Тренажёр по русскому языку (1 класс) на тему: Зрительные диктанты по методике И. Федоренко

Презентация

Тренажёр по русскому языку (1 класс) на тему: Зрительные диктанты по методике И. Федоренко

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

Зрительные диктанты по системе профессора И.Т. Федоренко Автор презентации Коломенская В. Г. учитель начальных классов МБОУ СОШ № 15 г.Владикавказ РСО-А июнь, 2012

2 слайдОписание слайда:

1 2 3 4 5 6 Над поляной гудят шмели. В траве трещат кузнечики. От цветов сладкий аромат. Над рекою повисла радуга. Воробьи склевали семечки. В лесах живут олени и зубры. Набор №5 назад 3

3 слайдОписание слайда:

1 2 3 4 5 6 Ребята сделали скворечник. Сойка запасает жёлуди на зиму. В дубовых рощах живут кабаны. Машина подъехала к подъезду. На паутинках дрожат росинки. У Наташи лыжи, у Кирилла санки. Набор №6 назад 3 20.06.2012 Коломенская В.Г.

4 слайдОписание слайда:

1 2 3 4 5 6 Под деревьями растут ландыши. От цветов идёт сладкий аромат. Душистые розы расцвели в саду. Вьюнок заплёл кусты шиповника. Прыгает по камням горная речка. В верховьях реки водится форель. Набор №7 назад 3

5 слайдОписание слайда:

1 2 3 4 5 6 У Оли коньки. Котята резвятся. На столе пироги и чай. Туристы развели костёр. Под окнами звенит капель. С крыши свисают сосульки. Набор №8 назад 3

6 слайдОписание слайда:

1 2 3 4 5 6 В берлоге спит медведица. На камнях греются ящерицы. Пестреют цветы на лужайках. Белый снег укрыл поля и луга. Часовщик чинит наши часики. Ребята любят играть в футбол. Набор №9 назад 3

7 слайдОписание слайда:

1 2 3 4 5 6 Пёстрый дятел – лесной доктор. Дед Филипп Кузьмич – пасечник. На пасеке одиннадцать ульев. Душистое сено убрали в стога. Дорога петляла по краю обрыва. Молния ударила в сухое дерево. Набор №10 назад 3

8 слайдОписание слайда:

1 2 3 4 5 6 Россия и Осетия – навеки вместе. Через перевал летят стаи птиц. В гнезде воробья пищат птенцы. Осина дрожит на холодном ветру. На пруду плавают чёрные лебеди. Прыгает по камням горная речка. Набор №11 назад 3

9 слайдОписание слайда:

1 2 3 4 5 6 Зацвела душистая белая акация. На берегу ручья растут ромашки. Осетия гордится своими героями. Филин и сова – ночные хищные птицы. Изучайте экологию родного края. На болоте растут клюква и морошка. Набор №12 назад 3

10 слайдОписание слайда:

1 2 3 4 5 6 У сороки гнездо, а у аиста – гнездище. Содержи в порядке книги и тетрадки. Горный воздух полезен для здоровья. Осетия гордится своим заповедником. Кеклики – это небольшие горные курочки. В заповедных лесах много зверей и птиц. Набор №13 назад 3

11 слайдОписание слайда:

1 2 3 4 5 6 Серны и туры обитают на горных склонах. Летят в далёкие тёплые края птичьи стаи. По утрам над рекой слышна трель соловья. Красивы весной и летом альпийские луга. На городской площади живут сизые голуби. Альпинисты взбираются вверх по скалам. Набор №14 назад 3

12 слайдОписание слайда:

1 2 3 4 5 6 Боровик растёт в еловом прохладном лесу. Рыжие белки в парке берут корм из рук детей. Никогда не разжигай костры под деревьями. Орёл бородач занесён в Красную книгу Осетии. Самый крупный зверь в заповедном лесу – зубр. Над горными вершинами парят огромные орлы. Набор №15 назад 3

13 слайдОписание слайда:

1 2 3 4 5 6 Альпинисты разбили лагерь у подножья горы. В путешествие по реке туристы взяли компас. Побежали по горным кручам говорливые ручьи. Река Терек несёт свои воды в Каспийское море. Тяжёлые грозовые тучи скрыли горные вершины. Сверкают на солнце вековые ледяные шапки гор. Набор №16 назад 3

14 слайдОписание слайда:

1 2 3 4 5 6 Клёст-еловик выводит своих птенцов в феврале. Лавины и камнепады опасны для покорителей гор. Зимой горный перевал засыпан глубоким снегом. На берегу лесного ручейка они заметили оляпку. В живописных ущельях построили удобные турбазы. Сквозь горный хребет строители проложили дорогу. Набор №17 назад 3

15 слайдОписание слайда:

Вариант 1 Вариант 2 выход Вариант 3

16 слайдОписание слайда:

Журналы «Начальная школа» № 8 за 1990 год (статья «Резервы обучения чтению» – тексты 1-го варианта), № 6 за 1994 год (статья «Использование зрительных диктантов…» – тексты 2-го варианта).

Наборы предложений 3-го варианта – авторские, подобраны с учётом регионального компонента. выход Используемая литература Иллюстративные источники http://forum.materinstvo.ru – спасибо за отрисовки учительницы и детишек http://smajliki.

ru/ – часы Вы скачали презентацию на сайте viki.rdf.ru

17 слайд 18 слайд 19 слайд 20 слайд 21 слайд 22 слайд 23 слайд 24 слайд 25 слайд 26 слайд 27 слайд 28 слайд 29 слайд 30 слайд 31 слайд 32 слайд 33 слайд 34 слайд 35 слайд 36 слайд 37 слайд 38 слайд 39 слайд 40 слайд 41 слайд 42 слайд 43 слайд 44 слайд 45 слайд 46 слайд 47 слайд 48 слайд 49 слайд 50 слайд 51 слайд 52 слайд 53 слайд 54 слайд 55 слайд 56 слайд 57 слайд 58 слайд 59 слайд 60 слайд

Краткое описание документа:

Зрительные диктанты, тексты которых разработаны профессором И. Т. Федоренко в 1960-х годах, направлены на развитие оперативной памяти ребенка, что также способствует развитию техники чтения. (Если ребенок, прочитав предложение из 6-8 слов, забывает первое слово, значит оперативная память у него развита слабо.)

Методика работы с данными диктантами.

Предлагаются 18 наборов по 6 предложений в каждом. На один набор из 6 предложений уходит около 5 – 8 минут урока. Только после того, как почти все дети успевают запомнить текст (через 2-4 дня, в зависимости от уровня класса), можно переходить к следующему набору.

При щелчке на значок предложение появится. Через заданное время (время точно соответствует рекомендациям профессора И. Т. Федоренко) предложение само исчезнет. Красным цветом я выделила «опасные места» в словах. Дети читают МОЛЧА, «глазами», стараясь запомнить. После исчезновения предложение записывают. Следующее предложение появится по щелчку учителя на значок с цифрой «2» и т. д.

Писать зрительные диктанты нужно ежедневно, иначе эффекта не будет!

Время работы со всеми наборами – около 2-х месяцев.

Предложения можно заменить равноценными с одинаковым количеством букв. (Некоторые предложения 1-го набора я заменила, так как их тематика, на мой взгляд, несколько устарела.)

Из личного опыта рекомендую начинать работу со зрительными диктантами (наборы с 1-го по 8-ой) во 2 полугодии 2 класса. Лучше писать на листочках, чтобы исключить возможность списывания. Листочки сдаются, после проверки не возвращаются, результаты доводятся до сведения детей в устной форме (желательно – только положительные результаты).

Раньше я записывала предложения на доске, закрывала ватманом, стирала и т.д. Особенно тяжело было «прятать» предложения 15 – 18 наборов. Это, естественно, отнимало время на уроке. С появлением компьютера всё стало гораздо проще. В оформлении слайдов нет ничего, что отвлекало бы детей от запоминания слов. Надеюсь, моя работа будет полезна не только учителям, но и родителям.

Думаю, что проводитьзрительныедиктантыможно не только с учениками начальной школы.

Подробнее о данной методике можно прочитать в журналах «Начальная школа»: № 8 за 1990 год – статья В. Н. Зайцева «Резервы обучения чтению» (1-ый вариант наборов в презентации), № 6 за 1994 год – статья Л. В. Беспаловой «Использование зрительных диктантов» (2-ой вариант наборов в презентации – пословицы и поговорки), а также № 4 за 1992 год.

Предложения 3–го набора я составляла для работы в своем классе, часть из них отражает региональную тематику.

Общая информация

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-zritelnie-diktanti-tifedorenko-414838.html

Зрительные диктанты Федоренко – методика, отзывы

Тренажёр по русскому языку (1 класс) на тему: Зрительные диктанты по методике И. Федоренко

Начало школьного образования — это важный шаг в развитии детей. И, конечно, обучение начинается с освоения таких фундаментальных умений, как беглое чтение и грамотное письмо.

Какие только системы не используются преподавателями начального звена для облегчения запоминания сочетаний букв и словесных комбинаций! Однако одной из наиболее успешных систем работы над совершенствованием навыка чтения считается комплект диктантов И.Т. Федоренко, которые называются зрительными.

В чём смысл и преимущества зрительных упражнений федоренко?

Работа над зрительными диктантами может быть и групповая, и индивидуальная

Зрительный диктант — это система предложений, не связанных по смыслу, но акцентирующих внимание на количестве слов и букв, которые ребёнок должен запомнить в течение 6–10 секунд экспозиции и затем записать. Такая работа помогает:

  • развить память;
  • тренировать внимание;
  • усвоить элементарные правила грамматики;
  • быстрее научиться читать.

Украинский педагог И.Т. Федоренко более 25 лет назад глубоко исследовал значение именно зрительного восприятия на формирование навыка беглого чтения. По итогам своей многолетней работы учёный пришёл к выводу, что для скорости чтения малышам необходимо комплексно развивать:

  • оперативный вид памяти;
  • внимание (как произвольное, так и непроизвольное);
  • периферическое зрение наряду с центральным.

Существенным преимуществом методики Федоренко является то, что она позволяет работать над совершенствованием антиципирования – способностью угадывать слова по контурам, тем самым быстрее усваивать содержание словосочетаний и предложений. Кроме этого, авторская методика помогает ребёнку справиться с трудностями произношения, которые связаны с особенностями дикции, артикуляции.

Методика проведения диктантов по Федоренко

Диктанты Федоренко можно представить в виде презентации

Схема работы над формированием умения быстро воспринимать текст и отрабатывать навыки письма включает 18 диктантов-наборов. В каждый из комплектов входит 6 простых предложений. Суть этих текстовых отрывков в том, что их длина увеличивается пошагово: в первом простом предложении из первого диктанта — 2 слова, всего 8 букв.

Во втором — количество слов остаётся тем же, но набор букв увеличивается на 1. В итоге в 18 наборе уже 7 слов и 46 букв в самой последней синтаксической конструкции. Малышам нужно запоминать не только те слова, которые даны в рамках одного предложения, но и сами короткие предложения в рамках всего набора.

В результате ежедневной работы по программе Федоренко дети:

  • легко осмысливают различные тексты;
  • заинтересовываются чтением;
  • быстрее овладевают навыком аналитического чтения и грамотного письма;
  • после отработки каждого комплекта предложений прибавляют в скорости чтения в среднем по 44 слова.

Начинать отрабатывать систему Федоренко рекомендуется со второго класса, когда у ребят появляются общие представления о письме и чтении. Однако некоторые педагоги вводят зрительные диктанты уже со второго полугодия первого класса в процессе автоматизации пословного чтения. Работать со зрительными диктантами нужно ежедневно, тогда методика даст свои результаты.

! По результатам исследований возможностей головного мозга, учёные университета Оксфорд пришли к выводу, что для развития оперативной памяти в среднем необходимо 2 месяца. Методика Федоренко рассчитана на 54 дня.

План проведения занятий по методике Федоренко состоит в следующем:

  1. На доске или экране монитора показываем 6 предложений набора.
  2. Закрываем доску или выключаем экран, а затем открываем первое предложение.
  3. Даём детям 5–10 секунд на то, чтобы, читая про себя, они запомнили предложение.
  4. Предлагаем ученикам закрыть глаза и представить, как записано предложение.
  5. Снова закрываем слова и предлагаем ребятам записать то, что они запомнили.

Тематика предложений, предложенная Федоренко, может быть подкорректирована педагогом под изучаемый предмет методика может использоваться в рамках любого курса, так учителю будет легче спланировать занятие.

Учтите, что с 4–5 набора на каждый блок предложений выделяют по 5–6 дней, но время экспозиции при этом чётко соотносят с рекомендациями автора методики — 5–10 секунд.

Наборы для работы по методике

Последний набор содержит более сложные слова Продолжаем отработку навыка Работаем над запоминанием слов с шипящими В словах этого комплекта согласные всех групп Работа над сонорными согласными Повторение гласных Отработка употребления ъ и ь Использование тире в простых предложениях Употребление о и а в безударной позиции Употребление е без ударения и под ударением Слова с проверяемыми безударными в корне Многосложные слова Употребление заглавных букв в именах собственных Начинаем вводить многосложные слова Вводим пары глухих-звонких согласных Отрабатываем произношение и написание согласных Отработка методики запоминания графического образа слов Работа над простыми словами

Правила работы со зрительными диктантами

Важно, чтобы дети не отвлекались сами и не мешали другим в процессе работы над диктантами Федоренко

Чтобы методика отработки навыка чтения и письма шла по намеченному курсу, при проведении зрительных диктантов необходимо:

  1. Терпимо относиться к тем детям, которые не могут запомнить целиком весь набор. При этом важно приучить их работать далее, пропуская то, что не вышло запомнить.
  2. Следить за тишиной во время запоминания и воспроизведения слов, так как любое комментирование переведёт акцент со зрительного на слуховое восприятие.
  3. Писать предложения только на отдельных листочках. Если позволить записывать слова в тетради, то работа предыдущего дня будет отвлекать от актуального задания.
  4. Записи на листах собирать, но не корректировать недочёты, чтобы дети не запоминали отдельные буквы, а старались откладывать в голове цельные слова.
  5. Наблюдать за успеваемостью учеников. Если малыши быстро усваивают все слова в простых предложениях комплекта, трудность следует наращивать, то есть начинать работу над следующим.
  6. Выработать свой собственный ритм работы над упражнениями, основываясь на успеваемости детей.

Отзывы

Благодаря зрительным диктантам дети быстрее обучаются пословному, а не слоговому чтению вслух

Система, предложенная И.Т. Федоренко, влияет на овладение навыком качественного письма, что положительно сказывается на скорости аналитического чтения и улучшает качество усвоения прочитанной информации. Довольно много педагогов с многолетним опытом преподавания в начальном звене рекомендуют систематически использовать наборы на уроках.

«Данную методику использую уже много лет. Очень эффективная вещь! Используйте!»

Лано

http://pedsovet.su/load/143–1-0–19966

Зрительные диктанты Федоренко — это система отработки навыков чтения и письма, проверенная годами, причём работа по методике не отнимает много времени на уроке — достаточно 7–10 минут.

К тому же, в зависимости от успеваемости детей, учитель может сам варьировать количество дней для отработки конкретного набора.

Главное — точно выдерживать время экспозиции, и через некоторое время маленькие ученики будут радовать вас своим беглым чтением и осмысленным письмом.

  • Наталья Василишин
  • Распечатать

Источник: https://shkolabuduschego.ru/shkola/metodika-zritelnyih-diktantov-po-sisteme-fedorenko.html

Зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко

Тренажёр по русскому языку (1 класс) на тему: Зрительные диктанты по методике И. Федоренко

Проведение зрительных диктантов по методике И.Т.Федоренко способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости.

Наиболее эффективным, на мой взгляд, является написание зрительных диктантов уже в первом классе, когда перед учителем актуально стоит задача формирования у учащихся навыка чтения.

Методика проведения зрительных диктантов такова.

Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений. Особенность в следующем: если первое предложение содержит всего 2 слова – 8 букв, то последнее предложение 18 –го набора состоит уже из 46 букв.

Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца.

Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ученик может запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8 – 9 слов.

На экране показываю 5 предложений одного из наборов и закрываю остальные. Потом сдвигаю вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ученики в течение определённого времени (оно указано в таблице в секундах) читали про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении времени предложение закрывается, и ученики записывают в специальные тетради для зрительных диктантов.

После записи учащимися первого предложения показываем второе. После указанного времени ученики записывают и его. Затем так же пишут все предложения из набора. На это уходит примерно от пяти до восьми минут времени. Диктанты пишут в тетрадях, так как работа ведётся несколько дней, пока ученики не будут справляться с написанием достаточно легко.

Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если проводить их эпизодически, работа будет бесполезной и целей не достигнет.

Предлагаю вниманию коллег один из текстов для проведения зрительных диктантов по описанной выше методике. Если сравнить предлагаемые тексты с наборами И.Т. Федоренко, то может показаться, что они сложные. Но при постоянном использовании упомянутой выше методики учащиеся с лёгкостью пишут предложения при достаточно небольшом времени экспозиции.

Зрительные диктанты

Диктант 1

ТекстКоличество буквВремя экспозиции (в секундах)
1Двор чист.84
2Маша шила.84
3Идёт дождь.94
4Рома пишет.94
5Я иду в лес.84
6Мама мыла.84

Диктант 2

ТекстКоличество буквВремя экспозиции (в секундах)
1Лето жаркое.105
2Журчат ручьи.115
3Блестит роса.115
4Лес зеленеет.115
5Сено скошено.115
6Выпала роса.105

Диктант 3

ТекстКоличество буквВремя экспозиции (в секундах)
1Лиса рыла нору.126
2Маша была мала.126
3Мы были в парке.126
4Там липы и дубы.126
5Мама мыла раму.126
6Сова – ночная птица.136

Диктант 4

ТекстКоличество буквВремя экспозиции (в секундах)
1Солнце светит.126
2Повеяло весною.136
3Март – утро года.126
4Грачи прилетели.146
5Я пасу козлёнка.136
6В лесу красиво.126

Диктант 5

ТекстКоличество буквВремя экспозиции (в секундах)
1Заря деньги даёт.147
2Лиха беда начало.147
3По работе и плата.147
4Мир – золотая гора.147
5Два одному – рать.147
6Бой отвагу любит.137

Диктант 6

ТекстКоличество буквВремя экспозиции (в секундах)
1Один в поле не воин.158
2Весна днём красна.158
3Без труда нет плода.168
4Дело мастера боится.178
5Без дела слабеет сила.188
6Делу – время, потехе – час.188

Диктант 7

ТекстКоличество буквВремя экспозиции (в секундах)
1Вот деревенский луг.176
2Мы тут любим гулять.166
3Здесь растут тополя.176
4Они стройные и высокие.196
5На тополях гнёзда грачей.216
6Осенью грачи улетают на юг.226

Диктант 8

ТекстКоличество буквВремя экспозиции (в секундах)
1Миша с отцом пошли в лес.196
2Их ждала грибная удача.196
3Сначала лес был редкий.196
4Потом сосен стало много.206
5Они стали собирать грибы.216
6Мама похвалила грибников.226

Диктант 9

ТекстКоличество буквВремя экспозиции (в секундах)
1Пчёлы опыляют растения.205
2Сегодня у пчёл много дел.205
3Цветы акации богаты мёдом.225
4Пчёлы торопятся собрать.215
5Они работают с утра до вечера.235
6Труд кормит, а лень портит.215

Диктант 10

ТекстКоличество буквВремя экспозиции (в секундах)
1Жизнь дана на добрые дела.214
2Срубил дерево – посади два.214
3Каждому мила своя сторона.224
4Поспешишь – людей насмешишь.235
5Белые руки любят чужие труды.235
6Кто спит весною, плачет зимою.245

Диктант 11

ТекстКоличество буквВремя экспозиции (в секундах)
1Всякая работа мастера хвалит.235
2Всякое дело за себя постоит.235
3Добрый портной с запасом шьет.255
4Одна книга тысячи людей учит.245
5Ученье — свет, а неученье — тьма.235
6Коли в мае дождь – будет и рожь.235

Диктант 12

ТекстКоличество буквВремя экспозиции (в секундах)
1Глаза страшатся, а руки делают.254
2Муравей не велик, а горы копает.254
3За один раз дерева не срубишь.244
4Москва – столица нашей России.244
5Пушкин – великий русский поэт.244
6Гагарин – первый космонавт в мире.277

Диктант 13

ТекстКоличество буквВремя экспозиции (в секундах)
1Кто в слове скор, тот в деле спор.305
2Грамоте учиться всегда пригодится.305
3Ласточки низко летают – дождь обещают.316
4Не одежда красит человека, а добрые дела.336
5Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.336
6Как в марте зима ни злится, а весне покорится.336

Диктант 14

ТекстКоличество буквВремя экспозиции (в секундах)
1Полынь – это многолетнее растение.285
2Серебристый цвет степи придаёт полынь.336
3В народе говорят: «Горький запах полыни».316
4На Руси знали о целебных свойствах полыни.356
5В период цветения полыни собирают листья и корни.417
6Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрый.355

Диктант 15

ТекстКоличество буквВремя экспозиции (в секундах)
1У постели в колыбели братик маленький лежит.376
2Он лежит, не кричит, только носиком сопит.335
3Я его слегка качаю, тихо песню напеваю.315
4Напеваю «баю-баю» и, бывает, засыпаю.274
5Входит мама и смеётся: «Кто из вас скорей проснется?»417
6Крапивницы залетели в сараи и заснули до весны.395

Диктант 16

ТекстКоличество буквВремя экспозиции (в секундах)
1Золото добывают из земли, а знания из книги.355
2Чтоб в почёте быть, надо труд свой полюбить.355
3На чужой сторонушке рад и родной воронушке.365
4Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой.386
5Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.446
6Чужим хлебом да чужим умом долго не проживёшь.386

Диктант 17

ТекстКоличество буквВремя экспозиции (в секундах)
1Бабочки издавна привлекали внимание человека.406
2По разнообразию окраски бабочки вне конкурса.396
3Бабочки олицетворяют собой красоту природы.386
4Они напоминают нам о том, что жизнь быстротечна.396
5Живите, радуйтесь и дарите радость другим.355
6Дневные бабочки активны днём, а ночью они отдыхают.426

Диктант 18

ТекстКоличество буквВремя экспозиции (в секундах)
1Мы живём на берегу прекрасной русской реки Волги.415
2На берегах этой реки стоят замечательные города.415
3Разнообразен животный и растительный мир России.425
4Волга одна из самых полноводных и красивых рек России.456
5Очень важно нам беречь и охранять природу родного края.466
6Изучаем природу нашего родного края на уроках в школе.456

Использованная литература:

  1. И.Я. Кленицкая «Весёлые горошины» . Сборник текстов для комментированного письма. Москва, 2007 год
  2. Л.Л. Иванова, В.С.Суслов. Комбинированные тесты 4 – 5 классы. Ростов- на- Дону, 2011 год.
  3. Журнал «Начальная школа» 2010 год
  4. Словарь В.В. Даля «Пословицы русского народа». 2012 год

Всего комментариев: 0

Источник: https://www.uchportal.ru/pedagogika/zritelnye-diktanty-po-metodike-fedorenko

Зрительные диктанты

Тренажёр по русскому языку (1 класс) на тему: Зрительные диктанты по методике И. Федоренко

Достаточно часто родители обеспокоены тем, что ребёнок медленно читает, да и пишет с ошибками. Хочется помочь маленькому ученику, но не всегда есть возможность тратить дополнительные средства на репетитора-профессионала. Что же делать в этом случае и можно ли самостоятельно помочь своему ребёнку?

Как научить ребенка читать быстрее?

Для этого существует множество способов. О некоторых из них я уже рассказывала в статье «Как увеличить скорость чтения ребёнка».

А сейчас хочу поделиться с вами ещё одной эффективной методикой.

Психологами установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти учащихся. Например:  ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов.

Дочитав до 3-4 слова,  он забывает первое слово. Поэтому он не может уловить смысла предложения, не может связать все слова воедино.

В таком случае, естественно, возникает необходимость работы  над оперативной памятью.

Попробуйте писать с ребёнком не просто диктанты, а зрительные диктанты. Зрительный диктант отличается от привычного диктанта тем, что текст, предназначенный для записи, прочитывается самим ребёнком. Но для увеличения скорости чтения, нужно использовать еще и специальную методику, описанную ниже.

Опираясь на свой  многолетний личный опыт, могу с уверенностью сказать, что данное упражнение помогает всем, без исключения, детям.

Написание зрительных диктантов способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости.

Когда можно начинать писать зрительные диктанты?

Опять же, опираясь на свой практический опыт, могу с уверенностью сказать, что начинать писать зрительные диктанты можно уже во втором полугодии первого класса. Даже скорее нужно, чем можно!

Зрительные диктанты по методике профессора И.Т.Федоренко

Методика даёт реальные и быстрые результаты на практике. Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений. На начальном этапе работы объём предложения составляет минимальное количество слов. Наращивание длины предложений происходит постепенно.

Первое предложение первого набора наиболее краткое, всего 8 букв. В последнем предложении последнего набора 46 букв. Время работы со всеми наборами примерно два месяца.

За это время оперативная память развивается настолько, что ребёнок может запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого.

Теперь он легко улавливает смысл, читать ему становится интересно, и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.

Обязательно ознакомьтесь с правилами. Только при строгом их выполнении можно получить желаемый результат!

Правила написания зрительных диктантов

  • При проведении диктантов ребёнку по очереди показывают для запоминания предложения, которые он прочитывает молча, а затем записывает. Время экспозиции небольшое — от 4 до 7 секунд (оно указано для каждого предложения). На шесть предложений одного набора уходит обычно от 5 до 8 минут.

  • С одним набором предложений следует работать до тех пор, пока ребенок не будет писать все правильно.  Т.е. использовать один набор в течении нескольких дней. В среднем на каждый набор уходит три дня, а всего для отработки всех 18 наборов — два месяца. За этот небольшой срок можно развить оперативную память, но при следующих условиях.

  • Зрительные диктанты надо писать ежедневно. При ежедневном написании зрительных диктантов прибавка скорости чтения за два месяца составляет в среднем 44 слова в минуту. При уменьшении частоты тренировок память  развивается гораздо хуже.

  • Постепенное наращивание длины предложений обеспечивает постепенное нарастание трудностей чтения и запоминания, облегчает процесс тренировки.
  • Предложения читаются обязательно молча.
  • Записываются предложения лучше на отдельных листах, чтобы при повторной работе не мешали предыдущие записи.

  •  Если ребёнок легко запоминает короткие предложения, то переходите к следующему набору.
  • По мере перехода к длинным предложениям ребёнок может не успевать прочитывать и запоминать. Для этого и существует тренировочный режим. Теперь надо каждый набор повторять несколько дней подряд.

Тексты зрительных диктантов по И.Т. Федоренко


п/п

Предложения

Число букв

Время экспозиции (с)

Набор №1

Тает снег.Идёт дождь.Небо хмурое.Коля заболел.Запели птицы.

Поле опустело.

Набор №2

Трещат морозы.Я ищу землянику.В лесу росла ель.Наступила осень.Дни стали короче.

В лесу много берез.

Набор №3

Прилетели птички.Ярко светит солнце.Лида вытерла доску.Весело бегут ручьи.Подул резкий ветер.

Зоя прилежно учится.

Набор №4

Дятел долбил дерево.Я хочу посадить цветы.Иней запушил деревья.Без воды цветы завянут.Пролетело жаркое лето.

Возле дома посадили ель.

Набор №5

Солнышко светит и греет.Федя решал задачу у доски.Загорелась в небе зорька.На деревьях сверкал иней.Город Москва стоит на реке.

В лесу собирают землянику.

Набор №6 

Зимой река покрылась льдом.Мальчик подарил маме цветы.Дежурные стёрли пыль с доски.Оленеводы работают в тундре.На огород забрались цыплята.

Мы жили возле берёзовой рощи.

Набор №7 

Небо покрылось серыми тучами.Дети посадили во дворе акацию.Бабушка купила внуку букварь.Землю согрело тёплое солнышко.Моя сестра работает на фабрике.

Ласково грело весеннее солнце.

Набор №8 

Идёт дождик.Мы любим осень.Береги учебные вещи.У Андрея чистая тетрадь.Помогай своему товарищу.

Солнце осветило всю землю.

1

Набор №9

Вода в море солёная на вкус.Наша страна борется за мир.Началась большая перемена.Дети ходили в лес за грибами.Руки надо мыть водой с мылом.

Красивы улицы нашего города.

Набор №10

Москва – столица нашей Родины.Школьники поливают саженцы.Депутаты съехались на съезд.Надо быть честным и правдивым.Звёзды сияют на башнях Кремля.

Летом наша семья жила на Волге.

Набор №11

Весело колосится густая рожь.Поля запорошило белым снегом.Мы читали интересный рассказ.Митя много и упорно работал.Новые дома растут очень быстро.

Из машины вышел наш учитель.

Набор №12

Мальчики принесли сухих веток.В поле поспевают рожь и пшеница.Из книжки выпал листочек сирени.Дети всех стран хотят жить в мире.Свежий ветерок повеял прохладой.

Сверкнула молния, и загремел гром.

Набор №13

Давно скосили и убрали луга и поля.Белка взобралась на верхнюю ветку.Солнце светило ярко, и дети купались.Весь народ гордится героями космоса.Дедушка Филипп плетёт корзины.

Люблю я в поле встречать восход солнца.

Набор №14

Поднялась за рекой большая серая туча.В далёкой тайге живут охотники-эвенки.Все радовались встрече с космонавтами.Разведчицы отправились в опасный путь.Дружная семья и землю превратит в золото.

Обувь всегда необходимо очищать от пыли.

Набор №15

Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород.Меж редеющих верхушек показалась синева.Хороши привольные широкие степи Украины.На смелого собака лает, а трусливого кусает.Нам велит трудиться школа, учит этому семья.

Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.

Набор №16

В тайге водятся хищные животные: волки, рыси.Сквозь волнистые туманы пробирается луна.Школьники готовятся к новому учебному году.Много работы пастухам в стаде ранней весной.На берегу моря раскинулся пионерский лагерь.

Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.

Набор №17

Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.Пробилась из-под земли вода, и родился родничок.Малыши очень любили слушать волшебные сказки.Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики.Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят.

Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит.

Набор №18 

Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем.Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры.Школьники выращивали мандарины, лимоны и апельсины.По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник.Мальчик подошёл к окну и увидел за рощей строящийся дом.

Только король удалился, как окружили Алёшу придворные.

В индивидуальной работе с ребенком (да и с группой детей) удобно использовать тексты зрительных диктантов, напечатанные крупным шрифтом. В своей работе я использую презентацию.

Вы можете скачать её совершенно бесплатно:

Презентация Зрительные диктанты Федоренко

Таким образом, использование данной методики развивает внимание и память ребёнка, способствует быстрому наращиванию скорости чтения. Кроме того, для увеличения скорости чтения, советую подключить различные эффективные упражнения, с которыми можно ознакомиться  в статье «Скорость чтения ребёнка».  Желаю удачи!

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Источник: http://naymenok.ru/zritelnyie-diktantyi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.