Упражнения для языка и губ. Упражнения для развития мышц языка

Содержание

30 лучших упражнений для развития дикции по мнению логопеда – Телеканал «О!»

Упражнения для языка и губ. Упражнения для развития мышц языка

Человек не рождается с умением говорить, тем более делать это правильно и четко. Если ребенок испытывает проблемы с произношением отдельных звуков, ему может помочь артикуляционная гимнастика.

Это комплекс упражнений, направленный на коррекцию этих трудностей.

В каких случаях ее достаточно, а когда требуется более серьезный подход? Какие упражения артикуляционной гимнастики вы можете проводить дома сами? Рассказывает логопед Олеся Югова.

Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук
Что такое артикуляционная гимнастика

Дети первых лет жизни очень часто искажают сложные в произношении звуки, потому что их органы речи еще продолжают свое формирование. Практически нет малышей, которые сразу говорят идеально четко.

Для чистого произношения звуков необходима правильная артикуляционная моторика, то есть скоординированная деятельность органов речевого аппарата. Если есть какие-то проблемы в артикуляционной моторике, они всегда будут отражаться на звукопроизношении.

При разговоре мы задействуем около ста мышц, включая мышцы шеи, груди, лица, языка, мягкого неба. Для управления всеми этими мышцами используется гораздо больше нейронов, чем при ходьбе и беге.

Артикуляционная гимнастика направлена на те органы, в которых есть мускулатура: язык, губы (круговая мышца рта), мимические мышцы. Но в первую очередь она предназначена для языка.

Язык — это главный орган речи, а развитие и укрепление его мышц поможет более точно и четко выговаривать все звуки.

Виды артикуляционной гимнастики

Такая гимнастика бывает активной и пассивной. Чаще всего, говоря об артикуляционной гимнастике, подразумевают ее активную форму: ту, которую ребенок выполняет сам. Она подойдет в тех случаях, когда артикуляционная моторика не нарушена, а просто нуждается в совершенствовании и отработке отдельных движений.

Но бывают и более серьезные ситуации, такие как дизартрия, когда произносительная сторона речи нарушается в результате поражения нервной системы, а подвижность органов речи ограничена. В таком случае детям крайне сложно или невозможно выполнять такую гимнастику самостоятельно. Ведь их органы речи к этому не готовы.

Здесь используется пассивная гимнастика: взрослый своими руками или при помощи приспособлений — зондов, шпателей, щеток — выполняет те движения и позы, которые мы бы хотели получить.

Например, очень часто дети при моторных нарушениях не могут поднять язык наверх. Естественно, что в этом случае они не могут четко произносить звуки, при которых требуется это движение.

И сама собой эта проблема вряд ли исчезнет, нужна серьезная работа над этим.

Хотелось бы еще остановиться на такой проблеме, как короткая подъязычная уздечка. Это также может быть причиной ограниченной подвижности языка. Ее можно немного растянуть посредством упражнений, но если она слишком короткая, то для нормализации звукопроизношения остается ее только подрезать.

Какая гимнастика нужна вашему ребенку

Проведите такой тест: попросите ребенка показать язык. Обратите внимание на следующие признаки:

  • ребенок не может высунуть и зафиксировать язык по просьбе,
  • может высунуть его лишь частично и быстро втягивает обратно,
  • не может поднять его наверх или покачать им из стороны в сторону,
  • при подъеме языка наверх вместе с ним поднимается нижняя челюсть,
  • высунутый язык начинает дрожать или отклоняться в сторону,
  • наблюдается обильное слюнотечение,
  • ребенок нечетко произносит сразу несколько групп звуков (шипящие, свистящие, сонорные),
  • нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (произношение усреднено, нет четкой разницы между звуками).

Если наблюдается несколько из перечисленных признаков, то, скорее всего, ребенку, помимо консультации специалиста, нужна именно пассивная гимнастика и логопедический массаж. В комплексе они подготовят речевой аппарат малыша к активной артикуляционной гимнастике, сделают возможной постановку звуков.

О приемах пассивной гимнастики лучше узнать у логопеда во время консультации. Дело в том, что нарушения могут быть разными, нет универсальных упражнений, которые бы подошли всем. Только специалист может пояснить, какие приемы будут наиболее эффективными в каждом случае.

Общие принципы артикуляционной гимнастики

Регулярность. Это значит, что от ежедневных пятиминутных занятий будет больше пользы, чем от часовой гимнастики раз в неделю.

Игровая форма. Артикуляционная гимнастика может быть не только полезным, но и веселым занятием для малыша.

Наглядность. Чем больше анализаторов (зрение, слух, осязание) подключается при выполнении упражнений, тем гимнастика эффективнее. Как достичь наглядности? Можно использовать зеркало, в котором ребенок будет видеть свое отражение.

Сам взрослый, сидя напротив малыша, может выступать как образец выполнения движений. Используйте картинки, видеоролики с другими детьми, делающими эту гимнастику. Узнайте опытным путем, что больше подходит вашему ребенку, что сильнее его мотивирует.

Удобство. Гимнастикой нужно заниматься в удобной позе: спина расслаблена, руки лежат спокойно, у головы есть опора. Ребенку должно быть комфортно.

Постепенное усложнение. Сначала пробуйте самые легкие упражения, постепенно повышая трудность. Каждый раз вводите не больше одного нового упражнения, и только в том случае, если все предыдущие уже хорошо отработаны.

Целесообразность. Если ребенок очень легко справляется со всеми упражнениями, стоит подумать, нужна ли ему вообще эта гимнастика. Ведь основная задача этих упражнений — научиться делать то, что пока не очень хорошо получается.

Правильное отношение. Не следует рассматривать ее как панацею, это лишь один из методов.

Приемы гимнастики

Эти упражнения активной гимнастики, направленные на статику или динамику, вы легко освоите сами. Каждая поза удерживается 5−7 секунд, повторяется несколько раз.

«Дудочка». Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.

«Заборчик». Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы показать зубки.

Чередование упражнений «Дудочка» и «Заборчик».

«Кролик». Нужно приподнять верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы.

«Злая лошадка». Нужно изображать фырканье лошади. С силой выдыхать воздух ртом, не раскрывая его. При этом губы начнут вибрировать.

«Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, а затем сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.

«Лошадка». Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.

«Грибок». Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и удерживается в таком положении.

«Гармошка». Держа язык в положении «грибок» нужно несколько раз открыть/закрыть рот.

«Лопни шарик». Щеки надуваются, затем ребенок должен легонько ударить по ним, чтобы воздух вышел.

«Хомяк». Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.

«Рыбка». Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются.

«Лопатка». Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая).

«Иголка». Узкий язычок высовывается как можно дальше.

«Часики». Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта.

«Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху.

«Фокус». Поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты.

«Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (можно слизывать настоящее варенье).

«Маляр». Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык — малярная кисточка, которой раскрашивается небо.

«Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края.

«Обезьянка». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены.

«Бульдог». Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены.

«Кружок». Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг.

«Парус». Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении.

«Качели». Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.

«Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д-». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.

«Месим тесто». Язык ложится на нижнюю губу (как при «лопатке»), а рот при этом открывается и закрывается, губы шлепают по языку.

«Покусаем язычок». Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик и центр языка.

«Где конфета?». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка надавливая то на одну, то на другую щеку изнутри.

«Индюк» («Болтушка»). Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы.

«Пароход гудит». Улыбаясь, необходимо прикусить язычок и долго произносить «ы».

Выполняйте эти упражнения регулярно, но при этом не превращая их в повинность для ребенка, и вы обязательно увидите прогресс! И не забывайте о других приемах развития речи.

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/10351

Упражнения для развития мышц языка. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – Маам.ру

Упражнения для языка и губ. Упражнения для развития мышц языка

Ольга Мацнева
Упражнения для развития мышц языка

Язык – один из самых активных органов речевого аппарата. От его работы во многом зависит отчетливость речи.

Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое.

Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости необходимо выполнять следующие упражнения:

1. Высовывание языка наружу лопатой: языку придаётся плоская широкая форма так, чтобы он своими боковыми краями касался углов рта. Вначале язык укладывать ненапряжённым между губами, затем он кладётся на нижнюю губу, потом удерживается между оскаленными зубами. Если язык долго не получается широким,то:

а) произносится вялым языком между губами бя-бя или мя-мя, или же

б) не распластанный между губами язык сильно надувают,

в) на распев тянут И, или улыбаются – язык расплывается.

2. Высовывание языка наружу жалом, языку придается, возможно, более заострённая форма.

Если это движение долго не удаётся, то язык протискивают между губами, сжимая ими с боков, или тянутся им к отодвигаемому от него пальцу, карандашу или сильно вытягивают его наружу, вправо, влево, и когда он в углу рта суживается, осторожно отводят в таком виде к средней линии рта и фиксируют его.

3. Поочерёдное высовывание языка лопатой и жалом.

4. Высунутым изо рта языком делают попеременно лопату (широко распластанный, тонкий язык, жало (округлый, с заострённым кончиком).

5. Такое же движение, но в ротовой полости, причём кончик языка упирается то в верхние, то в нижние зубы.

6. Высовывание языка возможно более изо рта, а затем втягивание возможно глубже в рот, чтобы там образовался лишь мышечный комок.

7. Поворачивание сильно высунутого изо рта языка вправо – влево.

8.

Поднимание и опускание задней части языка, кончик языка упирается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается вверх, касаясь мягкого и отчасти твёрдого нёба, то опускается вниз (к, г). Если это движение не удаётся, то на первых порах корень языка подталкивается вверх пальцами снаружи в области подъязычной кости или предлагается дышать носом при открытом рте.

9. Присасывание спинки языка к нёбу сначала при закрытых челюстях, а затем при раскрытых. Если присасывание не удаётся, то следует применить следующий вспомогательный приём:

а) на спинку языка кладётся клейкая конфета, а ребёнок старается сосать конфету, прижимая спинку языка к нёбу;

б) полусогнутый указательный палец накладывается сверху на подбородочную кость, а большим пальцем производится надавливание снаружи, снизу, вверх, но дно ротовой полости, чем подталкивается спинка языка к нёбу.

10. Присасывание всего языка лопатой к нёбу и отрывание от последнего со щелканьем сначала при сомкнутых, а затем при раскрытых челюстях.

Чтобы избежать наблюдаемого иногда поднимания языка при помощи нижней челюсти пользуются пробкой.

В правый или левый угол челюстей вставляется пробка толщиной с мизинец ребёнка; она может быть резиновой или деревянной с проволочной рукояткой между зубами.

11. Высунутый лопатой язык смыкается с верхней губой, а затем втягивается в рот, касаясь при этом спинкой верхних зубов к неба, как бы смазывая их, и загибаясь кончиком вверх у мягкого нёба.

12. Присасывание языка без отрыва от нёба с раскрыванием рта (кончик языка касается верхней десны).

13. Присасывание к нёбу и отрывание от него спинки языка: кончик языка упирается в нижнюю десну; проделывается сначала при закрытом рте, а затем при открытом.

14. Раскрывание и закрывание рта при таком же положении языка.

15. Язык силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка.

16. Такое же движение, но кончик языка упирается в нижнюю десну.

17. При малоподвижном языке рекомендуется переворачивать во рту кубики из сухих хлебных корок, твёрдую конфету, горох, фасоль.

18. Круговое облизывание кончиком языка губ с постепенным увеличением раскрытия их.

19. Такое же облизывание зубов под губой, постепенно всё больше загибая кончик языка.

20. Поднимание и опускание лопатообразно высунутого языка к верхней и нижней губе при раскрытом рте, затем к верхним и нижним зубам, наконец, к носу и подбородку.

21. Такое же движение языка внутри рта за зубами, касаясь кончиком языка верхней десны. Если при загибаниях кончика языка рот плохо открывается, следует воспользоваться пробкой.

Указанное упражнение проводиться при расширенных таким образом челюстях. Иногда необ-ходимо вначале проделать это движение, загибая язык шпателем, постепенно раскрывать рот всё шире и шире.

При всех движениях языка вне рта зубы обеих рядов должны быть оскалены.

22. Кончик языка подводится под верхнюю губу и со щёлканьем открывается, втягиваясь вниз – назад.

23. Загибание языка жалом вверх и вниз снаружи и внутри рта.

24. Поочерёдное загибание кончика языка жалом: к носу и подбородку, губе верхней и нижней, к твёрдому нёбу и дну рта.

25. Кончик языка, жалом загибаясь вверх и вниз, точно касается верхних и нижних резцов, десны при широко раскрытом рте (д).

26. Язык снаружи рта желобком или лодочкой (боковые края лопатообразного языка поднимаются, а по средней продольной линии языка образуется впадина).

Если это упражнение долго не удаётся, то полезно помогать подниманию краёв языка губами, осторожно надавливая им на боковые края языка.

Иногда помогает этому движению надавливание зондом по средней линии языка.

27. Язык снаружи рта желобком, неподвижен, а губы то широко раскрываются (оскал, то касаются желобка.

28. Язык внутри рта желобком с оскалом – задувание (о, в).

29. Язык желобком с осторожным загибанием кончика вверх.

30. Язык снаружи рта чашечкой (ковшиком) вне ротовой полости (боковые и передние края языка поднимаются вверх, спинка опускается).

31. Чашечка внутри рта. При выработке чашечки, когда спинка не опускается нужно надавит на неё (сверху шпателем, зондом задувать в чашечку ш, ж).

32. Закусывание зубами боковых краёв языка оставляя свободным только кончик языка.

33. При положении языка (упр. 32) оскалить зубы и загибать кончик к верхней и нижней десне.

34. Упираясь боковыми краями языка в боковые верхние зубы почти до клыков при оскале поднимать и опускать кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны.

35. При положении языка (упр. 34) многократно барабанить напряжённым его кончиком по верхней десне – т-т-т… с сильным затем задуванием на приподнятый кончик языка (р).

36. Когда описанные движения языка усвоены, то по заданию логопеда ребёнок проделывает ряд движений непрерывно одно за другим: язык жалом, чашечкой, лопатой, вверх и т. д.

При всех изложенных упражнениях необходимо:

1. Каждое движение производить неторопливо и чётко.

2. При каждом движении отдельного органа (языка, губ) в течение определённого времени оставлять их не подвижными и затормаживать все лишние движения.

3. Все движения производить под команду с соблюдением определённого ритма, каждое движение выдерживать на счёт 3/8/4 музыкального текста, с такой же паузой после него.

Если общий мышечный тонус языка, губ слабый, то следует включать в эти упражнения силовой момент, т. е. движения мышц с сильным напряжением.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/uprazhnenija-dlja-razvitija-myshc-jazyka-662259.html

Университет Риторики и Ораторского Мастерства (тренинги, курсы, семинары)

Упражнения для языка и губ. Упражнения для развития мышц языка

Продолжаем работу по укреплению ораторских мышц. Сегодня предлагаю вам наиболее полезные и оптимальные упражнения для развития мышц языка.

 Язык – один из самых активных органов речевого аппарата и от его работы во многом зависит четкое произношение слов.

Порой нам даже сложно представить, какие мгновенные переключения от одной позы к другой совершает наш язык. Как раз в этот момент и наступают трудности произношения.

Особенно часто это происходит тогда, когда мы произносим слова с «пучками согласных» типа: боДРСТвовать, траНСПЛантация, ВСТРевоженный и т.д.

В ситуации публичного выступления, когда волнение неизбежно, наши артикуляционные органы напряжены. Только четкая и слаженная работа речевого аппарата, в том числе и языка, поможет устранить это напряжение и обезопасить нашу речь от проблем с дикцией.

Упражнения для развития мышц языка несомненно будут способствовать развитию его подвижности и переключаемости, что в конечном итоге благоприятно скажется на общении с любой аудиторией.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЦ ЯЗЫКА

УПРАЖНЕНИЕ 1.  «ЛОПАТКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Открыть рот, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И. П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 2. «ТРУБОЧКА»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот приоткрыть, губы слегка вытянуть вперед, боковые края языка поднять вверх. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 3. ЧЕРЕДОВАНИЕ «ЛОПАТКА» – «ТРУБОЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Чередование под счет до 8: язык «Лопаткой» (расслабление) — язык «Трубочкой» (напряжение). Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 4.  «ИГОЛОЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, узкий напряженный язык выдвинуть вперед.  Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 5. ЧЕРЕДОВАНИЕ «ЛОПАТКА» — «ИГОЛОЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Чередование под счет до 8:  язык «Лопаткой» (расслабление) – язык «Иголочкой» (напряжение). Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 6. «ЧАШЕЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, передний и боковые края языка поднять. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 7. ЧЕРЕДОВАНИЕ «ЛОПАТКА» — «ЧАШЕЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Чередование под счет до 8: язык «Лопаткой» (расслабление)  —  язык «Чашечкой» (напряжение). Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 8. «ГОРКА»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, кончик языка упереть за нижние резцы, спинку языка поднять вверх.  Удерживать  в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 9. «ГРИБОК»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, широкий язык поднять вверх и присосать  к небу. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 10. «МАЯТНИК»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить. Под счет до 8 попеременно тянуться кончиком узкого языка к уголкам рта. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 11. РИСУЕМ  КРУГ «ИГОЛОЧКОЙ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, кончиком узкого языка под счет до 4 «рисуем круг» в правую сторону. Вернуться в И.П. Затем также под счет до 4 в левую сторону. Вернуться в И.П.

Выполнить 2 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 12. «ЗМЕЙКА»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, узкий напряженный язык выдвинуть вперед, произвести легкие движения из стороны в сторону. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 13. «КАЧЕЛИ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, под счет до 6 узким напряженным языком попеременно тянуться к носу – к подбородку. Вернуться в И.П.

Выполнить 2 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 14. «ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБЫ СНИЗУ-ВВЕРХ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, под счет до 8 широким передним краем языка «чистить» нижние зубы с внутренней стороны снизу вверх. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 15. «ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ СВЕРХУ-ВНИЗ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, под счет до 8 широким передним краем языка «чистить» верхние зубы с внутренней стороны сверху вниз. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 16.  «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз. Вернуться в И.П.

Выполнить 5 раз.

https://www.youtube.com/watch?v=wcmMVnWLGcQ\u0026list=PL6L0gVrfUMXM5u7jBbDGs1WB7mskU3HQS

ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!

Марина Корельская
Педагог, логопед, тренер, специалист по технике речи и публичным выступлениям
http://sekretovnet.com

Онлайн-курс

«Харизматичный оратор»
БАЗОВЫЙ

6 бесплатных уроков.Как подготовить и провести

успешную презентацию

Источник: https://orator.biz/library/voice/uprazhneniya-dlya-razvitiya-myshts-yazyka/

10 упражнений на улучшение артикуляции при выступлениях на публике

Упражнения для языка и губ. Упражнения для развития мышц языка

Многим людям, даже не связанным с публичными выступлениями как таковыми, нередко всё же приходится брать на себя функцию оратора, ведущего или конферансье. Это может быть презентация проекта или доклад, проведение какого-либо мероприятия или просто рассказ интересной истории в кругу друзей.

Что уж говорить о тех, для кого выступления – это профессия? Но абсолютно неважно, выступает человек профессионально, только обучается этому мастерству или же вообще толком не имеет к этому отношения, в любом случае правильная артикуляция всегда будет играть ему только на руку, т.к.

благодаря ей все произносимые слова будут звучать внятно, ясно и чётко, а речь будет красивой и запоминающейся. В особенности же это, конечно, касается тех людей, которые имеют к выступлениям непосредственное отношение.

В этой статье мы представляем вашему вниманию 10 действенных упражнений по улучшению артикуляции.

Каждое из упражнений направлено на тренировку мышц речевого аппарата и улучшение их подвижности. При выполнении важно уделить особенное внимание тому, что нагрузка должна направляться на конкретные группы мышц.

Важно также, чтобы мышцы шейно-плечевого отдела могли работать свободно, а темп упражнений должен быть замедленным – это способствует получению от упражнений наибольшего эффекта. Перед выполнением упражнений обязательно нужно выполнить разогревающую гимнастику речевого аппарата.

Уделить ей можно всего 5-7 минут, но качество практики улучшится существенно.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика различается по видам:

Гимнастика для щёк

  1. Втягивание и раздувание щёк поочерёдно
  2. Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
  3. Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха
  4. Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ

Гимнастика нижней челюсти

  • Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки
  • Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые

Гимнастика мягкого нёба

  1. Зевание с открытым ртом
  2. Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов
  3. Произношение гласных звуков с позёвываниями
  4. Имитация полоскания горла

Гимнастика губ

  • Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
  • Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
  • Пожёвывание губ
  • Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
  • Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
  • Фырканье

Гимнастика языка

  1. Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно
  2. Пожёвывание языка
  3. Похлопывание языка губами
  4. Вытягивание языка вперёд «иголочкой»
  5. Попытки достать языком до подбородка и до носа
  6. Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха
  7. Переворачивание языка на разные бока
  8. Удерживание языка у верхнего нёба

После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.

Упражнение 1

Упражнение на чувствование кончика языка – его твёрдости и активности в произношении. Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык — это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам , проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д».

Упражнение 2

Упражнение для освобождения гортани и языка. Суть его заключается в том, что нужно быстро сделать короткий вдох носом и полностью выдохнуть через рот. Выдох также должен быть резким и должен сопровождаться звуком «Фу». Это же упражнение можно дополнить упражнением на укрепление мышц гортани: несколько раз произносите буквы «К-Г».

Упражнение 3

Упражнение на быструю активацию губных мышц. Нужно надуть щёки и сбросить набранный воздух резким хлопком через сжатые губы, одновременно энергично произнося буквы «П-Б».

Упражнение 4

Упражнение на отработку навыка набора воздуха перед каждой новой фразой. Возьмите любое стихотворение или отрывок произведения и осознанно перед каждой новой фразой набирайте воздух.

Старайтесь не забывать об этом, чтобы выработалась привычка.

И ещё нужно учесть три момента: дыхание должно быть бесшумным, в начале каждой фразы следует держать губы немного разомкнутыми, а после окончания каждого звука нужно сразу же закрывать рот, чтобы окончание не «зажёвывалось».

Упражнение 5

Упражнение на правильное распределение воздуха. Как правило, больше дыхания человеку требуется при громком произношении, но тихое произношение зачастую предполагает большего контроля выдоха. Потренируйтесь в произношении фраз тихим и громким голосом и определите, какое количество воздуха вам требуется для каждого из них. Совмещайте данный приём с предыдущим.

Упражнение 6

Упражнение на ровное произношение гласных единым потоком и чёткое произношение согласных внутри этого потока.

Выберите любое стихотворение (или несколько строк из него) и делайте следующим образом: сначала исключите из строк все согласные и ровно произносите только гласные, немного их протягивая.

После этого в поток гласных начинайте вставлять чёткие и быстрые согласные, стремясь к тому, чтобы поток гласных сохранился таким же звучным.

Упражнение 7

Упражнение на дикцию. Оно представляет собой простое чтение скороговорок. Выберите для себя несколько скороговорок с различными буквосочетаниями и начинайте оттачивать произношение. Сначала не спеша, размеренно. Затем увеличивайте темп. Следите за ритмичностью, контролируйте дикцию, внятность и выразительность.

Упражнение 8

Ещё одно упражнение на улучшение дикции. Заключается оно в том, что в конце каждого слова нужно уделять особое внимание резкому подчёркиванию его окончания. Это сделает произношение слова чётче и выразительнее.

Упражнение 9

Упражнение на улучшение произношения звуков. Оно применяется для тех звуков, произносить которые вам наиболее сложно.

Возьмите словарь, откройте букву, которая вызывает у вас затруднения, и читайте подряд все слова, в которых есть сложный для вас звук, тщательно в него вслушиваясь. Посредством многократных повторений произношение улучшится.

В дополнение к этому упражнению можно использовать для отслеживания прогресса диктофон: записывайте все произносимые слова, затем прослушивайте записи и работайте над ошибками.

Упражнение 10

Упражнение на развитие тембральных и акустических свойств голоса. В него входит развитие мышц глотки и языка. Нужно по 10 раз беззвучно произносить буквы «А-Э-О», стараясь при этом раскрывать не рот, а полость зёва.

И в качестве небольшого бонуса ещё один классный и эффективный приём на улучшение общего качества не только артикуляции, но и вступлений вообще — это работа с зеркалом. Выберите отрывок из прозы или стихотворение, которое вы помните, и прочите его, наблюдая за своим отражением в зеркале.

Отслеживайте свою мимику, движение губ, глаз, бровей, скул. Прислушивайтесь к своему голосу. Главными критериями оценки должны выступать эстетичность, естественность, гармоничность, а также психологический и физический комфорт.

Вы должны добиться того чтобы нравиться себе, чтобы звук вашего голоса был для вас самих приятен, а мимика и жестикуляция вызывали исключительно положительные эмоции.

Естественно, эти упражнения не являются исчерпывающими и единственными в своём роде. И они должны служить вам лишь указателями в работе над своей артикуляцией. При желании вы можете найти огромное количество подобных упражнений в Интернете или специализированной литературе. Но подводя итог, можно составить краткое резюме и выделить несколько главных принципов:

  • Особой важностью в тренировке артикуляции обладают систематичность занятий и их сознательный контроль
  • Очень важно регулярно работать перед зеркалом
  • В процессе занятий вы должны требовательно относиться к себе, уметь смотреть (слушать) себя со стороны
  • Нужно обязательно делать многочисленные повторения неудобопроизносимых звуков до ощущения состояния полного комфорта при их произношении
  • Особое внимание следует уделять работе с мышечными и эмоциональными зажимами
  • Прогресс значительно ускоряет прослушивание аудио- и просмотр видеоматериалов с записями людей, обладающих превосходной артикуляцией

Руководствуйтесь в своей практике этими принципами, и нужный результат очень скоро даст о себе знать. А первый ощутимый эффект проявится уже на начальном этапе.

Запомните, что развивать артикуляцию рекомендуется не только певцам, профессиональным ведущим, лекторам, ораторам или актёрам, но и любому человеку вообще хотя бы по той простой причине, что все мы живём в социуме, и нам постоянно приходится взаимодействовать с другими людьми.

https://www.youtube.com/watch?v=MM4-7rUs28g\u0026list=PL6L0gVrfUMXM5u7jBbDGs1WB7mskU3HQS

Мы желаем вам удачи в работе над артикуляцией. Говорите красиво!

Для тренировки артикуляции и поднятия настроения мы предлагаем вам пройти небольшой тест:

  1. Попробуйте, не используя рук и с закрытым ртом, вывернуть наизнанку нижнюю губу
  2. Попробуйте сделать то же самое, но уже с открытым ртом
  3. Повторите пункт №2 у зеркала

Источник: https://4brain.ru/blog/10-%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%BD%D0%B0-%D1%83%D0%BB%D1%83%D1%87%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D0%B8/

Упражнения артикуляционной гимнастики — зарядка для губ, языка, щек и неба

Упражнения для языка и губ. Упражнения для развития мышц языка

Доброго времени суток, дорогие друзья блога!

Артикуляционная гимнастика  для языка и губ, щек и неба просто необходима детям с отклонениями в речи. Это — не прихоть логопеда, а суровая необходимость.

 Хорошо ли говорит ваш ребенок? Многих родителей умиляет, когда их малыш смешно коверкает слова.

Но насколько все это безопасно, не скажется ли на его дальнейшем развитии, может уже пора бить во все колокола или подождать, пока оно само собой авось как-нибудь образуется?

Проверим состояние органов речи

Предлагаю ответить на несколько вопросов, чтоб убедиться, нуждается ли ваш ребенок в помощи логопеда. Отвечать на вопросы нужно «да» или «нет».

  • Ребенок переставляет местами слоги, проглатывает части слова, не может правильно связать слова между собой.
  • Высунутый язык подергивается, отклоняется в сторону.
  • При разговоре складывается впечатление, что ребенку во рту что-то мешает.
  • Он гнусавит, даже если не заложен нос.
  • Еду приходится перемалывать в блендере, потому что малыш не любит жевать
  • Ребенка понимаете только вы и близкие родственники, хоть ему и больше 3 лет.
  • Затрудняется ответить на вопросы, что он делал, что видел, не может пересказать мультик.
  • Ему трудно высунуть язык и подвигать им в разные стороны, поднять вверх.
  • Не может надуть щеки и сделать «тпру» губами.
  • Не может пощелкать как лошадка.

Возможные проблемы

Теперь подсчитайте ответы, если 50% ответов «да», то стоит обратить внимание на артикуляцию ребенка. Запишитесь на консультацию к логопеду, если результат 70%.

И несомненно вам просто необходима помощь специалиста, если вы набрали 90%. Конечно, вы можете проигнорировать наши советы и ждать, когда ребенок сам всему научится.

В таком случае вы должны знать о последствиях плохой артикуляции у детей:

— проблемы с успеваемостью;— нарушается фонематический слух;— нарушение письменной речи;— заниженная самооценка;— трудности с общением;— тяжелая адаптация в коллективе;

— снижение познавательной активности.

К использованию этой гимнастики прибегают не только детки, но и знаменитости, а именно, актеры, певцы, дикторы. Подобные упражнения помогают сделать речь понятной и четкой, работают над улучшением дикции. Даже если ваш ребенок не мечтает о карьере голливудской звезды, отклонения в речи могут потянуть за собой ряд неприятных последствий.

Сегодня мы разберемся в том, какие цели преследуют родители и логопеды, обучая детей артикуляционной гимнастике, чем отличаются упражнения для дошкольников и школьников. Я расскажу о видах артикуляционной гимнастики и о последствиях бездействия. Мы изучим несколько самых распространенных упражнений, и в этом нам поможет занимательное видео.

Виды гимнастики

В артикуляционной гимнастике существует несколько видов: динамическая и статическая, активная и пассивная. Все эти виды включают в себя упражнения для щек, губ и языка. Только выполняются они немного по-разному. В то время как динамические упражнения заключаются в чередовании поз, статические же  основаны на удержании одной позиции несколько секунд.

https://www.youtube.com/watch?v=ah-UdyTbDT8

Специалисты во время занятий рекомендуют использовать и те и другие упражнения. Пассивные и активные упражнения выполняются одинаково. Разница в том, что активные действия совершает сам ребенок, а с пассивными действиями помогает родитель или логопед.

Пассивные движения совершаются по той же траектории и с тем же напряжением, что и активные движения, и направлены они на оживление бездействующих или плохо работающих мышц. Со временем пассивные движения становятся пассивно-активными, а в дальнейшем малыш начинает делать их сам. Пассивный способ подходит для детей раннего дошкольного возраста.

Цель занятий

Образовательные. Во время занятие с логопедом ребенок приобретает новые навыки и знания, он слушает и пытается понять, что хотят от него взрослые, учиться выполнять инструкции.

Воспитательные. Даже в зрелом возрасте бывает трудно преодолевать трудности. Занимаясь и пытаясь справиться со своим недугом, малыш развивает свою волю. Он получает от нас похвалу, когда добивается определенных успехов, хоть ему и было очень тяжело.

Коррекционные. Это самая важная цель, ведь именно дефект артикуляционного аппарата подтолкнул нас к занятиям. У ребенка после курса занятий должна укрепиться моторика, именно те мышцы, которые отвечают за правильную и складную речь.

Материалы и оборудование

Если детей младшего школьного возраста еще можно заставить делать упражнения, объяснив их важность, то для младших ребят приходится использовать игровые приемы артикуляционной гимнастики, занятия проходят в форме сказок, с использованием красочных плакатов.

Используются яркие цветные фотографии и занимательные видео, чтобы привлечь внимание маленьких пациентов. Для лучшего запоминания упражнения из артикуляционной гимнастики представлены на картинках с описанием и зарифмованы в стихах. Кроме вещей, которые привлекают внимание, каждому ребенку нужно иметь индивидуальный носовой платок.

Зеркало ребенку необходимо, чтобы наблюдать за своими действиями и запоминать упражнения, так как в силу возраста или дефекта он не чувствует положения своего языка.

Описание упражнений на видео

  1. Домик – открыть широко рот.
  2. Заборчик (лягушка, улыбка) – эти термины имеют похожее значение — это беззвучная улыбка, видны сжатые зубы.
  3. Труба – вытягиваем губы трубочкой.
  4. Расческа – совершаем движения нижней челюстью вперед и назад, «расчесывая» верхнюю губу.

  5. Пирожки (месим тесто) — шлепаем по языку губами «пя-пя-пя» и зубами «тя-тя-тя».
  6. Блинчик — кладем расслабленный язык на поверхность нижней губы, так чтоб он касался краев губ. Если свернуть его, то получится трубочка языком. Если сразу не получится, можно помочь чистыми руками или положить на ложбинку тонкую палочку (спичку, зубочистку).

  7. Конфета — рот широко распахнут, язык приподнят и присасывается к верхней губе.
  8. Чашечка языком — язык прогибается, образуя чашечку.
  9. Вкусное варенье – рот широко распахнут, языком оближите верхнюю губу сверху вниз, а затем вправо и влево.
  10. Парус – рот широко распахнут, язык касается бугорков за верхними зубами.

  11. Лошадка — щелкать языком как лошадка, затем делать губами звук «тпру» — лошадка остановилась.
  12. Грибок – рот открыт, а язык присосать к нёбу.
  13. Гармошка – рот открыт, язык присосать к нёбу, и, не отрывая, двигать вниз его нижнюю часть.
  14. Индюк (болтушка) – рот открыт, кончик языка (язык широкий) поглаживает верхнюю губу, постепенно ускоряя темп.

    Добавляется голос, и получается звук «бл-бл».

  15. Маляр – рот открыт, а кончик языка ходит туда и обратно (красит) по твердому нёбу.
  16. Пчелки (дятел) – произнести сначала звук «ддд» (стучим по елке), затем «зззз» (вылетели пчелки).
  17. Качели – высовываем язык и тянем поочередно к носу и подбородку.

  18. Кошка сердится – рот открыт, язык упирается в нижние зубы.
  19. Пароход – прикусить кончик языка между зубами, гудеть «ллл».
  20. Змейка (иголка) – рот широко распахнут, постараться вытянуть как можно больше узкий напряженный язык.
  21. Часики – рот открыт, узким языком упираться в левый и правый уголки рта.

  22. Орехи (футбол) – рот закрыт, с силой упираемся языком поочередно в обе щеки.
  23. Чистим зубки – языком проводим по верхним и нижним зубам снаружи и внутри.
  24. Шарик – надуть щёки, как воздушный шарик, и постепенно выдыхать.

с гимнастикой

И вот наконец вы познакомились с общим комплексом упражнений «Веселой артикуляционной гимнастикой», который находится в конце статьи на видео. Внимательно смотрите за картинками и повторяйте упражнения, которые вы только что начали осваивать.

https://www.youtube.com/watch?v=Cy-NkZnTRkI

Если статья показалась вам интересной, вы можете рассказать о ней друзьям в социальных сетях. Оставляйте комментарии и подписывайтесь на новости, потому что у нас много интересного! Всего доброго!

– Николаева Марина

Здесь другие статьи с более подробным описанием упражнений:
чашечка
лошадка
гармошка
грибок
вкусная гимнастика
упражнения для губ

Источник: https://marilina.ru/uprazhneniya-artikulyacionnoj-gimnastiki/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.