В предложении найди существительное, обозначающее признак как предмет.

Содержание

3.2.1. Понятие об имени существительном. Морфологические признаки имён существительных. Разряды имён существительных

В предложении найди существительное, обозначающее признак как предмет.

1.Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Основные признаки имени существительного

А) Общее грамматическое значениеПримеры
Это значение предмета, то есть всего того, о чём можно сказать: это кто? или это что?Весна, школа, стена, отдых.
Б) Морфологические признакиПримеры
Это род, число, падеж, склонение.
Имена существительные:
  • принадлежат к одному из трёх родов – мужскому, женскому, среднему, но не изменяются по родам;
  • Океан, река, море.
  • изменяются по числам;
  • Океан – океаны, река – реки, море – моря.
  • изменяются по падежам.
  • Океан – океана, океану, океаном и др.
    Изменение по падежам и числам называется склонением. Начальная форма существительного – именительный падеж единственного числа.
    В) Синтаксические признакиПримеры
    В предложении существительные чаще всего бывают подлежащими или дополнениями.Ср.: Сестра подарила брату книгу.
    Существительное часто зависит от глагола и ставится при нём в определённом падеже.Ср.: обидеть друга, поссорить с другом, накричать на друга.
    Существительные могут распространяться прилагательными и другими существительными в косвенном падеже.Ср.: школьное здание, здание школы.

    2. По характеру лексического значения существительные делятся на два разряда:

    • нарицательные существительные называют класс однородных предметов;Стол, мальчик, птица, весна.
    • собственные существительные называют единичные (индивидуальные) предметы, к которым относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, морей, океанов, озёр, гор, пустынь (географические названия), названия книг, картин, кинофильмов, журналов, газет, спектаклей, названия кораблей, поездов, различных организаций, исторических событий и т.п.Александр, Жучка, Россия, Астрахань, Волга, Байкал, «Капитанская дочка».

    Обратите внимание!

    1) Имена собственные могут состоять из одного слова (Москва, Каспий, Кавказ, «Мцыри») или из нескольких слов (Нижний Новгород, Новый Орлеан, Василий Андреевич Жуковский, «Война и мир», Восточно-Сибирское море).

    2) Имена собственные пишутся с большой буквы (Тула, Альпы).

    3) Названия (заглавия) книг, газет, журналов, кинофильмов, картин, кораблей, поездов и т.п. пишутся с большой буквы и, кроме того, выделяются кавычками (роман «Евгений Онегин»; картина «Утро в лесу», теплоход «Василий Суриков»).

    3. По значению имена существительные делятся на четыре основных разряда:

    а) конкретные – называют конкретные предметы живой и неживой природы (изменяются по числам, сочетаются с количественными числительными).

    Например: стол (столы, два стола), ученик (ученики, два ученика), гора (горы, две горы);

    б) вещественные – называют различные вещества, однородную массу чего-либо (имеют только одну форму числа – единственного или множественного; не сочетаются в количественными числительными; сочетаются со словами много, мало, а также с различными единицами измерения).

    Например: воздух (нет множественного числа; нельзя сказать: два воздуха, но можно: много воздуха, мало воздуха; два кубометра воздуха), грязь (нет множественного числа; нельзя сказать: две грязи, но можно: много грязи, мало грязи; два килограмма грязи), чернила (нет единственного числа; нельзя сказать: пять чернил, но можно: много чернил, мало чернил, двести граммов чернил), опилки (нет единственного числа; нельзя сказать: пять опилок, но можно: много опилок, мало опилок; полкилограмма опилок);

    в) отвлечённые – называют абстрактные явления, воспринимаемые мысленно (имеют только единственное или только множественное число, не сочетаются с количественными числительными).

    Например: сострадание (нет множественного числа; нельзя сказать: два сострадания), теплота (нет множественного числа; нельзя сказать: две теплоты), горечь (нет множественного числа; нельзя сказать: две горечи), хлопоты (нет единственного числа; нельзя сказать: пять хлопот);

    г) собирательные – называют множество одинаковых предметов как одно целое (имеют только форму единственного числа; не сочетаются с количественными числительными).

    Например, молодёжь (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: две молодёжи), учительство (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: два учительства), зверьё (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: два зверья), листва (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: две листвы).

    4. По типу обозначаемых предметов существительные делятся на два разряда:

    • одушевлённые существительные называют предметы живой природы, к ним задаётся вопрос кто?;Отец, мать, соловей, кошка, муха, червяк.
    • неодушевлённые существительные называют предметы неживой природы, к ним задаётся вопрос что?.Страна, камень, смех, снег, окно.

    Обратите внимание!

    1) Одушевлёнными главным образом являются существительные мужского и женского родов. Одушевлённых существительных среднего рода очень мало (дитя, животное, лицо в значении «человек», млекопитающее, насекомое, страшилище, существо в значении «живой организм», чудовище).

    2) Одушевлённые и неодушевлённые существительные имеют особенности в склонении.

    У одушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа (у одушевлённых существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе).

    Ср.: мать – вижу матерей (мн.ч. В.п.), нет матерей (мн.ч. Р.п.); отец – вижу отцов (мн.ч. В.п.), нет отцов (мн.ч. Р.п.); вижу отца (ед.ч. В.п.), нет отца (ед.ч. Р.п.).

    У неодушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа (у существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа).

    Ср.: страна – вижу страны (мн.ч. В.п.), здесь есть страны (мн.ч. И.п.); камень – вижу камни (мн.ч. В.п.), здесь есть камни (мн.ч. И.п.); вижу камень (ед.ч. В.п.), здесь есть камень (ед.ч. И.п.).

    3) Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с научным представлением о живой и неживой природе.

    Например, существительное полк обозначает совокупность людей, но это неодушевлённое существительное (В.п. = И.п.: вижу полк□ – здесь есть полк□). То же самое можно наблюдать на примере существительного микроб.

    С точки зрения биологии, это часть живой природы, но существительное микроб неодушевлённое (В.п. = И.п.: вижу микроб□ – здесь есть микроб□). Существительные мертвец и труп являются синонимами, но существительное мертвец является одушевлённым (В.п. = Р.п.

    : вижу мертвеца – нет мертвеца), а существительное труп является неодушевлённым (В.п. = И.п.: вижу труп□ – здесь есть труп□).

    Источник: https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/662-321_ponyatie_ob_imeni_suschestvitelnom_morfologicheskie_priznaki_imen_suschestvitelnyh_razryady_imen_suschestvitelnyh.html

    Подборка правил: имя существительное

    В предложении найди существительное, обозначающее признак как предмет.

    Имя существительное — это самая существенная часть речи, в грамматике она считается часто встречающейся.

    Знать о ней необходимо всем школьникам для того, чтобы правильно выполнять задания как в ЕГЭ, так и в ГИА. В частности, в экзамене 11 класса имеется задание, в котором нужно выбрать правильную форму имени существительного. Также эта подборка поможет сделать морфологический разбор любого существительного.

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ: имя существительное — это часть речи, которая обозначает  ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?

    Собственное и нарицательное

    • СОБСТВЕННЫЕ существительные обозначают — имена, фамилии, отчества, клички животных, географические названия, название книг, газет, журналов (Москва, Волга, Мария, Каштанка, Алексей Максимович).
    • НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ существительные  — название предметов и явлений (ученик, учебник, страна, лес, собака).

    Одушевленные и неодушевленные 

    • ОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос КТО? и называют людей и животных (учитель, школьник, сестра, кот, птица).
    • НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос ЧТО? и называют неживые предметы (облако, лес, вода, тетрадь, автобус).

    Число имён существительных

    • ЕДИНСТВЕННОЕ число — обозначает один предмет (письмо, ребёнок). Некоторые существительные употребляются только в единственном числе (молоко, доброта, Калуга, пение, молодёжь, Франция).
    • МНОЖЕСТВЕННОЕ число — обозначает несколько предметов (письма, дети). Некоторые существительные употребляются только во множественном числе (очки, сани, именины, ножницы, ворота, Альпы).

    Род имени существительного

    РОД — постоянный признак имени существительного. По родам существительные не изменяются.

    • МУЖСКОЙ — он, мой (конь, автомобиль).
    • ЖЕНСКИЙ — она, моя (рожь, земля).
    • СРЕДНИЙ — оно мое (село, кольцо). 

    ПРАВИЛО: чтобы определить род имени существительного, нужно поставить это существительное в начальную форму: с мячами — мяч (м. р.), на земле — земля (ж. р.),  у моря — море (ср. р.).

    • ОБЩИЙ РОД — он, мой, этот/она, моя, эта (плакса, сирота).

    Орфограмма «Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце имён существительных»

    • Пишется — в женском роде (мышь, рожь, печь, ложь, мощь).
    • Не пишется — в мужском роде  (гараж, камыш, товарищ, борщ).

    Мягкий знак после шипящего на конце имени существительного показывает, что это существительное женского рода.

    Склонение имени существительного

    СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ —  это изменение слов по падежам. Падеж определяется по вопросам.

    Падежи и вопросы:

    Чтобы легче запомнить вопросы падежей можно подставлять вспомогательные слова.

    • Именительный падеж (есть)  кто? что? 
    • Родительный падеж (нет) кого? чего? 
    • Дательный падеж (даю, рад) кому? чему?
    • Винительный падеж (вижу) кого? что?
    • Творительный падеж (доволен, любуюсь) кем? чем?
    • Предложный падеж (думаю, говорю) о ком? о чем?

    ПРАВИЛО: Чтобы определить падеж имени существительного, необходимо найти слово, с которым это существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос.
    ПРИМЕР: Старик ловил неводом рыбу. (А.С. Пушкин)

    Ловил (чем?) неводом (Т. п.); ловил (кого?) рыбу (В.п.).

    НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО — форма именительного падежа единственного числа (всегда определяется в морфологическом разборе).

    Три склонения имён существительных

    В русском языке имена существительные, которые имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются по трём группам — СКЛОНЕНИЯМ.

    • К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского родас окончаниями, в именительном падеже единственного числа (линейкА , землЯ, мамА, папА, дядЯ).
    • Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего родас окончаниями -О, -Е в именительном падеже единственного числа (урок, день, зеркалО, полЕ).
    • К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа и оканчивающиеся на мягкий знак (метелЬ, морковЬ, вещЬ, дочЬ).

    ПРАВИЛО: чтобы определить склонение имени существительного во множественном числе, нужно поставить это существительное в начальную форму, определить его род и выделить окончание.

    ОРФОГРАММА «Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных»

    Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, нужно:
    1. Определить падеж.
    2. Определить склонение.
    3. Вспомнить окончание существительных  этого склонения в нужном падеже: письмо (кому?) бабушке (1-е скл., Д. п., ед.

    ч., -е); ехать (на чём?) на велосипеде (2-е скл., П. п., ед. ч., -е).
    4. Проверить безударное падежное окончание ударным окончанием имени существительного того же склонения: думая о Родине (о земле); деревья в инее (в серебре); увидел в проруби (в степи).

    ОРФОГРАММА «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»

    После шипящих и Ц в окончаниях имён существительных в творительном падеже под ударением пишется гласная О, а без ударения — гласная Е: врачОм — задачЕй , птенцОм — птицЕй.

    Морфологический разбор 

    1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
    2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
    3. Неизменяемые признаки: одушевлённое или неодушевлённое; собственное или нарицательное; род (мужской, женский, средний); склонение (1,2,3).
    4. Изменяемые: падеж, число.
    4. Роль в предложении.

    ПРИМЕР УСТНОГО РАЗБОРА

    Охотник увидел белку.
    1. Белку — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос кого?
    2. Начальная форма — белка.
    3. Одушевлённое, нарицательное. Женского рода, 1-го склонения.
    4. Употреблено в единственном числе, в винительном падеже.

    5. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняет сказуемое: увидел (кого?) белку.

    ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ РАЗБОРА В ТЕТРАДИ

    Белку — сущ., кого?, н. ф. — белка, одуш., нариц., ж.р., 1-го скл., ед.ч., В.п., второст. член (дополнение).

    Как видите, имя существительное — это самая всеобъемлющая часть речи. Она описывает сразу большое количество вещей в этом мире, наименований, событий и прочего. Также его признаки позволяют произвести еще большее уточнение. 

    Имя существительное — это самая существенная часть речи, в грамматике она считается часто встречающейся. Знать о ней необходимо всем школьникам для того, чтобы правильно выполнять задания как в ЕГЭ, так и в ГИА. В частности, в экзамене 11 класса имеется задание, в котором нужно выбрать правильную форму имени существительного. ТакжеЧитать далее

    нет комментариев

    В статье собрана подборка всех правил имени прилагательного + морфологический разбор.Читать далее

    нет комментариев

    Детки возрастом 1,5-2 года, даже не научившись говорить, могут уже запоминать буквы.Читать далее

    нет комментариев

     Родители и учителя ломают головы, как доступно объяснить ребенку падежи, но поначалу для юного школьника это бывает сущим мучением.Читать далее

    нет комментариев

    Источник: https://xn--80aakeqfhfoqvpv.xn--p1ai/blog/podborka-pravil-imeni-sushhestvitelnogo/

    Имя существительное в русском языке: классы, род, число, падежи и склонение

    В предложении найди существительное, обозначающее признак как предмет.

    Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

    Кто? Человек, кот, птица, мама, друг, девушка, учитель.

    Что? Дом, дерево, лес, вода, комедия, вселенная, счастье, здоровье.

    В предложении существительное обычно выступает в роли подлежащего или дополнения, может также быть обстоятельством или сказуемым.

    Существительные могут обозначать:

    • Конкретные вещи: стол, телевизор, топор, лампочка.
    • Части предметов: экран, дно, рукоятка.
    • Людей: человек, рабочий, врач, малыш.
    • Живых существ: заяц, белка, тигр, бактерия, дятел, лебедь
    • Растения: клен, гвоздика, роза, укроп.
    • Вещества: вода, песок, кислота, мука.
    • Явления природы: снег, дождь, радуга.
    • Признаки: глубина, чернота.
    • Действия: сражение, бег, плавание.
    • Факты и события: представление, пожар, отпуск.
    • Состояния и чувства: сон, страх, радость.
    • Географические названия: Россия, Москва, Европа, Антарктика.
    • Имена: Анна, Владимир, Джон, Александр Сергеевич Пушкин.

    Морфологические признаки существительного в русском языке включают в себя:

    Нарицательность: имя нарицательное или имя собственное.

    Одушевленность: одушевленное или неодушевленное.

    Склонение: I, II, III, адъективное, несклоняемое, разносклоняемое, склоняемое по местоименному типу.

    Род: мужской, женский, средний, общий, неустойчивый.

    Число: единственное или множественное

    Падеж: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

    Одушевленные и неодушевленные существительные

    Одушевленность или неодушевленность – постоянный грамматический признак существительного,

    Одушевленные существительные обозначают нечто живое, отвечают на вопрос кто? Например: школьник, пешеход, профессор.

    Неодушевленные существительные обозначают предметы и явления, совокупности живых существ, отвечают на вопрос что? Например: школа, дорога, толпа, полиция.

    Это деление не всегда совпадает с делением на живое и неживое в реальном мире.

    Имена собственные и нарицательные

    Существительные делятся на имена собственные и нарицательные.

    Имена собственные – это наименования отдельных, уникальных предметов. К ним относятся имена, отчества, фамилии, географические и астрономические названия, имена литературных и музыкальных произведений, картин, газет и журналов, организаций, исторических событий.

    Например: Николай Васильевич Гоголь, Сталинград, Эверест, Сатурн, «Отцы и дети», «Огонек».

    Имена нарицательные обозначают целые классы однородных предметов или живых существ.

    Например: компьютер, автомобиль, город, младенец.

    Превращение имени собственного в нарицательное называется антономазией – это частный случай метонимии. Например, когда о хорошем адвокате говорят, что «он настоящий Плевако», то фамилия знаменитого юриста используется в значении «талантливый судебный защитник».

    Род имен существительных

    В большинстве языков мира понятие рода отсутствует. В русском языке род – постоянный признак существительного, он определяет формы согласуемых с ним слов. Например, женский род – моя сестра, мужской род – мой брат.

    Мужской род. Ветер, конь, солдат, дедушка, друг, молоток, пес.

    Женский род. Река, дама, речь, собака, песня, секретарша.

    Средний род. Солнце, поле, мыло, здание, племя, дитя.

    Общий род. Слово, которое может использоваться и в мужском, и в женском роде. Например: сирота, сластена, коллега, плакса.

    Парный род, pluralia tantum. У слов, имеющих только форму множественного числа, род не определяется. Например: ножницы, щипцы, чернила, сливки.

    У несклоняемых существительных иностранного происхождения род может колебаться: литературная норма предписывает слову кофе мужской род (крепкий кофе), в разговорной речи возможен средний род (вкусное кофе).

    Единственное и множественное число имен существительных

    Число – непостоянный морфологический признак существительных. Большинство существительных изменяются по числам: песня – песни, конь – кони, слово – слова, имя – имена.

    Некоторые существительные употребляются только в единственном (злость, отчаяние) или только во множественном числе (дебаты, деньги, каникулы).

    Согласовательные классы существительных

    В русском языке выделяют семь согласовательных классов существительных:

    1. Мужского рода одушевленные: зверь

    2. Мужского рода неодушевленные: трактор

    3. Женского рода одушевленные: мама

    4. Женского рода неодушевленные: буква

    5. Среднего рода одушевленные: животное

    6. Среднего рода неодушевленные: окно

    7. Только множественное число, парный род: ножницы

    Все семь по-разному меняют окончания, даже если у них один и тот же род. Например, оба слова среднего рода, но одно одушевленное, а другое – неодушевленное: «Красивые окна», но «Красивые животные».

    Группы имен существительных

    Конкретные существительные называют определенные предметы и явления. Например: дом, лопата, дверь, собака. Они сочетаются с количественными числительными: две двери, три лопаты.

    Абстрактные существительные обозначают действия, явления или признаки. Например: любовь, дружба, уныние, красота, болезнь, воодушевление.

    Вещественные существительные обозначают вещества, химические элементы и соединения, материалы, пищевые продукты. Например: кислород, бетон, шелк, аспирин.

    Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов как единое целое. Например: зелень, мебель, крестьянство, духовенство, молодежь.

    Склонение имен существительных

    Склонение – это изменение существительных по падежам.

    Склонениями также называют группы существительных – типы склонения. Типа склонения – постоянных признак имен существительных. Падеж – непостоянный признак.

    I склонение – существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а/-я в форме именительного падежа (страна, юноша, конференция, дядя, егоза, забияка, грязнуля).

    II склонение – существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е в форме именительного падежа (гвоздь, соловей, шило, море)

    III склонение – существительные женского рода с нулевым окончанием (тетрадь, роскошь, мозоль).

    Таблица окончаний в словах первого, второго и третьего склонения

    К разносклоняемым словам относятся 10 существительных на -мя – имя, вымя, бремя, время, знамя, семя, племя, стремя, темя, пламя – а также слова путь и дитя.

    Отдельные типы склонения имеют существительные множественного числа (весы, перила, проводы) и существительные, образованные из прилагательных и причастий (набережная, сказуемое, слагаемое).

    Не склоняются некоторые заимствованные слова – кафе, колибри, торнадо.

    Морфологический разбор – морфологические признаки существительных

    Начальная форма: именительный падеж единственного числа.

    I. Постоянные признаки

    • Собственное или нарицательное
    • Одушевленное или неодушевленное
    • Конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное
    • Род
    • Склонение

    II. Непостоянные признаки

    Морфологический разбор имени существительного. Пример

    Книга – лучший подарок.

    Устный разбор
    Книга – существительное, обозначает предмет: (что?) книга, начальная форма – книга.
    Постоянные мопфологические признаки: нарицательное, неодушевленное, женский род, 1-го склонения.
    Непостоянные морфологические признаки: употреблено в именительном падеже, в единственном числе.
    Синтаксическая роль в предложении: является подлежащим.

    Письменный разбор
    (Что?) книга
    н.ф. – книга
    Пост. признаки: нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.Непост. признаки: в Им.п., в ед.ч.

    (что?) книга – подлежащее

    Читайте о других частях речи в русском языке

    Существительное обозначает предмет.

    Прилагательное – признак предмета.

    Местоимение указывает на предмет.

    Глагол обозначает действие.

    Наречие – признак действия

    Междометие передает восклицание, звук, эмоцию.

    Источник: https://www.anews.com/p/109726231-imya-sushhestvitelnoe-v-russkom-yazyke-klassy-rod-chislo-padezhi-i-sklonenie/

    Имя существительное

    В предложении найди существительное, обозначающее признак как предмет.

    Имя существительное – это часть речи, которая называет предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». Имена существительные имеют ряд признаков, с помощью которых можно классифицировать все имена существительные по видам.

    Основные признаки имени существительного.
     

    • Грамматическое значение имени существительного – общее значение предмета, всего, что можно рассказать об этом предмете: это что? Или кто? Данная часть речи может обозначать следующее:  

    1) Название предметов и вещей (стол, потолок, подушка, ложка);

    2) Названия веществ (золото, вода, воздух, сахар);

    3) Названия живых существ (собака, человек, ребенок, учитель);

    4) Названия действий и состояний (убийство, смех, грусть, сон);

    5) Название явлений природы и жизни (дождь, ветер, война, праздник);

    6) Названия признаков и отвлёчённых свойств (белизна, свежесть, синева).

    • Синтаксический признак существительного – это роль, которую оно занимает в предложении. Чаще всего имя существительное выступает в роли подлежащего или дополнения. Но в отдельных случаях существительные могут выступать также в роли других членов предложения.  

    Мама готовит очень вкусный борщ (подлежащее).

    Борщ готовится из свеклы, капусты, картофеля и других овощей (дополнение).

    Свекла – это овощ красного, иногда фиолетового цвета (именное сказуемое).

    Свекла из огорода – самая полезная (определение).

    Мама-кулинар умеет удивить своих домочадцев за столом, мама-друг умеет выслушать и утешить (приложение).
     

    Также существительное в предложении может выступать в роли обращения:
     

    Мама, мне нужна твоя помощь!

    • По лексическому признаку существительные могут быть двух видов:

    1. Имена нарицательные – это слова, которые означают общие понятия или называют класс предметов: стул, нож, собака, земля.

    2. Имена собственные – это слова, означающие единичные предметы, к которым относятся имена, фамилии, названия городов, стран, рек, гор (и другие географические названия), клички животных, названия книг, фильмов, песен, кораблей, организаций, исторических событий и тому подобное: Барсик, Ткач, Титаник, Европа, Сахара и др.

    Особенности имён собственных в русском языке:
     

    1. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.
       
    2. Имена собственные имеют только одну форму числа.
       
    3. Имена собственные могут состоять из одного или нескольких слов: Алла, Виктор Иванович Попов, «Одиночество в сети», Каменск-Уральский.
       
    4. Названия книг, журналов, кораблей, фильмов, картин и т.д. пишутся в кавычках и с большой буквы: «Девочка с персиками», «Мцыри», «Аврора», «Наука и техника».
       
    5. Имена собственные могут становиться нарицательными, а нарицательные – переходить в разряд имён собственных: Бостон – бостон (вид танца), правда – газета «Правда».
    • По типу обозначаемых предметов имена существительные делятся на две категории:

    1. Одушевлённые имена существительные – те существительные, которые обозначают названия живой природы (животные, птицы, насекомые, люди, рыбы). Эта категория имён существительных отвечает на вопрос «кто?»: отец, щенок, кит, стрекоза.

    2. Неодушевлённые имена существительные – те существительные, которые относятся к вещественному и отвечают на вопрос «что?»: стена, доска, автомат, корабль и др.

    • По значению существительные можно разделить на четыре вида:

    Вещественные – вид существительных называющий вещества: воздух, грязь, чернила, опилки и др. Этот вид существительных имеет только одну форму числа – ту, которую мы знаем.

    Если существительное имеет форму единственного числа, то оно не может иметь формы множественного и наоборот.

    Количество, размер, объем этих существительных можно регулировать с помощью количественных числительных: мало, много, немного, две тонны, кубометр и др.
     

    Конкретные – имена существительные, которые называют конкретные единицы предметов живой или неживой природы: человек, столб, червяк, дверь. Эти существительные меняются по числам и сочетаются с числительными.
     

    Собирательные – это существительные, которые обобщают множество одинаковых предметов в одно название: много воинов – войско, много листьев – листва и т.д. Данная категория существительных может существовать только в единственном числе и не сочетается с количественными числительными.
     

    Абстрактные (отвлечённые) – это существительные, называющие абстрактные, несуществующие в материальном мире, понятия: страдание, радость, любовь, горе, веселье. 

    Источник: https://www.calc.ru/Imya-Sushchestvitelnoye.html

    Слова – названия признаков предметов. урок. Русский язык 1 Класс

    В предложении найди существительное, обозначающее признак как предмет.

    Слова названия признаков предметов, как ниточка за иголочкой, следуют за словами, обозначающими предметы, явления, события. Они дают характеристику словам-предметам и рассказывают о многом. Яблоки и виноград различаются по цвету. Какой фрукт цветом – красный, жёлтый, зелёный? Какой на вкус – сладкий, кислый? Какой по размеру – большой, маленький?

    Рассмотрите рисунок.

    Рис. 1. Стол (Источник)

    Что это? Стол – предмет мебели. Какая тайна скрыта в лексическом значении слова стол? Что есть общее и главное у всех столов? Большая доска и ножки. Вот эти общие и главные признаки и составляют лексическое значение слова «стол», оно обозначает предмет стол.

    Но есть стол и в вашем доме, и в классе, и на кухне. Все ли столы одинаковые (рис. 2)?

    Рис. 2. Разные столы (Источник)

    Нет. Они могут быть круглые и квадратные, большие и маленькие, новые и старые, деревянные и металлические, грязные и чистые, компьютерные и обеденные, журнальные и детские, цветные. Рассказать о том, чем столы отличаются друг от друга, помогают слова, которые называют признаки. Эти слова описывают предмет и отвечают на вопрос какой?

    У каждого предмета, вещи, явления, даже настроения есть признаки. Слова, обозначающие эти признаки, помогают нам узнавать предметы, вещи, явления, настроение.

    Слова, которые обозначают признаки, помогают нам лучше представить предметы или явления природы, как бы нарисовать мысленно картинку. Попробуем это проверить.

    Рассмотрите фотографии. Под какой картинкой вы сделаете подпись «грозовое небо», «чистое небо», «серое небо», «звездное небо» (рис. 3)?

    Рис. 3. Какое бывает небо (Источник)

    Проверьте себя.

    Чистое небо – небо, на котором нет ни облачка.

    Грозовое небо – приближается дождь с грозой, небо тёмное-тёмное.

    Звёздное небо – ночь и светят звёзды.

    Серое небо – всё затянуто тучами.

    А может быть, вы можете подобрать свои слова, которые расскажут о том, какое небо? Попробуйте это сделать.

    Выполните задание. Прочитайте слова и соедините их парами по смыслу: одно слово из левого столбика со словом из правого.

    длинное цветы

    интересный туча

    грозовая письмо

    красивые журнал

    Проверьте себя.

    длинное цветы

    интересный туча

    грозовая письмо

    красивые журнал

    Длинное письмо, интересный журнал, грозовая туча, красивые цветы.

    Зададим вопросы:

    письмо (какое?) длинное

    журнал (какой?) интересный

    туча (какая?) грозовая

    цветы (какие?) красивые

    Что заметили? Вопросы ставили от слов-названий предметов, и они были разными: какое, какой, какая, какие. От чего это зависит? Это зависит от слова, обозначающего сам предмет.

    Слова, которые обозначают признаки двух или больше предметов, отвечают на вопрос какие?

    Подберите к словам подходящие вопросы и слова-признаки.

    Солнышко, тучка, ветерок, деньки.

    Проверьте себя.

    Солнышко (какое?) яркое, тёплое, летнее.

    Тучка (какая?) большая, грозовая, низкая.

    Ветерок (какой?) лёгкий, сухой, нежный.

    Деньки (какие?) чудесные, радостные.

    Запомните: вопрос к слову, которое обозначает признак, надо ставить от слова, обозначающего предмет или явление.

    Слова-признаки ещё очень любят рассказывать о портретных характеристиках людей или животных, чувствах, настроении, картинах природы. Они помогают создавать образ, т. е. помогают нам представить, нарисовать словесную картину.

    Давайте выясним, насколько важны в нашей речи слова-признаки предметов. Прочитайте предложения и попробуйте представить, о ком или о чём идёт речь.

    У неё зубки, мордочка, ушки, хвост, шерсть. Она.

    Можете назвать? Трудно. Можно догадаться, что речь идёт о каком-то животном. Прочитайте другие предложения.

    У неё зубки хищные, мордочка острая, ушки чуткие, хвост длинный и пушистый, шерсть густая рыжая. Она хитрая и осторожная.

    Рис. 4. Лиса

    А теперь догадались? Это лиса (рис. 4).

    Какие же слова помогли узнать зверя? Слова-названия признаков. Зачем они нужны в нашей речи? Описывать внешний облик, уточнять детали, показывать отличия. Без этих слов предложения будут непонятными или неточными.

    С давних времён многим животным наши предки уже дали характеристику. С помощью только одного такого слова мы уже можем догадаться, о ком идёт речь. Особенно, если это животное – любимый сказочный персонаж. Попробуйте узнать:

    Большой косолапый…

    трусливый быстрый…

    двугорбый неторопливый…

    хозяйственная хлопотливая …

    серый жадный …

    Проверьте себя: медведь, заяц, верблюд, белка, волк.

    Отгадайте загадки. Соедините текст загадки с отгадкой-рисунком. Одна подсказка: все отгадки – названия птиц (рис. 5). 

    Рис. 5. Птицы (Источник)

    Проверьте себя: ворона, гусь, журавль, сорока.

    Какие слова помогли отгадать загадки? Слова, которые обозначают признаки.

    Представьте бесцветную картину. Она унылая и неинтересная. А потом эту картину раскрасили. Сразу всё стало понятно, красиво, ярко (рис. 6). 

    Рис. 6. Яркая картина (Источник)

    Так и словесная картина может быть яркой, точной, красивой. Такой её помогают увидеть и представить слова, которые обозначают признаки предметов. Поэтому великие писатели и поэты называли наш русский язык волшебным. Ведь в нём очень много слов-признаков.

    Сегодня на уроке мы учились находить и подбирать такие слова, а также узнали, что отвечают эти слова на вопросы: какой?, какая?, какое? и какие?.

     .

    Список литературы

    1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. – М.: Астрель, 2011. (ссылка для скачивания Источник)
    2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. – М.: Баллас. (ссылка для скачивания Источник)
    3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

    Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

    1. Nsportal.ru (Источник).
    2. Openclass.ru (Источник).
    3. Menobr.ru (Источник).

    Домашнее задание

    1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали по теме урока.

    2. Дайте ответ одним словом. Зебра какая?

     Обмоталась зебра чёрной лентой и всех спрашивает:

    – Ну, отгадайте, какая я: чёрная или белая? Белая или чёрная?

    3. Прочитайте стихотворение Я. Акима. Назовите слова-признаки к слову «яблоко». Добавьте свои примеры.

    Яблоко спелое, красное, сладкое,

    Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

    Яблоко я пополам разломлю,

    Яблоко с другом своим разделю.

    4. Отгадайте слово по его признакам:

    а) румяный, сладкий, клубничный …

    б) красивая, мягкая, плюшевая …
    в) цветные, яркие, красивые …

    г) вязаный, красный, тёплый …

    5. Выберите слова, которые называют признаки предметов:

    Краски, красочные, красят, они, красный, длинный, короткий, квадрат, сказка, десять, быстро, мокрый, мчится, жёлтое, малыши, маленькие.

    6. Найдите строку, в которой все слова – названия признаков предметов:

    а) колючий, колкий, колючка;

    б) отдать, чудесный, плохой;

    в) гладкий, вкусный, ровный.

    7.Назовите признаки:

    а) Дома – по величине и по материалу.

    б) Яблока – по вкусу и цвету.

    Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/1-klass/nasha-rech/slova-nazvaniya-priznakov-predmetov

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.