В предложении найди существительное, обозначающее признак как предмет. Слова — названия действий предметов в русском языке

Урок русского языка во 2-м классе по теме:

В предложении найди существительное, обозначающее признак как предмет. Слова — названия действий предметов в русском языке

Цели.

  1. Формировать умения ставить вопросы к словам, обозначающим предметы и признаки предметов.
  2. Развивать умения распознавать слова, обозначающие предметы и признаки предметов, находить их в тексте.
  3. Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

Свинья – (символ 2007 года) , снежинки, снеговики, картинки с изображением старичка-волшебника и художницы, звукозапись музыки “ Январь” П. И. Чайковского.

Ход урока

1. Организационный момент

– Урок русского языка. Открыли тетради, запишите дату.

2. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке будем продолжать учиться ставить вопросы к словам, которые обозначают

предметы и признаки предметов, будем учиться различать эти слова и находить их в тексте.

3. Минутка чистописания.

– Урок, как всегда, начнем с минутки чистописания.

Чтобы пальчики хорошо работали, сделаем гимнастику для рук.

Вот помощники мои. Их как хочешь, поверни, И вот эдак, и вот так Не обидятся никак.Раз, два, три, четыре, пять Не сидится им опять. Постучали, повертелиИ работать захотели.

– Сегодня будем учиться писать безотрывно букву с. Взяли ручки правильно, пишем в воздухе букву с. Пишем эту букву безотрывно в тетради.

Снег, снежинка, сугроб.

– Прочитайте эти слова. Какие правила надо знать, чтобы правильно написать эти слова?

1) Правило проверки слов с безударными гласными;

2) Правило проверки слов с парными согласными;

3) Правило правописания сочетания жи.

– Пишем эти слова в тетради.

– Давайте поставим вопросы к этим словам.

– Что обозначают эти слова? Снег, сугроб, снежинка – когда это бывает?

– Зима вам подарила снежинки (Рисунок 1) , которые лежат у вас на партах. Это подарок, которым нас одаривает природа зимой.

4. Путешествие в город “ Речь”

– Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный город “Речь” и эти снежинки

будут путешествовать вместе с нами в течение всего урока.

– Но прежде, давайте вспомним, какой год наступил? (год свиньи) .

На пути – свинка Жозефинка (Рисунок 2) которая не пускает нас в этот город, пока не выполним ее условия.

– Первое задание, которое предлагает свинка. Дано предложение. Прочитаем хором.

Кругом лежит пушистый снег.

– В предложении нужно подчеркнуть грамматическую основу.

Предложение записываем в тетрадь, подчеркиваем грамматическую основу. У доски работает Антон. Если вы согласны с Антошей, всё он правильно подчеркнул, поднимаем снежинки.

Подлежащее – снег, сказуемое – лежит.

– С 1 заданием справились, и вот новое задание.

Даны словосочетания, началась вьюга, буквы в словах потерялись, необходимо вставить пропущенные буквы. Работаем устно.

Зимние л. са, крепкий лё. , хитрая л. са

Если согласны, поднимаем снежинки.

– Молодцы! И с этим заданием справились! И снова нас ждёт преграда.

На доске слова: вьюга, морозный, коньки.

– Какое слово лишнее? (морозный)

– Почему? Что обозначают эти слова?

– И с этим заданием справились. Итак, все препятствия преодолели, и мы очутились в волшебном городе “ Речь”. Вот и первый житель этой страны. Здесь живёт маленький седобородый старичок- волшебник (Рисунок 3)

– Он будет следить за вашей работой на уроке. В конце урока вас ждёт сюрприз, который находится в конверте у волшебника. У волшебника есть волшебная палочка, с помощью которой он может превращаться в любой предмет.

– Ребята, назовите предметы.

– Почему мы к одним словам ставим вопрос кто? А к другим – что?

(Кто? – так спрашивают про людей, про животных.

А на вопрос что? отвечают все остальные предметы. )

– Волшебник спрятался в загадках, найдём его.

В 1 столбик записываем отгадки, которые отвечают на вопрос кто? Во 2столбик – отгадки, отвечающие на вопрос – что?

Одноглазая старушка. Узоры вышивает (иголка) .Через горы напрямик Скачет белый воротник (заяц)
В Полотняной стране По реке Простыне. Плывёт пароход То назад, то вперёд (утюг)Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много,А нитки ни одной (ёж) .
Домовитая хозяйка. Пролетает над лужком. Похлопочет над цветком,Он поделится медком (пчела)Из горячего колодца Через нос водица льётся (чайник)
Кто? заяцёжпчелаЧто?иголкаутюгчайник

– Что обозначают все эти слова? (предметы) .

К словам заяц, ёжик подберите слова, обозначающие признаки.

Заяц (какой?) белый, пушистый. Ёжик (какой?) колючий, сердитый.

– И вот нас встречает 2 житель этого города. Это весёлая художница (Рисунок 4) . Всё, к чему прикасается её волшебная кисточка, всё преображается. Каждый предмет становится особенным.

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие

Какая? Какое? Какие?

– Какое платье у нашей гостьи? (красивое, нарядное, зелёное)

– Эти слова украшают нашу речь, делают её выразительной. Художница будет следить сегодня на уроке за вашей речью, как вы умеете употреблять такие слова.

– Сейчас я буду читать отрывки из стихов, а вы выпишите слова, которые обозначают признаки предметов. Слова записываем с красной строки, через запятую.

Здравствуй, русская молодка, Раскрасавица-зима. Белоснежная лебёдка Здравствуй, зимушка-зима.В зимний день хороший Снег пушистый кружится. Снежная порошаНас зовёт на улицу.

– Проверяем, какие слова выписали. Если согласны, поднимаем снежинки.

(Русская, белоснежная, зимний, хороший, пушистый, снежная)

– Жители города очень любят делать зарядку. Сейчас и мы с вами отдохнём.

5. Физминутка.

6. Закрепление изученного.

-Что обозначают слова, которые вы записали? (признаки предметов)

– На какой вопрос они отвечают? (Какая? Какой?)

– Для чего нужны эти слова?

– Эти слова делают нашу речь богатой, красивой, выразительной, чтобы подтвердить эту мысль, я предлагаю вам побывать в зимнем лесу.

Звучит музыка. П. И. Чайковский “Времена года” Январь.

– Положите головки на парты и закройте глазки. Зима…Мы с вами в лесу. Тишина. Кругом белым – бело. Кружатся в воздухе и падают на землю снежинки.

Открыли глазки.

– Посмотрите, какая чудесная картина. (рисунок 5)

Рассмотрите, какие птички, какие снежинки.

– Составьте словосочетания по этой картине. В словосочетаниях найдите слова, которые обозначают признаки предметов. (Пушистые снежинки, красногрудые снегири, ёлочные игрушки, зелёные иголки, нарядная ветка)

7. Работа по карточкам.

– Великолепен лес зимой! Сколько интересного можно увидеть в нём. Это вы узнаете, когда составите предложения на карточках, которые лежат у вас на столе.

Карточка 1метели, замели, Снежные, тропы, лесные.Карточка 2деревья, серебристым, Мороз, инеем, осыпал.

– Составьте предложение, запишите в тетрадь. Слова, которые обозначают признаки предметов, подчеркните волнистой линией.

– Проверяем. Читаем предложение. Называем слова, которое обозначает предмет. Если согласны, поднимаем снежинки.

– Прочитаем предложение без слов, которые обозначают признак предмета.

– Какое стало предложение? (некрасивое, неточное)

– Без этих слов нам никак нельзя, без них не обойтись, они делают нашу речь точной, красивой, выразительной.

8. Итог.

– Над какими словами мы сегодня работали на уроке?

– На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают предметы, признаки предметов?

– Придумайте слова, которые обозначают признаки предметов.

– Наши гости: старичок-волшебник и весёлая художница следили за вашей работой на уроке и хотят поблагодарить вас за ваш труд. Давайте посмотрим, что в волшебном конвертике у нашего гостя.

– Да здесь, какие красивые снеговики! (Рисунок 6)

За отличную и хорошую работу на уроке волшебник и художница дарят вам этих замечательных снеговиков. Молодцы, спасибо вам за работу.

9. Домашнее задание.

– Домашнее задание сегодня необычное. Вам нужно провести наблюдение за природой и составить устно рассказ на тему “Зима”. Может быть кто – то из вас сочинит небольшое стихотворение о зиме. На следующем уроке мы с вами проведём конкурс о зиме на лучший рассказ или стихотворение о зиме.

6.03.2007

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/416963/

Урок 52. слова-названия предметов, признаков и действий предметов и явлений – Русский язык – 1 класс – Российская электронная школа

В предложении найди существительное, обозначающее признак как предмет. Слова — названия действий предметов в русском языке

Конспект урока по русскому языку

1 класс

Урок №52

Тема:

Слова-названия предметов, признаков и действий предметов и явлений.

Цель: ознакомление с различными членами предложения, их ролью в нём.

Задачи:

Познавательные:

  • Формирование навыков вычленения главных и второстепенных членов предложения из его структуры
  • Формирование навыков описания схемы, её анализа,
  • Формирование умения постановки вопросов к словам.

Развивающие:

  • Развитие когнитивных способностей.
  • Развитие навыков выразительного чтения,
  • Развитие аналитического и критического мышления.

Воспитательные:

  • Воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре,
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками,
  • Воспитание любви к русской речи.

Урок посвящен знакомству с разными членами предложения, их ролью в предложении.

В ходе урока учащиеся научатся анализировать схему и составлять по ней сообщение, правильно классифицировать слова, называющие предметы, признаки, действия и ставить к ним вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делают? Также учащиеся приобретут опыт в различении слова, обозначающих предметы, признаки и действия по лексическому значению и вопросам.

Урок направлен на формирование у учащихся навыка классификации частей предложения.

Тезаурус:

  1. Член предложения– это компоненты предложения (https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/51974 ).
  2. Основа предложения – это слова, без которых предложение не имеет смысла.
  3. Второстепенные члены предложения – это слова, которые поясняют основу предложения.
  4. Слова – названия предметов – это слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы и отвечают на вопросы «Кто?», «Что?» (кошка, стол).
  5. Слова – названия действий предметов – это слова, которые называют то, что делают предметы и отвечают на вопросы «Что делает?», «Что делают?» (поёт, гуляют).
  6. Слова – названия признаков предметов – это слова, которые описывают предметы и отвечают на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» (красный, интересная, новое, весёлые).
  7. Одушевленный – предмет, относящийся к миру живых существ, живой (https://all_words.academic.ru/53246 )
  8. Неодушевленный – предмет, не относящийся к миру живых существ (https://dic.academic.ru/contents.nsf/efremova/ )

Литература:

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. 143 с.

Открытые электронные ресурсы по теме:

Задания тренировочного модуля:

ТВ-3

Множественный выбор.

Учащимся нужно выбрать несколько правильных вариант ответа на предложенный вопрос.

Текст задания:

Выберите слова, который отвечают на вопрос «Что делает?». Может быть несколько правильных вариантов ответа.

Варианты ответа:

а) поёт

б) рисуют

в) играют

г) говорит

д) мечтает

Правильные ответы: А, Г, Д

Неправильные ответы: Б, В

Для правильного решения этого задания ученикам сначала нужно вспомнить правило о том, к каким словам ставится вопрос «Что делает?» (один), а к каким «Что делают?» (много). А затем надо понять, сколько человек совершают действие – один или много. Только после этого они могут выбрать правильный ответ.

ТВ-17

Подстановка элементов в пропуски в тексте.

Учащимся нужно дополнить таблицу необходимой информацией.

Текст вопроса:

Восстановите таблицу. Допишите пропущенные вопросы.

СловоВопрос
Слово – название предметаКто?
Слово – название действия предметаЧто делает?
Слово – название признака предметаКакой? Какая?

Правильный ответ:

СловоВопрос
Слово – название предметаКто? Что?
Слово – название действия предметаЧто делает?Что делают?
Слово – название признака предметаКакой? Какая?Какое? Какие?

Неправильные ответы: все остальные варианты.

Для успешного решения этого вопроса школьникам нужно вспомнить, какие вопросы мы задаём к каждой из частей речи.

ТВ-16

Раскраска

Текст вопроса:

Друзья поспорили, какие из этих слов в предложении отвечают на вопрос: «Какой?». Раскрасьте того мальчика, который выбрал правильные слова.

Он должен быть рыжеволосым, в зелёной футболке и шортах, с синим рюкзаком и в коричневых ботинках.

Наступила золотая осень. Тихо дует осенний ветерок, засыпает старый сад, а на деревьях желтеют листья. Скоро наступят первые морозы и выпадет первый легкий свежий снег. Я уже приготовил тёплую одежду. Вот моя зимняя куртка, а вот большой тёплый шарф. Они мне скоро очень пригодятся.

Первые

Тёплую

Приготовил

Зимняя

Золотая

Желтеют

Большой

Осенний

Старый

Первый

Легкий

Свежий

Большой

Тёплый

http://moi-raskraski.ru/images/raskraski/raznie/malchik/raskraski-malchik-11.jpg

Правильный ответ:

Первые

Тёплую

Приготовил

Зимняя

Золотая

Желтеют

Большой

Осенний

Старый

Первый

Легкий

Свежий

Большой

Тёплый

http://moi-raskraski.ru/images/raskraski/raznie/malchik/raskraski-malchik-11.jpg

Для правильного ответа на этот вопрос учащимся сначала нужно вспомнить правило, которое описывает, к каким словам мы ставим вопрос «Какой?». Они вспоминают, что это признаки предмета мужского рода (он) и вычленяют их из текста.

Основные результаты по итогам урока:

  1. Учащиеся узнают, почему к разным словам мы задаём разные вопросы.
  2. Учащиеся умеют вычленять из предложения слова, отвечающие на разные вопросы.
  3. Учащиеся могут самостоятельно анализировать схему по данной теме.
  4. Учащиеся могут сами задавать правильные вопросы к словам.

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/6421/conspect/

Слова – названия действий предметов. урок. Русский язык 1 Класс

В предложении найди существительное, обозначающее признак как предмет. Слова — названия действий предметов в русском языке

Рассмотрите знакомую вам игрушку. Это робот-динозаврик Плео (рис. 1).

Рис. 1. Динозаврик Плео

С её помощью давайте вспомним, о каких словах нашего языка вы можете рассказать? 

Слова, которые обозначают названия предметов и явлений природы, отвечают на вопросы КТО? или ЧТО? Что это? Это игрушка-динозаврик Плео, так его зовут.

Слова, которые обозначают признаки предметов, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ? КАКИЕ? Какой Плео? Зелёный, интересный, маленький, забавный.

Плео – игрушка электронная. Понаблюдайте за тем, что он умеет делать (рис. 2).

Рис. 2. Что делает Плео (Источник)

В нашем языке есть слова, которые рассказывают о том, какие действия совершают предметы. Поговорим о них подробнее. Приведём примеры таких слов. Что мог делать динозаврик? Двигаться, ходить, поворачивать голову, издавать звуки.

Поупражняемся, будем подбирать слова-действия предметов. Нам помогут картинки. Рассмотрите их и назовите, для чего людям нужны эти предметы (рис. 3)?

Рис. 3. Разные бытовые предметы (Источник)

Пылесосить, мыть, убираться, гладить, отпаривать, готовить, варить, жарить, печь, взбивать, стирать, кипятить и многое другое помогают делать людям различные приборы. А рассказали нам об этом слова, которые обозначают действия предметов.

Слов, которые обозначают названия действий, в нашем языке много. Учёные считают, что по частоте употребления они занимают второе место после слов-предметов.

Это и не удивительно, ведь они всё время рассказывают о том, что происходит с предметами, людьми, животными, растениями и прочим, что существует в мире, как мы трудимся или чем занимаемся. Вспомните любой урок в школе.

Расскажите с помощью слов-действий, что на уроке происходит.

Учитель объясняет, рассказывает, спрашивает, хвалит, пишет, показывает. Ко всем этим словам можно задать вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ учитель? Ученики слушают, пишут, отвечают, пересказывают, спрашивают, смотрят, читают. Ко всем этим словам можно задать вопрос: ЧТО ДЕЛАЮТ ученики? Что заметили? Почему вопросы различались? Учитель один, а учеников много.

Сделаем вывод, слова, обозначающие действия предметов, могут рассказывать о действии одного предмета, человека, животного, о действии одного явления природы и о нескольких сразу. Если слово обозначает действие двух или нескольких предметов, то оно отвечает на вопрос: что делают?, если действе одного – то на вопрос: что делает? 

Один ученик решил рассказать о том, как он собирался в школу, только с помощью слов-действий. Прочитайте его рассказ. Сможете ли вы его понять?

Зазвенел. Разбудил. Проснулся. Встал. Умылся. Позавтракал. Собрался. Оделся. Вышел. Спешил. Бежал. Опаздывал. Добрался. Вошёл. Разделся. Успел.

Представили о чём речь? Даже если использовать в речи только одни слова-действия, вы поймёте суть происходящего. Вы, конечно, догадались, что ученик рассказывал о том, что он делал утром, как спешил в школу и успел до звонка. А ко всем ли словам-действиям можно задать вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? Какой вопрос нужно задать к словам ученика? Вопросы: ЧТО ДЕЛАЛ? или ЧТО СДЕЛАЛ? 

Почему так? Вспомните, какой предмет помогает нам планировать, не опаздывать, делать всё вовремя? Часы. Часы показывают нам время. Именно часы сообщают, который час на данный момент. А всё, что было до этого момента, уже прошло.

И действия, которые совершались, тоже остались в прошлом. Ученик рассказывал о том, что уже было.

О том, что уже было, произошло, спрашивают: ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЛА? ЧТО ДЕЛАЛО? ЧТО ДЕЛАЛИ? или ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛА? ЧТО СДЕЛАЛО? ЧТО СДЕЛАЛИ? Вопрос зависит от того, кто выполнял действие.

Но, оказывается, слова-действия могут рассказывать и о том, чего ещё не было, а только произойдёт, может даже всего лишь через несколько секунд в будущем. Вы, ЧТО СДЕЛАЕТЕ? Досмотрите урок.

Каждый из вас ЧТО СДЕЛАЕТ? Выключит компьютер, поиграет, почитает, пойдёт спать.

К словам-действиям, которые произойдут в будущем надо задавать вопросы: ЧТО БУДЕТ или БУДУТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? или СДЕЛАЮТ? 

Наверно, вы уже догадались, что у слов, которые обозначают действия предметов, есть свои часы. В них только три части. Эти часы особенные.

Они могут рассказать про любое слово-действие по-разному, в зависимости от того, когда происходит это действие: сейчас, уже прошло или произойдёт в будущем. Давайте проверим, как работают эти часы. Рассмотрим слово «говорить».

Если действие прошло, то скажем – говорил, действие происходит сейчас – говорит, произойдёт – будет говорить.

Продолжите сами по аналогии

молчать…

читать …

Проверьте себя.

Молчать – молчал, молчит, будет молчать.

Читать – читал, читает, будет читать.

Слова-названия действий предмета могут не только называть действия какого-то предмета, человека, животного или явления природы, но и показывать силу действия – слабая, посильнее или самая сильная.

Понаблюдайте за словами.

Дождь моросит, идёт, хлещет (рис. 4). 

Рис. 4. Дождь (Источник)

Продолжите наблюдение.

Мальчик плетётся, идёт, бежит.

Мама шепчет, говорит, кричит.

Малыш улыбается, смеётся, хохочет.

Назовите сами более сильную степень действия.

замёрз

попросил

испугался

похвалил  

поиграл  

едет

Проверьте себя

Замёрз – окоченел

попросил – приказал

испугался – ужаснулся

похвалил – расхвалил

поиграл – заигрался

едет – несётся

Сегодня на уроке мы узнали, как много работы выполняют в нашем языке слова, которые обозначают действия предметов и явлений природы.

Они рассказывают о том, какая работа или какие действия совершаются, когда эти действия совершались: уже произошли, происходят в данный момент или только будут происходить. В зависимости от этого мы будем к этим словам задавать разные вопросы.

Мы открыли для себя, что эти слова умеют уточнять, в какой степени что-либо происходит. И всё это они делают для слов, которые обозначают предметы. С этими словами у них самая крепкая дружба.

Важно стремиться к тому, чтобы узнавать, учиться, понимать, исследовать, разбираться, запоминать, умнеть и как можно реже говорить – забыл, потерял, не сделал. Пусть так и будет. И в этом вам, конечно, помогут и слова, обозначающие действия, с которыми вы сегодня знакомились.

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. – М.: Астрель, 2011. (ссылка для скачивания Источник)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. – М.: Баллас. (ссылка для скачивания Источник)
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали по теме урока.

2. Найдите слова-действия:

Лайка лаяла на лайку.

Плавает пловец легко, уплывает далеко.

Прозвенел и смолк звонок.

3. Отгадайте загадку. Какие слова этой загадки обозначают действия?

Летит – молчит,

Сядет – молчит.

Умрёт – ревёт.

4. Узнайте слово по действию:

а) плавает, ныряет, крякает – ?

б) слушает, осматривает, лечит – ?

в) свистит, воет, дует – ?

5.Дополните предложения подходящими по смыслу словами:

Суп едят, а чай…  .

Блины жарят, а пироги…  .

Семена сажают, а урожай…  .

6. Замените сочетания слов одним словом, обозначающим действием:

покрыть краской – …

заниматься рисованием –…

найти решение – …

одержать победу – …

сделать подарок – … 

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/1-klass/nasha-rech/slova-nazvaniya-deystviy-predmetov

Слова – названия действий предметов в русском языке

В предложении найди существительное, обозначающее признак как предмет. Слова — названия действий предметов в русском языке

Слова, которые обозначают названия предметов и явлений природы, отвечают на вопросы КТО? или ЧТО? Что это? Слова, которые обозначают признаки предметов, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ? КАКИЕ? Зелёный, интересный, маленький, забавный.

В нашем языке есть слова, которые рассказывают о том, какие действия совершают предметы. Поговорим о них подробнее. Приведём примеры таких слов. Двигаться, ходить, поворачивать голову, издавать звуки.

Слов, которые обозначают названия действий, в нашем языке много. Учёные считают, что по частоте употребления они занимают второе место после слов-предметов.

Это и не удивительно, ведь они всё время рассказывают о том, что происходит с предметами, людьми, животными, растениями и прочим, что существует в мире, как мы трудимся или чем занимаемся. Вспомните любой урок в школе.

Расскажите с помощью слов-действий, что на уроке происходит.

Учитель объясняет, рассказывает, спрашивает, хвалит, пишет, показывает. Ко всем этим словам можно задать вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ учитель? Ученики слушают, пишут, отвечают, пересказывают, спрашивают, смотрят, читают. Ко всем этим словам можно задать вопрос: ЧТО ДЕЛАЮТ ученики? Что заметили? Почему вопросы различались? Учитель один, а учеников много.

Сделаем вывод, слова, обозначающие действия предметов, могут рассказывать о действии одного предмета, человека, животного, о действии одного явления природы и о нескольких сразу. Если слово обозначает действие двух или нескольких предметов, то оно отвечает на вопрос: что делают? Если действие одного – то на вопрос: что делает? 

Один ученик решил рассказать о том, как он собирался в школу, только с помощью слов-действий. Прочитайте его рассказ. Сможете ли вы его понять?

Зазвенел. Разбудил. Проснулся. Встал. Умылся. Позавтракал. Собрался. Оделся. Вышел. Спешил. Бежал. Опаздывал. Добрался. Вошёл. Разделся. Успел.

Представили о чём речь? Даже если использовать в речи только одни слова-действия, вы поймёте суть происходящего. Вы, конечно, догадались, что ученик рассказывал о том, что он делал утром, как спешил в школу и успел до звонка. А ко всем ли словам-действиям можно задать вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? Какой вопрос нужно задать к словам ученика? Вопросы: ЧТО ДЕЛАЛ? или ЧТО СДЕЛАЛ? 

Почему так? Вспомните, какой предмет помогает нам планировать, не опаздывать, делать всё вовремя? Часы. Часы показывают нам время. Именно часы сообщают, который час на данный момент. А всё, что было до этого момента, уже прошло.

И действия, которые совершались, тоже остались в прошлом. Ученик рассказывал о том, что уже было.

О том, что уже было, произошло, спрашивают: ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЛА? ЧТО ДЕЛАЛО? ЧТО ДЕЛАЛИ? или ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛА? ЧТО СДЕЛАЛО? ЧТО СДЕЛАЛИ? Вопрос зависит от того, кто выполнял действие.

Но, оказывается, слова-действия могут рассказывать и о том, чего ещё не было, а только произойдёт, может даже всего лишь через несколько секунд в будущем. Вы, ЧТО СДЕЛАЕТЕ? Досмотрите урок.

Каждый из вас ЧТО СДЕЛАЕТ? Выключит компьютер, поиграет, почитает, пойдёт спать.

К словам-действиям, которые произойдут в будущем надо задавать вопросы: ЧТО БУДЕТ или БУДУТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? или СДЕЛАЮТ? 

Наверно, вы уже догадались, что у слов, которые обозначают действия предметов, есть свои часы. В них только три части. Эти часы особенные.

Они могут рассказать про любое слово-действие по-разному, в зависимости от того, когда происходит это действие: сейчас, уже прошло или произойдёт в будущем. Давайте проверим, как работают эти часы. Рассмотрим слово «говорить».

Если действие прошло, то скажем – говорил, действие происходит сейчас – говорит, произойдёт – будет говорить.

Продолжите сами по аналогии:

молчать…

читать …

Проверьте себя.

Молчать – молчал, молчит, будет молчать.

Читать – читал, читает, будет читать.

Слова-названия действий предмета могут не только называть действия какого-то предмета, человека, животного или явления природы, но и показывать силу действия – слабая, посильнее или самая сильная.

Понаблюдайте за словами.

Дождь моросит, идёт, хлещет.

Продолжите наблюдение.

Мальчик плетётся, идёт, бежит.

Мама шепчет, говорит, кричит.

Малыш улыбается, смеётся, хохочет.

Назовите сами более сильную степень действия.

замёрз

попросил

испугался

похвалил  

поиграл  

едет

Проверьте себя

Замёрз – окоченел

попросил – приказал

испугался – ужаснулся

похвалил – расхвалил

поиграл – заигрался

едет – несётся

вернуться на страницу “Русский язык 1 класс” >>>

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в !

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

  • Лучшие репетиторы по русскому

Самое необходимое из теории:

  • Грамматика русского языка

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

Практичные советы по изучению русского языка

Источник: https://reallanguage.club/slova-nazvaniya-dejstvij-predmetov-v-russkom-yazyke/

Конспект урока по русскому языку на тему:

В предложении найди существительное, обозначающее признак как предмет. Слова — названия действий предметов в русском языке

Открытый урок по русскому языку в 1 классе .

Подготовила учитель начальных классов: Иванова Полина Евгеньевна.

Дата: 19.03.2019 г.

Конспект урока русского языка

Тема: Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов.

Тип урока: Комбинированный

Учебник «Русский язык», 1 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

УМК «Школа России»

Форма организации учебной деятельности: фронтальная и групповая

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый

      Цель: 1) Знакомство со словами – названиями предметов, признаков предметов,     действий предметов; развивать речь; 2) формирование умения находить в речи названия предметов, признаков предметов, действий предметов.

      Задачи:

      ПРЕДМЕТНЫЕ

– учащиеся научатся классифицировать и объединять слова в тематические группы,  устанавливать взаимосвязь между предметами, признаками, действиями и словами, их обозначающими

      ЛИЧНОСТНЫЕ

-проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-понимать причины успеха в учебной деятельности;

-формировать чувство сострадания и сопереживания; воспитывать любовь к природе, наблюдательность

      МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Универсальные учебные действия:

регулятивные

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные

-уметь строить речевые высказывания, использовать слова – предметы, слова – признаки предметов, слова – действия предметов;

-делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные

-работая в паре, высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра; вырабатывать общую позицию, аргументировать собственную точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

         Демонстрационный материал: Схема в виде дерева знаний «Слова называют – предметы и явления, признаки предметов, действия предметов»; Гусеница «Вилли», плакаты со словами «Речь», «Предложение», «Слово», ; Паровозик с вагончиками, распечатанные слова: Кто? Что? Какой? Что делает? ; картина «Зимний лес»; светофоры для оценивания работы.

         Раздаточный материал: карточки для работы в парах, в группах, индивидуальные карточки для рефлексии.

Ход урока

1. Организационный момент. 

Учитель: Ну-ка проверь, дружок, ты готов начать урок?

                  Всё ль на месте, всё ль в порядке, ручка, книжка и тетрадка?

                 Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!

2. Актуализация знаний.  

Учитель: Мы продолжаем путешествовать на нашем паровозике знаний. Чтобы отправиться нам дальше, давайте поиграем в игру «Закончи предложение».

        Речь – это…(средство общения между людьми).

        Речь бывает…(устная и письменная).

        Речь состоит из…(предложений).

        Предложение выражает…(законченную мысль).

        Предложение состоит из…(слов).

3. Самоопределение к деятельности.  Запись числа. Чистописание.

 Проверим число, классная работа (Проговаривание вслух). Все проверили.

– Начнем нашу работу с минутки чистописания. Пропишите в своих тетрадях заглавную букву «С» и строчную букву «с» в соединении Сс .

Но для начала подготовим наши руки к письму.

Пальчиковая гимнастика. Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик папочка, Это пальчик – Я, Вот и вся моя семья.

 Этапы изучения нового материала.

4. Определение темы, целей и задач урока.

Учитель: Прочтите слова.

(На доске записаны слова: щенок, весёлые, ребята, бегает, маленький, играют)

– На какие группы можно разделить данные слова?

-Что общего у слов щенок, ребята? (Называют предметы).

-Что общего у слов весёлые, маленький? (Называют признаки предметов).

-Что общего у слов бегает, играют? (Называют действия предметов).

-Назовите тему урока.

5. Получение информации. Схема на доске. (Дерево знаний)

-Рассмотрите схему. Что могут называть слова?

-На какие вопросы отвечают слова, называющие предметы и явления? Приведите примеры.

-На какие вопросы отвечают слова, называющие признаки предметов? Приведите примеры.

– На какие вопросы отвечают слова, называющие действия предметов. Приведите примеры.

Применение знаний и способов действий.

6. Работа в парах.

Учитель: Мы отправляемся в путешествие на нашем паровозике знаний. Чтобы сесть в вагон, надо заполнить «билет».Учитель раздаёт «билеты» (карточки с заданиями для работы в парах).

Учитель: Проверьте себя (на доске).  Кто? Что? Мороз, снег, волк.

   Какой? Сильный, серебристый, голодный. Что делает? Трещит, порхает, воет).  

Мороз, сильный, трещит, снег, серебристый, порхает, волк, голодный, воет.

7. Проверка: кто сделал все без ошибок, встаньте. У кого 1-2 ошибки?

– А теперь в путь.

8. Работа по развитию речи. Картина – «Зима в лесу».

Учитель: Вот мы и приехали. Рассмотрите внимательно картину, назовите неживые предметы. Что вы видите?

Дети: лес, снег, сугроб, деревья, небо, куст, ветка, ствол…

Учитель: Мало кто отважится отправиться в лес зимой. По глубокому снегу идти трудно. Поэтому людей здесь сейчас не увидишь. Однако жизнь в лесу не замирает ни на минуту. Даже ночью, даже зимой. Лес – это дом для зверей и птиц. Они хозяева леса, у них своя жизнь, которую никто не вправе нарушать. Ребята, каких вы знаете лесных жителей?

Ответы детей.

9. Групповая работа. «План работы».

Учитель: Работаем группами по 5-6 человек. Вам надо отгадать загадки и выполнить задание по плану. Из загадок вы узнаете, кого ещё можно встретить зимой в лесу.

1 группа «Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы?» (Белка)

3 группа «Он зимой в берлоге спит,

Потихонечку храпит,

А проснётся, ну реветь,

Как зовут его — …»

(Медведь)

4 группа Хитрая плутовка,Рыжая головка,Хвост пушистый — краса,

А зовут ее — …

(Лиса)

ПЛАН РАБОТЫ

  1. Отгадайте загадку.

  2. Заполните таблицу.

Предмет___________________________ 1 группа

Признак предмета___________________ 2 группа

Действие предмета__________________ 3 группа

11. Проверка групповой работы.

-Назовите слова, которые обозначают предметы. На какие вопросы они отвечают?

-Почему у вас нет слов, отвечающих на вопрос Что?

-Назовите слова, которые обозначают признак предмета. На какой вопрос они отвечают?

-Назовите слова, которые обозначают действие предмета. На какой вопрос они отвечают?

Используем светофоры.

12. Актуализация знаний.  Работа по карточкам. С. 22, упр.8

Упражнение 8 заранее распечатано на карточках.

-Прочитайте. Найдите ( вычеркни) лишнее слово в каждой строке. Объясните свой ответ. На какой вопрос отвечают эти слова?

-Выполните задание.

зелёная… доброе… маленький…

голубой… хорошая… сладкое…

синее… трусливый… низкий…

Все эти слова объединяет то, что они обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? Какая? Какие? Какое?

Взаимопроверка.

Кто сделал правильно встаньте. У кого 1-2 ошибки?.

13. ОбобщениеИтог урока.

Учитель: Быстро время пролетело, и идёт к концу урок.

                 Так давайте без задержки подведём всему итог.

– Что нового узнали?

– Какие задания вам понравились?

– Оцените свою работу на уроке с помощью светофора.

Учитель: Молодцы ребята, сегодня все хорошо работали. Спасибо за урок!

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-slovo-nazvaniya-predmetov-priznakov-predmetov-deystviy-predmetov-klass-3659077.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.