеми кого обидел, но многих зверей уже не было, а другие не все захотели со мной разговаривать, так как слава обо мне разнеслась по всему лесу.

Сегодня я переехал жить в другой, более глухой и далекий лес, но сегодня соседи увидели, как ко мне приходил участковый Медведь Потапыч, а после я видел, как соседи что-то спрашивали у него. Слава о моем прошлом сопровождает меня, но я уже совсем не такой, я давно понял все свои ошибки и раскаялся.

Рефлексия: обмен чувствами, мыслями, мнением по теме тренинга.

Педагог-психолог: Толерантность это один из принципов взаимоотношений в обществе, на основе которого был принят и существует всем известный в обществе этикет общения.

И действительно, исход любой ситуации напрямую зависит от форм взаимодействия людей друг с другом.

Я приготовила для вас информационные буклеты для вашего саморазвития на тему «Этикет общения со сверстниками», вы их внимательно прочитаете, а следующий наш тренинг будет посвящен теме ЭТИКЕТА.

(участникам раздаются буклеты)

-Желаю всем удачи и до встречи на следующем тренинге.

Разработчик:

педагог-психолог А. С. Надолинс

Приложение

История Петрушки

Я Петрушка, мне 17 лет, у меня очень хорошая семья, мои родители очень меня любят и не в чем мне не отказывают, а в последнее время почему-то стали меня чему-то учить, наставлять, давать советы, вообще совсем меня достали и я ушел из дома, познакомился с прикольными людьми, они делают что хотят, живут как хотят, и распоряжаются своей судьбой как хотят, с ними было очень весело, я попробовал очень много всего разного. Вообщем, как говорится «Взял от жизни все» а теперь я болен ВИЧем, мне уже 18 лет и надо идти работать, скрывать свою болезнь я не имею права.

История Волка

Здравствуйте, я Волк, много лет тому назад я совершил очень много разных нехороших дел, и все это преступления.

Я жил в очень большом лесу когда совершал все свои злодеяния, за них я был наказан и длительное время находился в местах лишения свободы, после я вернулся в сой лес чтобы извиниться перед всеми кого обидел, но многих зверей уже не было, а другие не все захотели со мной разговаривать, так как слава обо мне разнеслась по всему лесу.

Сегодня я переехал жить в другой, более глухой и далекий лес, но сегодня соседи увидели, как ко мне приходил участковый Медведь Потапыч, а после я видел, как соседи что-то спрашивали у него. Слава о моем прошлом сопровождает меня, но я уже совсем не такой, я давно понял все свои ошибки и раскаялся.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/treningovoe-zanjatie-dlja-podrostkov-na-temu-tolerantnost-garmonija-v-raznobrazi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.